А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Штро А.П. на решение мирового судьи судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе от 07 июня 2010 года, которым постановлено: «В иске Штро А.П. к Гришкина Л.А., Корсун А.А. о признании сделки недействительной отказать»,
УСТАНОВИЛ.
Штро А.П. обратился к Гришкиной Л.А. и Корсуну А.А. с исковыми требованиями о признании недействительным договора купли-продажи ? доли домовладения и ? доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; применить последствия недействительности сделки путем обязания Корсуна А.А. зарегистрировать переход права на данную долю домовладения на имя Гришкиной Л.А.. Требования истец мотивирует тем, что 14.02.2008 года между ним и ответчиками был заключен трехсторонний действующий до подписания основного договора (п.8) предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка по вышеуказанному адресу, определена стоимость 130000 рублей, во исполнение обязательства передал Корсун Г.П. 35000 и 5000 рублей. Гришкина Л.А. уклонилась от условий предварительного договора и продала свою долю Корсуну А.А..
Мировым судьей судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе 07 июня 2010 года принято вышеуказанное решение, которое обжалуется Штро А.П с указанием на одностороннюю оценку судом доказательств, неправильную оценку фактических обстоятельств.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали и пояснили следующее. Определением Черногорского городского суда от 14 мая 2007 года было утверждено мировое соглашение, по которому Корсун Г.П. обязалась заключить с ним договор купли-продажи дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Условия мирового соглашения не были исполнены, так как у имущества оказалось два собственника: Корсун Г.П. и Гришкина Л.А. 14 декабря 2008 года Штро А.П. заключил с Корсун Г.П. и Гришкиной Л.А. предварительный договор купли-продажи, по которому покупал по ? доле перешедших им по наследству дома и земельного участка. Устно было решено, что по 50000 рублей он передает продавцам, а по 15000 рублей он и Корсун Г.П. сбрасываются для передачи в агентство для оплаты по сбору документов и оформлению сделки. В подтверждение сделки передал по распискам Корсун Г.П. 35000 и 5000 рублей. Предварительный договор действует до подписания основного договора (п.8). В установленный п. 3 срок до 14 марта 2008 года договор купли-продажи заключен не был, так как у продавцов не были оформлены документы на имущество. В декабре 2008 года Гришкина Л.А. обратилась к Штро А.П. с предложением купить ее долю за 60000 рублей, он отказался. После этого по договору от 27 марта 2009 года Гришкина Л.А. продала долю Корсуну А.А., что сторона истца считает нарушением условий предварительного договора и должно повлечь признание договора между ответчиками недействительным.
Ответчик Гришкина Л.А. исковые требования не признала и подтвердила, что действительно заключала предварительный договор с истцом, по которому никаких денег не получила. В декабре 2008 года истец отказался купить ее долю за 60000 рублей, после чего она продала ее Корсуну А.А..
Ответчик Корсун А.А. и его представитель Чертыков М.К. (доверенность л.д. 53) исковые требования не признали и пояснили о приобретении доли имущества после окончания срока действия предварительного договора.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд полагает, что решение мирового судья является законным и обоснованным.
Согласно ст. 429 ГК РФ:
1. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
2. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
4. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
5. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
6. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Часть 4 статьи445 ГК РФ предусматривает, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Судом установлено, что Гришкина Л.А. и Корсун Г.П. являются наследниками в равных долях (по ? каждый) жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию.
14 мая 2007 года определением Черногорского городского суда Республики Хакасия утверждено мировое соглашение между истцом и Корсун Г.П., согласно которому Корсун Г.П. обязалась в срок до 01 сентября 2007 года заключить договор купли-продажи указанных выше дома и земельного участка. Определение суда вступило в законную силу 25 мая 2007 года.
14 февраля 2008 года между Корсун Г.П., Гришкиной Л.А. и Штро А.П. был заключен предварительный договор, согласно которому Штро за 130000 рублей обязался приобрести принадлежащие продавцам доли жилого дома с земельным участком. Указанным договором расходы по совершению сделки возложены на покупателя (п.1.5), основной договор должен быть заключен до 14.03.2008 года (п.3) (л.д. 5-6).
27 марта 2009 года Гришкина Л.А. продала принадлежащие ей доли жилого дома и земельного участка Корсуну А.А, (л.д. 9-10), право собственности покупателя зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленным в дело свидетельством о государственной регистрации права.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в предусмотренный п. 3 срок до 14 марта 2008 года основной договор купли продажи заключен не был, покупатель-истец не обращался с предложениями пролонгировать действующий или заключить новый предварительный договор, в суд для понуждения к заключению основного договора не обращался. Истец подтвердил суду свой отказ в декабре 2008 года на предложение Гришкиной Л.А. купить ее долю недвижимости за 60000 рублей. Совокупность этих обстоятельств позволяет суду сделать вывод, что обязательства сторон по предварительному договору купли-продажи прекратились 14 марта 2008 года.
После 14 марта 2008 года на основании ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник Гришкина Л.А. вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Установленные определением Черногорского городского суда обязательства при заключении мирового соглашения на Гришкину Л.А. не распространяются, так как она не являлась участником сделки.
Доводы стороны истца о принятии мер и совершении действий истцом, свидетельствующих о намерении заключить сделку в соответствии с предварительным договором купли-продажи суд не принимает, так как с исковыми требованиями, смысл которых сводится к установлению и подтверждению права собственности на спорный предмет недвижимости Штро обратился в суд в феврале 2009 года, то есть почти через год после окончания срока действия предварительного договора.
При установленных обстоятельствах мировой судья сделал правильный вывод о законности совершения Гришкиной Л.А. сделки по отчуждению своей доли имущества, отсутствии оснований для применения последствия недействительности сделки путем обязания Корсуна А.А. зарегистрировать переход права на данную долю домовладения на имя Гришкиной Л.А..
Истец не лишен возможности обратиться с самостоятельными исковыми требованиями о возврате выплаченных по предварительному договору сумм
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 328- 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ.
Решение мирового судьи судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе от 07 июня 2010 года, принятое по иску Штро А.П. к Гришкина Л.А., и Корсун А.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу Штро А.П. без удовлетворения.
Председательствующий