РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
17 августа 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.
с участием прокурора Куповасовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Сурмачем В.И. к администрации города Минусинска о признании незаконными действий по отказу в приватизации жилья и обязать администрацию города Минусинска заключить договор приватизации,
УСТАНОВИЛ.
Минусинский межрайонный прокурор обратился в интересах Сурмача В. И. к администрации города Минусинска с требованиями признать незаконными действия по отказу в приватизации жилья и обязать администрацию города Минусинска заключить договор с Сурмачем В.И. о передаче права собственности квартиры ... дома ... по ... в .... Требования прокурор мотивирует тем, что в 1980 году на основании ордера Номер обезличен Сурмач В.И. с женой и двумя детьми вселились в предоставленную им вышеуказанную квартиру, в связи со сменой места работы и выездом в районы Крайнего Севера жилье было «забронировано» на основании охранного свидетельства Номер обезличен от 16.12.2002 года, 01 июля 2009 года ответчик отказал в заключении договора приватизации под предлогом окончания срока действия охранного свидетельства и фактического проживания истца в ином месте. Действия ответчика противоречат нормам законов Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Куповасова А.Е. заявленные исковые требования поддержала и уточнила, что прокурор заявляет требования обязать ответчика заключить договор о бесплатной передаче квартиры в собственность Сурмача В.И.
Истец Сурмач В.И. исковые требования поддержал и пояснил, что в 1980 году в городе Минусинске вселился с семьей на основании ордера в предоставленную квартиру по ..., ..., .... В 1986 году был переведен работать прокурором города Норильска, в связи с чем оформил охранное свидетельство и выехал семьей жить в г. Норильск. По действующему ЖК РСФСР 16 декабря 2002 года оформлял охранное свидетельств (бронь) Номер обезличен, срок действия которого закончилось с принятием Жилищного кодекса РФ. В городе Норильске для проживания семьи было предоставлено жилое помещение по ..., ... ..., которое после расторжения брака в 2004 году приватизировала бывшая жена Сурмач В.П.. Дочь Сурмач В. В. 1966 года рождения приватизировала квартиру в ..., которая предоставлялась до его переезда работать в г. Минусинск. По договору купли-продажи имеет квартиру в Санкт-Петербурге, где проживает дочь Сурмач Е.В.. В настоящее время проживает в квартире Норильского горно-металлургического комбината по договору коммерческого найма. В приватизации жилья не участвовал.
В Минусинске в квартире постоянно находится его имущества: два спальных гарнитура, письменный стол, кресло и иное имущество. На период своего отсутствия разрешает соседу пользоваться квартирой. В отпусках приезжает в Минусинск и проживает в квартире, постоянно оплачивает платежи за пользование жильем. После 2005 года собственник не обращался с предложением заключить договор социального найма.
Представитель администрации города Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что после окончания срока действия охранного свидетельства при фактическом проживании в ином месте Сурмач В.И. утратил право пользования квартирой в г. Минусинске. Квартира подлежит перераспределению в пользу иных нуждающихся в жилье граждан.
Привлеченные судом третьи лица Сурмач Е.В. и Белова В.Л. (до смены личных данных Сурмач В.В.) в судебное заседание не прибыли. Надлежащие меры к их опросу и извещению о судебном разбирательстве судом принимались.
От Сурмач Е.В. поступила телеграмма с ходатайством рассмотреть дело в ее отсутствие, согласии с исковыми требованиями.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно Закону Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в российской федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статья 2 Закона предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Часть 2 статьи 7 Закона предусматривает, что в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с действовавшим до 01 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР (ст. 62) занимаемые нанимателями и членами их семей жилые помещения подлежали бронированию при направлении на работу за границу - на все время пребывания за границей, при выезде на работу в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности - на все время действия трудового договора, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, - на все время пребывания в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Если наниматель или члены его семьи в течение шести месяцев после окончания срока действия охранного свидетельства (брони) не предъявляли требования о возврате им помещения, договор найма жилого помещения подлежал расторжению в судебном порядке.
Судом установлено, что 30 января 1980 года исполком Минусинского горсовета выдал Сурмачу В.И. ордер Номер обезличен на вселение семей в составе жены ФИО5., дочерей Сурмач В.В. и Сурмач Е.В. в жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., ... л.д. 10).
В связи с назначением на должность прокурора города Норильска Сурмач В.И. в 1986 году выехал на работу на Крайний Север. Органом исполнительной власти оформлялась бронь на оставленное в Минусинске жилое помещение, что подтверждается выданным администрацией города Минусинска охранным свидетельством от 16 декабря 2002 года срок действия которого определен до 16 декабря 2005 года.
Статья 5 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ предусматривает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Суд пришел к выводу, что позиция ответчика о прекращении права пользования жилым помещением и договора (социального) найма после окончания даты срока действия охранного свидетельства не основана на законе, поскольку вступившим в силу с 01 марта 2005 года Жилищным кодексом РФ институт «бронирования» не сохранен, установленные ЖК РФСР институт «договор найма жилого помещения» трансформировался в предусмотренный ЖК РФ «договор социального найма». Обязанность у нанимателя или членов его семьи после окончания срока действия охранного свидетельства (брони) требовать возврата им помещения нормами ЖК РФ не предусмотрена. Квартиру у Сурмача В.И. собственник не забирал, иные лица собственником не вселялись.
Согласно ч. 3 ст.83 действующего ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Установив, что, убыв в 1986 году на жительство в г. Норильск к месту постоянной работы, Сурмач В.И. оставил в квартире в Минусинске мебель и иное имущество, посещал жилье во время отпусков, выполняет установленную законом обязанность по оплате за пользование жилым помещением и на содержание жилья, суд не может согласиться с мнением представителя ответчика о добровольном расторжении нанимателем договора социального найма. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Сурмач В.И. периодически пользуется жильем по прямому назначению, имеет в квартире имущество, принимает меры к содержанию квартиры, не утратил интерес к квартире как к жилому помещению, то есть добровольно договор социального найма не расторг.
Договором Номер обезличен от 09 августа 2004 года предоставленная семье истца квартира 36 в доме ... по ... в г. Норильске передана в единоличную собственность бывшей жена ФИО5 л.д. 20-21).
Сведений о реализации своего права на приватизацию иного жилого помещения суду не представлено.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета л.д. 23), договора найма л.д. 24), дополнительного соглашения к договору найма от 17.06.2009 года л.д. 26) Сурмач В.И. проживает по договору коммерческого найма сроком до 12 мая 2012 года в ..., ..., ... ....
В квартире в г. Минусинске проживающими никто не зарегистрирован, фактически никто не проживает, что установлено выпиской из домовой книги л.д. 12) и пояснениями Сурмача В.И. в судебном заседании, не оспорено представителем ответчика.
Согласно поступившей телеграмме дочь Сурмач Е. В. исковые требования поддерживает и от приватизации квартиры в г. Минусинске отказывается.
Совокупность имеющихся доказательств позволяет сделать вывод о том, что Сурмач В.И. получил спорную квартиру на законных основаниях, продолжает пользоваться квартирой по прямому назначению и периодически проживает в ней, исполняет предусмотренные законом обязанности по оплате за пользование жилым помещением и по содержанию жилья, добровольно договор социального найма не расторг, в приватизации иных жилых помещений не участвовал и право на получение безвозмездно квартиры в собственность не утратил, в квартире иные граждане не проживают, возражений о передаче квартиры в собственность истца от бывших членов семьи не заявлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Сурмач В.И. имеет право на приватизацию квартиры по адресу: ..., ..., ..., ....
Доводы представителя ответчика о регистрации места жительства истца в г. Норильске правового значения для рассмотрения спора не имеют, так как в соответствии с ч.2 ст. 3
Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ.
Признать незаконными действия администрации города Минусинска по отказу в приватизации жилого помещения Сурмачем В.И. незаконными.
Обязать администрацию города Минусинска заключить Сурмачем В.И. договор о бесплатной передаче ему собственность (приватизации) квартиры по адресу: ..., ..., ..., ....
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Изготовлено 17 августа 2010 года