решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2010 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием прокурора Бородкина П.А.,

представителей заинтересованных лиц Автайкиной С.М. (доверенность от 26.04.10г.) и Павловой Н.Ю. (доверенность от 20.09.10г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района и об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района и обязании Администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи грунтовой плотины.

Определением судьи от 22 сентября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация Минусинского района.

Свои требования прокурор мотивировал в заявлении и в судебном заседании следующим.

На территории Большеничкинского сельского совета Минусинского района на окраине села Большая Ничка располагается пруд на реке Ничка, на котором возведена грунтовая плотина длиной 55 метров, высотой 3,5 метра, шириной по гребню 4,5 метра и паводковый однопролетный водосброс с водосливом, являющиеся гидротехническим сооружением, предназначенным для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Собственник у грунтовой плотины отсутствует.

Согласно пунктам 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ от 06.10.03г. к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения от 21 сентября 2009 года № 2 грунтовая плотина находится в удовлетворительном состоянии, однако уровень безопасности- пониженный. Указанная плотина обеспечивает безопасность сел Большая Ничка и Малая Ничка.

Согласно статье 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117- ФЗ от 21.07.97г. плотина - то есть, сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод, является гидротехническим сооружением.

В соответствии со статьей 3 этого же Федерального закона под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимаются разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Согласно статье 9 этого же Федерального закона: Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Согласно статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94г. № 68- ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Указанные меры не могут быть осуществлены Администрацией Большеничкинского сельсовета по причине неопределенности правовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Администрацией Большеничкинского сельсовета мер по признанию права собственности на гидротехническое сооружение- грунтовую плотину на реке Ничка в селе Большая Ничка, расположенное в границах Большеничкинского сельсовета Минусинского района, не принимается. В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи грунтовой плотины Администрация Большеничкинского сельсовета не обращалась, что свидетельствует о невыполнении ей обязанности, закрепленной в пункте 3 статьи 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с требованиями статей 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Грунтовая плотина на реке Ничка в селе Большая Ничка Минусинского района требует надлежащей эксплуатации, которая обеспечила бы соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, контроль(мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий, что невозможно осуществить, не определив собственника гидротехнического сооружения.

Своим бездействием, выражающимся в не выполнении требований статьи 14 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не выполнении требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Администрация Большеничкинского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут оказаться в зоне чрезвычайной ситуации в случае аварии на данном гидротехническом сооружении.

Учитывая вышеизложенное, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района в части не принятия мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении- грунтовой плотине на реке Ничка в селе Большая Ничка, расположенном в границах Большеничкинского сельсовета Минусинского района. Также прокурор просит обязать Администрацию Большеничкинского сельсовета Минусинского района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи грунтовой плотины на реке Ничка в селе Большая Ничка, расположенной в границах Большеничкинского сельсовета Минусинского района.

Заинтересованное лицо Администрация Большеничкинского сельсовета Минусинского района, действующее через своего представителя Автайкину С.М., требования прокурора полагало обоснованными, мотивировав свою позицию следующим. Ответчик не оспаривает обстоятельств, изложенных прокурором. Вместе с тем, для надлежащей реализации всех функций органа местного самоуправления, в том числе и функции по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении- указанной грунтовой плотине у Администрации Большеничкинского сельсовета не имеется необходимых материальных ресурсов.

Заинтересованное лицо- Администрация Минусинского района, действующее через своего представителя Павлову Н.Ю., с требованиями прокурора согласилось, полагая их обоснованными.

Сторонами в суд представлены в качестве доказательств и судом истребованы также следующие документы: акт от 21.09.09г.; акт от 13.04.09г.; перечень гидротехнических сооружений; ответ Ростехнадзора от 09.04.10г.; сообщение ФРС от 29.09.10г.; сообщение ФГУП «Ростехинветаризация» от 30.09.10г.; заявление от 30.09.10г..

Выслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Лица, участвующие в деле согласны и не оспаривают того, что расположенная на территории Большеничкинского сельского совета Минусинского района в селе Большая Ничка грунтовая плотина длиной 55 метров, высотой 3,5 метра и шириной по гребню 4,5 метра на реке Ничка, предназначена для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод; плотина находится в удовлетворительном состоянии, однако уровень безопасности плотины пониженный; собственник у плотины отсутствует.

Также стороны не оспаривают и того, что согласно пунктам 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ от 06.10.03г. к вопросам местного значения поселения- Большеничкинский сельсовет, в силу расположения плотины на землях сельсовета и в силу отсутствия у плотины собственника, относятся функции в отношении указанной грунтовой плотины по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией плотины.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в силу требований статьи 14 Федерального закона № 131- ФЗ и отсутствия у плотины собственника, обязанность по обеспечению безопасности плотины для неопределенного круга лиц лежит на Администрации Большеничкинского сельсовета.

Собственник у плотины отсутствует, плотина фактически является бесхозяйным недвижимым имуществом. Указанная плотина в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии, однако уровень безопасности является пониженным и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной ненадлежащим состоянием плотины, может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угроза уничтожения и повреждения имущества неопределенного круга лиц.

В настоящее время ни один из субъектов гражданских прав- ни государственные, ни муниципальные образования, ни юридические лица, не считают себя собственником данной плотины и не желают являться ее собственником, так как полномочия по владению и пользованию плотиной сопряжены в первую очередь с несением существенных финансовых расходов на их эксплуатацию и обслуживание.

Учитывая изложенное, суд полагает, что дальнейшее нахождение плотины в положении бесхозяйного объекта противоречит требованиям действующего законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории села Большая Ничка на благоприятную среду обитания, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что в силу правовых норм, на которые сослался прокурор в своем заявлении, в сложившейся ситуации, именно органы местного самоуправления в лице Администрации Большеничкинского сельсовета обязаны выполнять функции по содержанию в надлежащем состоянии грунтовой плотины.

Так, согласно требованиям статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Учитывая установленные судом обстоятельства, подача органами местного самоуправления заявления о принятии на учет плотины в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, является не только правом, но и исполнением этими органами возложенных на них законом обязанностей по содержанию в готовности необходимых сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что бездействие Администрации Большеничкинского сельсовета, выражающееся в не направлении заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет плотины в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, является незаконным бездействием со стороны органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района и об обязании совершить действия- удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие Администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района в части не принятия мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении- грунтовой плотине на реке Ничка на окраине села Большая Ничка Минусинского района, длиной 55 метров, расположенной в границах Большеничкинского сельсовета Минусинского района.

Обязать Администрацию Большеничкинского сельсовета Минусинского района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи грунтовой плотины на реке Ничка на окраине села Большая Ничка Минусинского района, длиной 55 метров, расположенной в границах Большеничкинского сельсовета Минусинского района.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента объявления.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200