Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Минкиной М.Т.
при секретаре: Ениной Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Абаканского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанностей по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию вокзала,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанностей по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию вокзала, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов установлено, что вокзал станции ... не оборудован специальным приспособлением (пандусом) для передвижения маломобильных групп населения. Несоответствие здания вокзала станции ... требованиям доступности, не позволяет маломобильным группам населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, воспользоваться услугами зала ожидания, касс и т.д., находящихся в здании вокзала, что является нарушением их конституционных прав, закрепленных в статьях 18, 19, 44, 45 Конституции Российской Федерации. Просит суд, обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога оборудовать здание вокзала ст. ... специальным приспособлением пандусом в соответствии с требованиями строительных норм и правил л.д. 4-6).
В судебном заседании прокурор требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд, в силу ч. 3, 4 ст. 29 ГПК РФ предусматривает, что иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Филиал ОАО «РЖД» - Красноярская железная дорога находится в ..., .... На основании изложенного, считает требования Абаканской транспортной не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, полагает заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц л.д.55 т.1) ОАО «РЖД» является действующим юридическим лицом.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ устанавливается, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года М 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 31 декабря 2005 года) Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно- правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Раздел 4 СНиП 2.08.02-89 предусматривает требования доступности для маломобильных посетителей, в котором примечание к п. 4.1. определяет, что к категории маломобильных посетителей следует относить инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, а также лиц преклонного возраста и временно нетрудоспособных.
В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в зданиях должен быть как минимум один выход, приспособленный для маломобильных групп населения. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Судом установлено, что здание вокзала станции ..., расположенное по адресу ..., ..., пос. ..., ... ..., не оборудовано специальным приспособлением (пандусом) для передвижения маломобильных групп населения л.д. 8 т. 1), имеет общую площадь 772,9 кв.м., принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД» согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.03.2004 г. серии 24 ГИ № 004231. Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств от 30.09.2003 г. здание вокзала ст. ... находится на балансе Абаканской дистанции гражданских сооружений Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» л.д. 10 т. 1). Согласно техническому паспорту л.д. 12-25 т.1) в здании вокзала станции ... расположены парикмахерская, туалет, диспетчерская, кухня, зал ожидания, касса, лечебный кабинет, магазин и др. помещения.
Учитывая, что вышеизложенные правовые нормы возлагают на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, независимо от организационно-правовых форм обязанность по созданию для инвалидов условий для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что пассажирские здания железнодорожных станций, веденные в эксплуатацию до вступления в силу закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не подпадают под его действие, и полагает, что ответчик обязан оборудовать здания станции пандусом и поручнями в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, поскольку указанный технический регламент устанавливает общие технические требования к обустройству зданий специальными приспособлениями и оборудованием для маломобильных групп населения. Действующие законодательство не связывает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения с процессами реконструкции или капитального ремонта зданий, а также с наличием либо отсутствием обращений общественных объединений инвалидов.
Учитывая, что заключение договора на оказание услуг по перевозке пассажира удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 ГК РФ), который может быть приобретен на станции ..., прокурор вправе предъявить иск в суд в интересах неопределенного круга лиц как по месту заключения договора, так и по месту жительства граждан -потребителей в Минусинский городской суд, в связи с чем доводы о том, что прокурорам иск подан с нарушением правил подсудности суд полагает надуманными.
Доказательств невозможности оборудования здания вокзала пандусом, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требований Абаканского транспортного прокурора и обязать ответчика оборудовать здание вокзала ст. ... специальным приспособлением (пандусом) в соответствии с требованиями строительных норм и правил, поскольку отсутствие специального оборудования нарушает права маломобильных групп населения, включая инвалидов использующих кресло- коляски на качественное обслуживание на железнодорожных вокзалах, создает препятствия к свободном доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – Красноярская железная дорога оборудовать здание вокзала ст. ... специальным приспособлением (пандусом) в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен – 26.10.2010 г.
Решение не вступило в законную силу.