решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Крятова А.Н.

при секретаре: Алюшиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугарковой надежды Михайловны к Управлению пенсионного фонда (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о перерасчете размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

истица обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии в соответствии с размером ее заработной платы за <Дата обезличена> годы.

Требования мотивировала тем, что при обращении к ответчику по достижении общеустановленного возраста ей была назначена пенсия. Согласно письменного ответа ей было разъяснено, что в связи с действующим законодательством размер пенсии зависит от стажа и заработной платы до <Дата обезличена> года и размера страховых взносов, сведения о которых имеются на ее индивидуальном лицевом счете. При этом расчет пенсии может быть произведен исходя из размера заработка по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за <Дата обезличена> годы в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями. Расчет ее пенсии произведен исходя из размера заработной платы за период <Дата обезличена> годов по представленной справке, так как предприятие, в котором она работала в <Дата обезличена> годы предоставило сведения о размере заработной платы только за <Дата обезличена> год. Вариант расчета размера пенсии только по сведениям о заработной плате за <Дата обезличена> год является для нее не выгодным. данное предприятие было ликвидировано, поэтому она не может восстановить свое право на получение пенсии в соответствии с реальными заработками за <Дата обезличена> год. Ее права ущемлены.

В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Ломакина И.А. требования поддержали.

Истица пояснила, что работала в ООО с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года, после чего предприятие было ликвидировано. По достижении 55 лет обнаружилось, что предприятие не подало сведения о размере ее заработной платы в <Дата обезличена> году. Такие сведения она получила в архиве по просьбе работников УПФ. Однако работники ответчика ссылаются, что сами не могут откорректировать сведения в связи с ликвидацией организации. По сведениям о заработной плате за <Дата обезличена> год размер ее пенсии увеличится на <данные изъяты> рублей. В настоящее время пенсия назначена в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика по доверенности Рамбургер О.А. иск не признала, пояснила, что оснований для перерасчета размера пенсии нет, так как работодатель не предоставил сведения о заработной плате истицы за <Дата обезличена> год.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Бугарковой Н.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что <Дата обезличена> года истица достигла возраста 55 лет и ей была назначена пенсия.

При этом для расчета размера пенсии ответчиком были применены сведения о размере заработной платы истицы за период работы 60 месяцев подряд с <Дата обезличена> годы, что не оспаривается сторонами.

Истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за <Дата обезличена> годы.

Ответчик сообщил Бугарковой Н.М. о том, что включить в расчет заработка сведения за <Дата обезличена> год по предоставленной архивной справке нет законодательных оснований, а расчет пенсии только по сведениям о размере заработка за <Дата обезличена> год невыгоден для нее. Так как предприятие ликвидировано, откорректировать лицевой счет истицы не представляется возможным.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения истицы в суд.

Суд считает, что позиция ответчика, отказавшего истице в расчете размера пенсии с учетом сведений о размере заработной платы за <Дата обезличена> годы, основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

В силу п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за <Дата обезличена> годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по <Дата обезличена> года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (<данные изъяты>).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Таким образом, истица при назначении пенсии имела право на исчисление расчетного размера трудовой пенсии либо исходя из ее среднемесячного заработка за <Дата обезличена> годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев работы подряд.

Истица выразила свое намерение на исчисление расчетного размера пенсии по первому варианту, в чем ей было отказано.

Как следует из материалов дела – копии трудовой книжки, Бугаркова Н.М. <Дата обезличена> года была принята на работу в ООО на должность продавца. <Дата обезличена> года товарищество было преобразовано в ООО, откуда истица была уволена в порядке согласованного перевода <Дата обезличена> года л.д. 7-9).

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в частности:

создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах, в частности осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ (ст. 4, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу ст. 5 данного Федерального закона, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.

На основании п. 1 ст. 6 названного ФЗ, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В соответствии с п.п. 12 п. 2 данной статьи, в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается, в частности заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 8 названного Федерального закона, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, то есть работодателями.

При этом, в силу п.п. 6 п. 2 ст. 11 ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в частности сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования.

На основании ст. 16 данного Федерального закона, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Судом также установлено, что в системе обязательного пенсионного страхования Бугаркова Н.М. была зарегистрирована <Дата обезличена> года, ей присвоен номер индивидуального лицевого счета <Номер обезличен> л.д. 13-16).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Бугарковой Н.М., страхователем ООО были предоставлены сведения о размере заработной платы истицы в полном объеме только за <Дата обезличена> год, за <Дата обезличена> год такие сведения о размере заработной платы не предоставлены.

Из копии определения Арбитражного суда Красноярского края от <Дата обезличена> года следует, что решением Арбитражного суда Красноярского края от <Дата обезличена> года ООО было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Названным определением конкурсное производство в отношении ООО было завершено, на конкурсного управляющего в срок до <Дата обезличена> года возложена обязанность предоставить выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

Ответчик в ответе на обращение истицы признал, что предприятие, в котором истица работала в 2000<Дата обезличена> годы, в настоящее время ликвидировано.

Истица обратилась в Муниципальное учреждение «Архив г. Минусинска» по вопросу предоставления ей сведений о размере заработной платы за 2001 год в связи с работой в ООО, на что ею была получена справка от <Дата обезличена> года <Номер обезличен>п л.д. 6).

В соответствии с данной справкой, размер заработной платы истицы в 2001 году составлял:

<данные изъяты>.

В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

То есть истица правомочна пользоваться предоставленными ею архивными сведениями о размере заработной платы.

В силу ст. 19 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Данный нормативно-правовой акт действовал на момент назначения пенсии истице.

В силу п. 4 данной Инструкции, территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

Согласно п. 40 Инструкции, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

В связи с изложенным суд приходит к выводам о том, что причиной отказа в исчислении расчетного размера пенсии истицы по сведениям о заработной плате за <Дата обезличена> год явилось отсутствие сведений о размере заработной платы Бугарковой Н.М. в ее индивидуальном лицевом счете сведений о размере заработной платы за <Дата обезличена> года. Обязанность по предоставлению таких сведений лежала на ее работодателем и страхователе, то есть на ООО. Истица лишена в настоящее время возможности требовать от данного юридического лица внесения дополнений в ее лицевой счет, так как предприятие в установленном законом порядке ликвидировано, а документы о размере ее заработной платы сданы в архив г. Минусинска.

Каких-либо признаков вины в рассматриваемом правоотношении суд не усматривает, так как обязанность по предоставлению сведений о размере заработка лежала на страхователе (работодателе), а функции контроля за предоставлением таких сведений лежали и лежат на ответчике.

При установлении истицей факта отсутствия в лицевом счете сведений о размере ее заработка за <Дата обезличена> год, она самостоятельно представила ответчику справку архива о размере заработной платы за <Дата обезличена> год. Такая справка содержит все необходимые сведения о размере заработной платы, подлежащие включению в лицевой счет истицы. Сведения о размере заработной платы истицы согласно данной справке за <Дата обезличена> год л.д. 22), совпадают со сведениями об ее заработной плате за <Дата обезличена> год в выписке из лицевого счета.

При таких обстоятельствах, суд не видит законных оснований не доверять сведениям о размере заработной платы истицы за <Дата обезличена> год, которые были предоставлены истицей и проведены судом л.д.17, 22).

Таким образом, суд приходит к выводам о том, что у ответчика не было законных оснований отказывать истице во включении сведений о заработной плате истицы за <Дата обезличена> год в ее индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования, так как возможность внесения таких сведений работодателем отсутствует по причине его ликвидации. Сведения о заработной плате работников были предоставлены в архив.

В силу абз. 4 п. 41 Инструкции, такие сведения без каких-либо препятствий могли быть дополнены в лицевой счет по заявлению застрахованного лица, то есть Бугарковой Н.М. Сомнений относительно достоверности предоставленных сведений у ответчика не было.

В существующем положении истица лишена права на получение пенсии в том размере, в котором она имеет право ее получать в соответствии с достоверными сведениями о заработной плате за <Дата обезличена> год, не включенными в ее индивидуальный лицевой счет по вине страхователя и при отсутствии должного контроля со стороны ответчика.

Восстановление нарушенного права истицы суд считает возможным произвести путем возложения на ответчика обязанности произвести ей перерасчет размера пенсии с учетом не предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета о заработной плате за <Дата обезличена> год согласно справке МУ «Архив г. Минусинска» от <Дата обезличена> года.

Что касается требований истицы о перерасчете размера пенсии с учетом размера ее заработка за <Дата обезличена> год, в этой части оснований для удовлетворения требований нет, так как эти сведения содержатся в ее индивидуальном лицевом счете и доступным ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе произвести Бугарковой Надежде Михайловне перерасчет размера пенсии с учетом не предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета о заработной плате за <Дата обезличена> год:

<данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Изготовлено 22 октября 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200