Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Дудусова Д.А.,
при секретаре Степановой С.Б.,
с участием представителя истца Радченко Е.С. (доверенность от 08.06.09г.),
представителя третьего лица Ольховской Г.В. (доверенность от 13.01.10г.) и
представителей ответчика Макиенко Н.В. ( доверенность от 18.03.10г.) и Коротковой Л.К.(приказ № 42 от 10.03.04г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковыми требованиями к МБУЗ «Минусинская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия.
Свои требования истец через своего представителя Радченко Е.С. в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. МБУЗ «Минусинская центральная районная больница» осуществляет свою деятельность с нарушением требований федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с экспертными заключениями № К-197 от 07.05.2009 г. и № 134-П от 13.07.2009 г. условия оказания медицинских услуг в МБУЗ «Минусинская ЦРБ» не соответствуют санитарным правилам и нормам. Истцом ответчику было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений и оборудования для осуществления медицинской деятельности № 24.49.3 1.000.М.003520.10.09 от 06.10.2009 г. для устранения им нарушений санитарного законодательства, а именно выполнения требований п.п. 3.10.3, 3.10.2, 3.10.1, 3.4, 3.17, 3.27.1, 3.27.2, 5.8, 4.2, 6.5, 7.1, 7.8, 9.5, 9.7, 10.9.2 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», п.п. 3.13, 3.3, 3.5, 3.8, 4.10, 4.13, 5.5, 5.6, 5.11,6.22, 6.1,6.10, 7.11,7.12, 7.18, 13.1, 12.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Сроки и порядок устранения указанных нарушений регламентированы планами мероприятий, согласованными министром здравоохранения Красноярского края Яниным В.Н., главой администрации города Минусинска, главным врачом МБУЗ «Минусинская ЦРБ». Мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства запланированы, в соответствии с указанным планом, на 2009, 2010, 2011 г.г. Как следует из информационного письма № 01-22/634 от 18.08.2010 г. ответчиком не устранены, в соответствии с планом, нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с экспертными заключениями № К-197 от 07.05.2009 г., № 134-П от 13.07.2009 г. МБУЗ «Минусинская ЦРБ» хирургическое, урологическое отделения размещаются на втором этаже трехэтажного здания хирургическою корпуса МБУЗ «Минусинская центральная районная больница» по адресу: <адрес> «А».
Хирургическое отделение имеет следующий набор помещений:
1. пост № 1: «чистая» перевязочная - 19,6 кв.м. (при нормативе - 22
кв.м.), «чистая» процедурная - 11,4 кв.м. (при нормативе - 12 кв.м.), кабинет
заведующего отделением 13,9 кв.м, санитарная комната (ванная) площадью - 10,2 кв.м., столовая общая для больных хирургического и урологического отделений - 20,3 кв.м, буфетная-буфетная общая для больных хирургического и урологического отделений - 15,7 кв.м.;
2. пост № 2: кабинет старшей медицинской сестры отделения - 19,0
кв.м. (при нормативе – 10 кв.м.), комната среднего медицинского персонала- 17,4 кв.м., палата № 5 на 4-е койки - 18,4 кв.м. (при нормативе на 1 койку-7,0 кв.м), палата № 6 на 4-е койки - 18,2 кв. м (при нормативе на 1 койку-7,0 кв.м), палата № 7 на 4-е койки - 17,4 кв.м. (при нормативе на 1 койку-7,0 кв.м), палата № 8 на 4-е койки - 18,1 кв.м. (при нормативе на 1 койку-7,0 кв.м), палата № 9 на 4-е койки - 18,3 кв.м. (при нормативе на 1 койку-7,0 кв.м), палата № 10 на 4-е койки - 18 кв.м. (при нормативе на 1 койку- 7,0 кв.м), палата № 11 послеоперационная на 3-й койки - 13,6 кв.м. (при нормативе на 1 койку- 13,0 кв.м.), палата № 12 послеоперационная на 2-е койки -10,6 кв.м. (при нормативе на 1 койку- 13,0 кв.м), палата № 13 послеоперационная на 2-е койки - 9,9 кв.м. (при нормативе на 1 койку- 13,0 кв.м), палата № 14 послеоперационная на 2-е койки - 10,3 кв.м. (при нормативе на 1 койку 13,0 кв.м), процедурная - 10,6 кв.м. (при нормативе - 12 кв.м.), «грязная» перевязочная (гнойного поста) - 19,5 кв.м. (при нормативе - 22 кв.м.), кабинет сестры-хозяйки - 8,6 кв.м. (нормируется — 10 кв.м.), помещение для хранения чистого белья - 10,7 кв.м, ординаторская - 29,2 кв.м, комната для младшего медицинского персонала - 5,1 кв.м., помещение для хранения уборочного инвентаря - 4,4 кв.м., санитарная комната (ванная) для больных 8,6 кв.м, помещение сортировки и временного хранения грязного белья - 5 кв.м., помещение для мягкого инвентаря 4,8 кв.м, 3 санузла для больных, 2 санузла для медицинского персонала.
Площади палат № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, перевязочных, процедурных хирургического отделения не соответствуют гигиеническим нормативам, что является нарушением п. 3.4, п. 3.17 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (п. 3.6 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В отделении имеется один операционный блок для хирургического и урологического отделений. В составе операционного блока отсутствует санпропускник, что является нарушением требований п. 3.10.2 СанПиН 2.1.3.1375-03 (п. 10.4.9 раздела I СанПин 1 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В нарушении требований п. 3.27.1, п. 3.27.2, п. 5.8, п. 3.4, п. 9.5, п. п. 9.7 СанПиН 2.1.3.1375-03 в отделении не предусмотрены гардеробные для больных, в санузлах женских палатных секций не оборудована кабина гигиены женщин с восходящим душем, количество санитарных приборов для больных не соответствует гигиеническим нормативам (п. 3.6 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В отделении не оборудована система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что является нарушением требований п. 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 (п. 6.4 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В нарушение требований п. 5.6. СанПиН 2.1.3.1375-03 санузлы не обеспечены одноразовыми бумажными полотенцами или электрополотенцами, (п. 5.9 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
Палаты хирургического отделения не оборудованы специальными светильниками ночного освещения, что является нарушением требований п. 7.8 СанПиН 2.1.3.1375-03 (п. 7.10 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
Урологическое отделение размещается на втором этаже трехэтажного здания хирургического корпуса МБУЗ «Минусинская центральная районная больница» по адресу: <адрес>
Урологическое отделение имеет следующий набор помещений:
- палата № 1 послеоперационная на 4-е койки - 20,1 кв.м. (при нормативе на 1 койку- 13,0 кв.м), палата № 2 на 4-е койки - 20,2 кв.м. (при нормативе на 1 койку - 7 кв.м.), палата № 3 па 4-е койки - 20,9 кв.м. (при нормативе на 1 койку - 7 кв.м), палата № 4 послеоперационная на 4-е койки - 20,6 кв.м. (при нормативе на 4 койку- 13,0 кв.м), перевязочная - 19,7 кв.м. (при нормативе - 22 кв.м.), процедурная - 12 кв.м. (при нормативе - 12 кв.м.), кабинет заведующего отделением совмещенный с ординаторской - 9 кв.м, санитарная комната (ванная) площадью - 10,2 кв.м. предназначена одновременно для больных хирургического и урологического отделений, столовая общая для больных хирургического и урологического отделений - 20,3 кв.м, буфетная общая для больных хирургического и урологического отделений - 15,7 кв.м. (при нормативе - 12 кв.м.), кабинет старшей медицинской сестры отделения - 9,4 кв.м. (при нормативе - 10 кв.м.), комната медицинского персонала - 8,4 кв.м., кабинет сестры-хозяйки - 10,7 кв.м., 2 санузла для больных, санузел для персонала.
Площади палат урологического отделения № 1, 2, 4 и перевязочной не соответствуют гигиеническим нормативам, что является нарушением п. 3.4, п. 3.17 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (п. 3.6 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В нарушении требований п. 3.27.1, п. 3.27.2, п. 5.8, п. 3.4, п. 9.5, п. п. 9.7, п. 10.9.2 СанПиН 2.1.3.1375-03 в отделении не предусмотрены помещение для персонала площадью не менее 12 кв. м, оборудованное холодильником, электроводонагревательным устройством, средствами для разогрева пищи и раковиной; в санузлах женских палатных секций не оборудована кабина гигиены женщин с восходящим душем, душевая кабина для медицинского персонала, отсутствуют помещение для хранения и приготовления дезрастворов и помещение для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок, для хранения уборочного инвентаря, помещение для временного хранения грязного белья, количество санитарных приборов для больных не соответствует гигиеническим нормативам (п. 3.6 раздела I СанПиН2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В нарушение требований п. 5.6. СанПиН 2.1.3.1375-03 санузлы не обеспечены одноразовыми бумажными полотенцами или электрополотенцами (п. 5.9 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
В отделении не оборудована система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что является нарушением требований п. 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 (п. 6.4 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
Не оборудованы специальными светильниками ночного освещения палаты урологического отделения, что является нарушением требований п. 7.8 СанПиН 2.1.3.1375-03 (п. 7.10 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность»).
Измеренные уровни искусственной освещенности на рабочих местах в процедурных кабинетах составляют 73-156 лк при нормативе 500 лк, в ординаторской составляют 52-182 лк при нормативе 400 лк, что не соответствует требованиям п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Пищеблок и буфетная хирургического и урологического отделений находятся на обособленной территории МБУЗ «Минусинская ЦРБ» в здании по адресу: <адрес>». Пищеблок расположен в одноэтажном здании, пристроенном к пятиэтажному терапевтическому корпусу. Буфет хирургического и урологического отделений (один на эти два отделения) находится в составе хирургического отделения, которое в свою очередь размещается на втором этаже трехэтажного здания хирургического корпуса МБУЗ «Минусинская ЦРБ». Структура и планировка помещений пищеблока не исключает возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков (через вход пищеблока осуществляется госпитализация тяжелых больных в терапевтический корпус), что является нарушением требований п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». На пищеблоке отсутствует помещение с охлаждаемой холодильной камерой для хранения пищевых отходов, экспедиторская с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи, что является нарушением требованиям п.п. 5.2, 9.13, 6.22 СП 1.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Взаимное расположение помещений пищеблока не позволяет обеспечить соблюдение поточности технологического процесса приготовления блюд: имеются встречные и перекрещивающиеся потоки сырья и готовой продукции (доставка сырого мяса из холодильной камеры в мясной цех осуществляется через варочный цех, вход в овощной цех осуществляется через моечное помещение для кухонной посуды, выдача готовой пищи осуществляется через вход, который служит входом для персонала, загрузки пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также осуществляется транспортировка больных на каталках терапевтического корпуса). Указанное является нарушением требований п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Над моечными ванными, плитами, являющимися источниками повышенных выделений влаги, тепла и газов не оборудованы локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения, что является нарушением требований п. 4.10 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
В помещениях моечной и в овощном цехе естественное освещение отсутствует, что является нарушением требований п. 4.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Место для мытья тары для пищевых отходов не выделено, в результате чего мытье тары осуществляется в тамбуре при входе, что является нарушением требований п. 9.13. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
В нарушение требований п.п. 2.1, 2.4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"" Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (п.п. 14.2, 14.2.) на пищеблоке в период с 2008 г. по 2009 г. не осуществлялся производственный лабораторный контроль, в том числе за качеством и безопасностью поступающего сырья и выпускаемой готовой продукции.
Набор помещений буфетного отделения не соответствует требованиям п. 12.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (п. 6.4 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществлении медицинскую деятельность»). В буфетном отделении холодная и горячая вода подведена только к двум из четырех имеющихся моечных ванн. Более того, вместо пяти моек установлено только 4 мойки, что является нарушением п. 3.3.СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В буфетном отделении над мойками, являющимися источниками повышенных выделений влаги, не оборудована локальная вытяжная система с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения, что является нарушением требований п. 4.10 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В нарушение требований п.п. 2.1, 2.4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (п.п. 14.2, 14.2.) в буфетном отделении в период с 2008 г. по 2009 г. не осуществлялся производственный лабораторный контроль.
Согласно пп. 1.1-1.3 СанПиН 2.1.3.1375-03 указанные санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях независимо от их принадлежности и форм собственности. Эти санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами, деятельность которых связана с эксплуатацией лечебных учреждений.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 указанный нормативный акт устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Эти санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» указанные санитарные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец просил признать бездействие ответчика по непринятию мер для устранения нарушений санитарного законодательства незаконным и обязать ответчика в срок до 01.01.11г.: оборудовать в составе операционного блока санпропускник; привести в соответствии с санитарными правилами и нормами площади палат, основных и вспомогательных помещений урологического и хирургического отделений; оборудовать хирургическое отделение гардеробными для больных; оборудовать хирургическое, урологическое отделения системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и/или естественным побуждением; обеспечить санузлы хирургического, урологического отделений туалетной бумагой, средствами для мытья рук; оборудовать специальными светильниками ночного освещения палаты хирургического отделения; оборудовать урологическое отделение помещением для персонала, помещением для хранения и приготовления дезрастворов, помещением для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок, для хранения уборочного инвентаря, помещением для временного храпения грязного белья; привести в соответствие с гигиеническими нормативами уровни искусственной освещенности на рабочих местах в процедурных кабинетах, в ординаторской урологического отделения, с подтверждением протоколами лабораторных исследований; обеспечить архитектурно - планировочные решения помещений пищеблока в соответствии с санитарными правилами и нормами; оборудовать пищеблок помещением с охлаждаемой холодильной камерой для хранения пищевых отходов, экспедиторской с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи; оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над моечными ванными, плитами, являющимися источниками повышенных выделений влаги, тепла и газов; оборудовать естественное освещение в помещениях моечной и в овощном цехе; оборудовать помещение для мытья тары для пищевых отходов; обеспечить производственный лабораторный контроль, в том числе за качеством и безопасностью поступающего сырья и выпускаемой готовой продукции, на пищеблоке; обеспечить набор помещений буфетного отделения в соответствии с гигиеническими нормативами; оборудовать пять моек в буфетном отделении; оборудовать локальную вытяжную систему с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над мойками в буфетном отделении; обеспечить производственный лабораторный контроль в буфетном отделении, с подтверждением протоколами лабораторных исследований.
В настоящем судебном заседании истец от части исковых требований отказался; в связи с отказом истца от иска гражданское дело прекращено определением суда от 10 декабря 2010 года в части следующих требований: о признании бездействий ответчика незаконными по непринятию мер для устранения нарушений санитарного законодательства, выразившиеся: в необорудовании гардероба для больных в хирургическом отделении; в необорудовании системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и/или естественным побуждением в хирургическом, урологическом отделениях; в необеспечении в санузлах хирургического, урологического отделений туалетной бумаги, средствами для мытья рук; в необорудовании помещения для персонала; в необеспечении в соответствии с гигиеническими нормативами уровней искусственной освещенности на рабочих местах в процедурных кабинетах, в ординаторской урологического отделения; в необорудовании на пищеблоке помещения с охлаждаемой холодильной камерой для хранения пищевых отходов; в необорудовании локальных вытяжных систем с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над моечными ванными, плитами, являющимися источниками повышенных выделений влаги, тепла и газов; в не оборудовании пяти моек в буфетных отделениях, а также в части требований об обязании ответчика в срок до 01.01.2011 года: оборудовать хирургическое отделение гардеробными для больных; оборудовать хирургическое, урологическое отделения системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и/или естественным побуждением; обеспечить санузлы хирургического, урологического отделений туалетной бумагой, средствами для мытья рук; оборудовать урологическое отделение помещением для персонала; привести в соответствие с гигиеническими нормативами уровни искусственной освещенности на рабочих местах в процедурных кабинетах, в ординаторской урологического отделения, с подтверждением протоколами лабораторных исследований; оборудовать пищеблок помещением с охлаждаемой холодильной камерой для хранения пищевых отходов; оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над моечными ванными, плитами, являющимися источниками повышенных выделений влаги, тепла и газов; оборудовать пять моек в буфетном отделении.
Кроме того, истец согласился в настоящем судебном заседании с доводами ответчика о том, что требование истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необеспечении освещения в помещениях моечной и в овощном цехе и обязании ответчика оборудовать естественное освещение в помещениях моечной и в овощном цехе, не исполнено частично. Так, ответчиком не проведены мероприятия по производственному контролю, которые должны производиться два раза в год.
Кроме того, истец согласился в настоящем судебном заседании с доводами ответчика о том, что требование истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необеспечении производственного лабораторного контроля в буфетном отделении исполнено частично- в части контроля за состоянием помещений и оборудования.
Также истец в судебном заседании согласился с установлением сроков исполнения заявленных требований, предложенных истцом, в связи с наличием объективных факторов, не позволяющих выполнить эти требования в более короткие сроки.
Истец не согласился с доводами ответчика о том, что требование об оборудовании пищеблока экспедиторской с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи не носит для ответчика обязательного характера.
Ответчик, действующий в судебном заседании через своих представителей Макиенко Н.В. и Короткову Л.К., в судебном заседании исковые требования признал частично, свою позицию мотивировал следующим. В связи с недостаточным финансированием МБУЗ «Минусинская ЦРБ» не имело возможности привести материально-техническую базу в соответствие лицензионным требованиям. В 2008г. Законом Красноярского края от 06.07.2006г. № 19-5007 «О краевой целевой программе «Укрепление материально-технической базы краевых государственных. муниципальных учреждений здравоохранения и краевых государственных образовательных учреждений среднего и дополнительного профессионального образования Красноярского края» на 2006-2008годы» (с изменениями и дополнениями) МУЗ «Минусинская ЦРБ» на укрепление материально-технической базы в 2008г. был определен объем финансирования 10880 000 рублей. На основании приказа управления здравоохранения администрации г. Минусинска от 17.04.2008г. № 86 на базе МУЗ «Минусинская ЦРБ» было создано отделение для больных с заболеваниями головного мозга. Законом Красноярского края от 06.07.2006г. № 19-5007 объем финансирование материально-технической базы больницы был установлен без учета указанного отделения, в связи с его отсутствием. Субсидии на ремонт площадей созданного отделения дополнительно не предоставлялись, в связи с чем из выделенных по целевой программе средств было израсходовано 7255000 рублей. В дальнейшем восполнение денежных средств, затраченных на ремонт помещений, предназначенных для отделения для больных с заболеваниями головного мозга не производилось, что вызвало финансовые затруднения в процессе приведения больницы в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами. Ответчик согласен с истцом в том, что ряд нарушений им устранены, в связи с чем, истец отказался от соответствующей части исковых требований.
Ответчик полагает также, что требование об оборудовании пищеблока экспедиторской с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи не носит для ответчика обязательного характера в силу требований пункта 14.21. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность». В связи с тем, что в помещении пищеблока нет условий для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений, их мытье в соответствии с вышеуказанными санитарными правилами производится в моечной буфетной, где установлена ванна.
Также, ответчик полагает, что требование истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необеспечении освещения в помещениях моечной и в овощном цехе и обязании ответчика оборудовать естественное освещение в помещениях моечной и в овощном цехе, не исполнено только частично- ответчиком не проведены мероприятия по производственному контролю, которые должны производиться два раза в год. Сама же освещенность указанным требованиям соответствует.
Также ответчик полагает, что требование истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необеспечении производственного лабораторного контроля в буфетном отделении исполнено частично- в части контроля за состоянием помещений и оборудования.
В связи с указанными выше обстоятельствами ответчик не в состоянии исполнить все вышеперечисленные требования в указанный истцом срок и, способен исполнить ряд требований только в сроки, превышающие сроки, заявленные в иске.
Так, такие требования как: оборудовать в составе операционного блока санпропускник; привести в соответствии с санитарными правилами и нормами площади палат, основных и вспомогательных помещений урологического и хирургического отделений; оборудовать урологическое отделение помещением для хранения и приготовления дезрастворов, помещением для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок, для хранения уборочного инвентаря, помещением для временного храпения грязного белья; обеспечить архитектурно - планировочные решения помещений пищеблока в соответствии с санитарными правилами и нормами; оборудовать в помещении пищеблока помещение для мытья тары для пищевых отходов, ответчик способен исполнить только к 01.01.13г..
Такие требования, как: оборудовать специальными светильниками ночного освещения палаты хирургического отделения; обеспечить производственный лабораторный контроль, в том числе за качеством и безопасностью поступающего сырья и выпускаемой готовой продукции, на пищеблоке; обеспечить набор помещений буфетного отделения в соответствии с гигиеническими нормативами; оборудовать локальную вытяжную систему с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над мойками в буфетном отделении, ответчик способен исполнить только к 01.01.12г..
Кроме того, ответчик полагает не в полной мере обоснованными все требования о признании его бездействия незаконным, так как полагает, что неисполнение всех вышеуказанных действия явилось следствием не бездействия ответчика, а отсутствием необходимого финансирования.
В остальной части ответчик исковые требования признает, полагая их обоснованными.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Администрация г. Минусинска, действующее через своего представителя по доверенности Ольховскую Г.В., полностью согласился с позицией ответчика по делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Министерства здравоохранения Красноярского края, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: письмо от 18.08.10г.; санитарно-эпидемиологическое заключение от 06.10.09г.; план мероприятий по устранению недостатков и нарушений; экспертное заключение от 07.07.09г. № К-197 и от 13.07.09г. № 134-П; положение о Министерстве здравоохранения Красноярского края; протокол измерений от 19.08.09г.; протоколы лабораторных исследований; справка от 06.12.10г.; справка о финансировании ответчика и мемориальные ордера; справка от 09.12.10г.; акт о приемке выполненных работ за декабрь 2010 года; программа производственного контроля от 10.08.05г..
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает следующее.
Ответчик ряд заявленных истцом исковых требований признал в полном объеме, суд принимает признание иска ответчиком в данной части, так как полагает его соответствующим требованиям закона и не нарушающим прав третьих лиц. Требования истца в части, признанной ответчиком, подлежат удовлетворению в силу требований части 4 статьи 198 ГПК РФ.
Оценивая доводы сторон по тем вопросам, по которым у сторон имеются разногласия, суд приходит к следующим выводам.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что требование об оборудовании пищеблока экспедиторской с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи не носит для ответчика обязательного характера в силу требований пункта 14.21. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность». Так, согласно указанному пункту в случае отсутствия условий для мытья транспортной посуды на пищеблоке устанавливается дополнительная ванна соответствующих размеров в моечной буфетной. Пункт 14.3. СанПиН, по мнению суда, относится только к технологическим процессам по приготовлению блюд, в силу чего, не может быть применим к данному требованию. Суд полагает данное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Оценивая доводы сторон относительно требования истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необеспечении освещения в помещениях моечной и в овощном цехе и обязании ответчика оборудовать естественное освещение в помещениях моечной и в овощном цехе, суд полагает следующее. Суд полагает, что истцом не доказано не обеспечение освещенности в указанных помещениях, так как соответствующие измерения не производились. Требование об обязании ответчика оборудовать естественное освещение в помещениях моечной и в овощном цехе, по мнению суда, не соответствует пункту 7.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющей медицинскую деятельность», в связи с чем, не может быть удовлетворено.
Оценивая доводы сторон относительно требования истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необеспечении производственного лабораторного контроля в буфетном отделении, суд полагает, что в данном случае, частичное исполнение требований законодательства не может означать исполнения данного требования, так как обеспечить требования действующих норм и правил в части безопасности, возможно только при проведении производственного лабораторного контроля в полном объеме. Следовательно, данное требование подлежит полному удовлетворению.
Высказанные в настоящем судебном заседании доводы обеих сторон относительно возможности обязания ответчика исполнить все вышеперечисленные требования в указанные ответчиком сроки, суд полагает обоснованными и учитывает их при принятии решения.
Оценивая довод ответчика о том. что все требования о признании его бездействия незаконным являются необоснованными, так как неисполнение всех вышеуказанных действия явилось следствием не бездействия ответчика, а отсутствием необходимого финансирования, суд соглашается с позицией истца по данному вопросу.
Так, согласно требований статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников.».
Учитывая данные требования закона, суд полагает требования истца о признании бездействия ответчика подлежащими удовлетворению в соответствующей (не исполненной) части, несмотря на доводы ответчика.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница», по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необорудовании санпропускника в составе операционного блока.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необеспечении в соответствии с санитарными правилами и нормами площадей палат, основных и вспомогательных помещений урологического и хирургического отделений.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необорудовании специальных светильников ночного освещения в палатах хирургического отделения.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необорудовании помещения для хранения и приготовления дезрастворов, помещения для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок, для хранения уборочного инвентаря, помещения для временного хранения грязного белья в урологическом отделении.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необеспечении архитектурно - планировочных решений помещений пищеблока в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необорудовании помещения для мытья тары для пищевых отходов на пищеблоке.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для: устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в непроведении производственного лабораторного контроля на пищеблоке, в том числе за качеством и безопасностью поступающего сырья и выпускаемой готовой продукции.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необорудовании необходимого набора помещений буфетного отделения в соответствии с гигиеническими нормативами.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в необорудовании локальной вытяжной системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над мойками в буфетном отделении.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по непринятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившееся в непроведении производственного лабораторного контроля в буфетном отделении.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» в срок до 01.01.11г.: обеспечить производственный лабораторный контроль в буфетном отделении, с подтверждением протоколами лабораторных исследований.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» в срок до 01.01.12г.: оборудовать специальными светильниками ночного освещения палаты хирургического отделения; обеспечить производственный лабораторный контроль, в том числе за качеством и безопасностью поступающего сырья и выпускаемой готовой продукции, на пищеблоке; обеспечить набор помещений буфетного отделения в соответствии с гигиеническими нормативами; оборудовать локальную вытяжную систему с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения над мойками в буфетном отделении.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» в срок до 01.01.13г.: оборудовать в составе операционного блока санпропускник; привести в соответствии с санитарными правилами и нормами площади палат, основных и вспомогательных помещений урологического и хирургического отделений; оборудовать урологическое отделение помещением для хранения и приготовления дезрастворов, помещением для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок, для хранения уборочного инвентаря, помещением для временного храпения грязного белья; обеспечить архитектурно - планировочные решения помещений пищеблока в соответствии с санитарными правилами и нормами; оборудовать помещение для мытья тары для пищевых отходов.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного
учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» по принятию мер для устранения нарушения санитарного законодательства, выразившегося в необорудовании на пищеблоке экспедиторской с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи; о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегоя в необеспечении освещения в помещениях моечной и в овощном цехе, об обязании оборудовать на пищеблоке экспедиторскую с помещением для мытья ведер и кастрюль, поступающих из отделений после выдачи готовой пищи и об обязании оборудовать естественное освещение в помещениях моечной и в овощном цехе- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента объявления.
Председательствующий: