Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Степановой С.Б.,
с участием прокурора Куповасовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бородина Н.А. к Государственному предприятию Красноярского края «Минусинское пассажирское автотранспортное предприятие» о взыскании денежных сумм по трудовому договору,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Бородина Н.А. обратился к ГП КК «МПАТП» с исковыми требованиями о взыскании денежных сумм по трудовому договору.
Свои требования, заявленные в интересах истца, прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим.
Истица работала у ответчика в должности диспетчера. Решением арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2010 года ГП КК «МПАТП» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. 01.06.10г. Бородина Н.А. была уволена в связи с ликвидацией предприятия; с 08.06.10г. она обратилась в КГБУ «Центр занятости населения города Минусинска» для постановки на учет в качестве безработной. Согласно справкам КГБУ «Центр занятости населения города Минусинска» средний заработок Бородина Н.А. составляет 4391 рубль 64 копейки. В течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения Бородина Н.А. службой занятости населения не была трудоустроена, то есть задолженность работодателя перед ней составляет 8783 рубля 28 копеек. Руководствуясь требованиями статей 22, 140, 318 ТК РФ просит взыскать с ответчика в пользу Бородина Н.А. задолженность по выходному пособию в указанной сумме.
Истица заявленные в ее интересах исковые требования в судебном заседании поддержала в указанном выше размере.
Ответчик- ГП КК «МПАТ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв относительно заявленных исковых требований и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве указал, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.12.83г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» город Минусинск не значится в перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, требования статьи 318 ТК РФ на данные правоотношения не распространяются. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве доказательств в суд сторонами представлены и судом истребованы также: трудовая книжка истца; справки КГБУ «Центр занятости населения города Минусинска»; справка о заработной плате от 04.06.10г.; решение Минусинского городского суда от 26.10.10г.; выписка из ЕГРЮЛ от 01.12.10г..
Выслушав объяснения прокурора, истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 37 Конституции РФ: « Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.».
В соответствии со статьей 5 ТК РФ: «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.».
Согласно требованиям статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Оценивая доводы ответчика о том, что к правоотношениям сторон не подлежат применению требования статьи 318 ТК РФ, суд полагает следующее.
Согласно части 1 статьи 178 ТК РФ: «При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).».
Истица к моменту предъявления настоящего иска не трудоустроилась; со дня увольнения- 01.06.10г. прошло более пяти месяцев.
Согласно требованиями статьи 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Постановлением ВС РФ от 19.02.1993г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Постановлением администрации Красноярского края от 13.11.1992г. № 393-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» утвержден перечень районов и городов края, на территории которых вводится единый районный коэффициент к заработной плате. Согласно данному перечню в Минусинском районе и г. Минусинске установлен единый районный коэффициент к заработной плате 1, 30.
Согласно статье 4 ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.93г. гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно статье 5 указанного закона гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.
По общему правилу, установленному статьей 178 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за увольняемым сохраняется его средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более двух, а в порядке исключения - трех месяцев.
Однако, в соответствии с положениями ст. 318 Трудового кодекса РФ лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.
Решения органом занятости приняты, истице выданы справки для предъявления их ответчику и выплаты ответчиком указанных сумм за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения.
Статьей 165 Трудового кодекса РФ определено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных иными федеральными законами. При этом согласно положениям ст. 423 ТК РФ изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
4 февраля 1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера". Пунктом 14 названного Постановления за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий и учреждений, расположенных не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но и в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 года N 255, сохраняются на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, непрерывный стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы. Ранее принятым Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года N 794 в южных районах Красноярского края (в состав которых входят все местности края, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям) были установлены процентные надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы в организациях, расположенных на территории данных районов. В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления N 794 от 24.09.1989 определенные Постановлением надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 года N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР".
Таким образом, лицам, уволенным из организаций, находящихся в южных районах Красноярского края, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, связанным с реорганизацией, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, сохраняется средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. Данное правило следует из положений Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" и Постановления Совета Министров РСФСР N 76 от 4 февраля 1991 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.10.1992) "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", действующих впредь до принятия соответствующего федерального закона.
Предусмотренные пунктом 14 Постановления СМ РСФСР от 04.02.1991 N 76 гарантии распространяются только на лиц, уволенных в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, связанным с реорганизацией юридического лица (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием - ст. 57 ГК РФ).
Учитывая изложенное, суд полагает, что Бородина Н.А. имеет право на получение сохраненной заработной платы на период трудоустройства в течение 4 и 5 месяцев со дня увольнения в указанной сумме.
Учитывая удовлетворение исковых требований с ответчика в пользу муниципального бюджета г. Минусинска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бородина Н.А. к Государственному предприятию Красноярского края «Минусинское пассажирское автотранспортное предприятие» о взыскании денежных сумм по трудовому договору удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Государственного предприятия Красноярского края «Минусинское пассажирское автотранспортное предприятие» в пользу Бородина Н.А. денежную сумму в размере 8783 (восемь тысяч семьсот восемьдесят три) рубля 28 (двадцать восемь) копеек.
Взыскать с Государственного предприятия Красноярского края «Минусинское пассажирское автотранспортное предприятие» в пользу муниципального бюджета г. Минусинска государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента объявления.
Председательствующий: