решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Минкиной М.Т.

при секретаре Ениной Т.Е.

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Минусинского района к Буханцеву В.М. о взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Минусинского района обратилась в суд с иском к Буханцеву В.М. о взыскании ущерба, мотивируя тем, что на основании распоряжения администрации Минусинского района от 12.05.2008 № 162-р контрольно-ревизионным отделом финансово-экономического управления администрации Минусинского района с 12.05.2008 г. по 11.06.2008 г. была проведена комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района за период с 01.01.2006 г. по 01.05.2008 г. Ревизией выявлены нарушения в ведении бухгалтерской документации управления культуры, которые отражены в акте от 11.06.2008 года, а также иные нарушения, а именно 21.11.2006 года управлением культуры Минусинского района был заключен муниципальный контракт №190/06 с ООО «Л» по поставке строительных и сопутствующих материалов и товаров на сумму 139 000 рублей. Во исполнение взятых на себя обязательств ООО «Л» поставило управлению культуры строительные материалы, в свою очередь управление культуры оплатило поставку. На основании расходной фактуры от 31.12.2006 года б/н купленные строительные материалы списаны с подотчета заведующей складом управления культуры БТ в подотчет заведующему Т сельским клубом ВВ В ходе инвентаризации основных средств и хозяйственных материалов в Т сельском клубе переданных строительных материалов не обнаружено. Договоры подряда с использованием полученных от ООО «Л» строительных и сопутствующих материалов не заключались. Т сельский клуб в 2006 году являлся структурным подразделением управления культуры администрации Минусинского района.

По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района принято постановление от 07.07.2008 № 334-п о принятии начальником управления культуры Буханцевым В.М. мер к возмещению в бюджет Минусинского района необоснованных расходов. 01 октября 2009 отделом культуры администрации Минусинского района перечислены на счет финансово-экономического управления администрации Минусинского района денежные средства в размере 139 000 рублей, в назначении платежа указано восстановление в местный бюджет неправомерно использованных средств, прошлых лет по акту ревизии от 11.06.2008 года. Указанная денежная сумма поступила на счет финансово-экономического управления администрации Минусинского района 02.10.2009 года, что подтверждается выпиской из лицевого счета бюджета № 02193018460 за 02.10.2009 г. В связи с этим, указанными действиями отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района нанесен ущерб в размере 139 000 рублей. В соответствии со ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Руководителем управления культуры администрации Минусинского района, а в последующем и отдела культуры администрации Минусинского района являлся Буханцев В.М. В связи с чем, просят суд взыскать с Буханцева В.М. ущерб в сумме 139 000 рублей (л.д. 4,5).

Определением суда от 29.11.2010г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечен отдел культуры спорта, туризма, молодежной политики администрации Минусинского района (л.д. 89).

В судебном заседании представитель истца (л.д. 85), исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, представила дополнение к исковому заявлению, в котором указала, что согласно Положения об Отделе культуры, спорта, туризма и молодежной политики руководитель Отдела назначается и освобождается от должности распоряжением Главы администрации Минусинского района, в порядке, установленном действующим законодательством, Уставом Минусинского района. Пунктом 8 части 1 статьи 29.2 Устава Минусинского района установлено, что должностных лиц органов и структурных подразделений администрации Минусинского района назначает и освобождает от должности Глава администрации Минусинского района. В связи с прямым указанием закона и в силу того, что работодателем для руководителя Отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации района является администрация Минусинского района исковое заявление о взыскании ущерба с работодателя в данном случае подается администрацией Минусинского района, однако, поскольку ущерб работодателем причинен Отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района, то сумма ущерба подлежит взысканию в пользу Отдела.

Ущерб Отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района причинен ее руководителем следующим путем: из бюджета района в 2006 году были выделены денежные средства Отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политике администрации Минусинского района на покупку отделочных материалов. Отдел приобрел данные материалы, однако, исходя из акта ревизии от 11.06.2008 года материалы в Отделе не обнаружены. Постановлением от 07.07.2008 года № 334-п руководителю Отдела было указано устранить данные нарушения и принять меры к возмещению незаконных расходов, а также привлечь к ответственности виновных лиц. 01 октября 2009 года Отдел возместил незаконные расходы в бюджет района в размере 139 000 рублей, путем сокращения профинансированных статей расходов, тем самым Отдел был лишен денежных средств предусмотренных для полного исполнения бюджетных обязательств. Финансирование деятельности Отдела осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в районном бюджете.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Таким образом, Отдел по вине его руководителя был лишен денежных средств, предоставленных из бюджета района на конкретные цели и как следствие цели и обязательства Отдела остались не достигнуты на сумму в размере 139 000 рублей.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Так как администрация Минусинского района о причинении ущерба узнала в момент поступления денежных средств в бюджет, а именно 02.10.2009 года, то срок исковой давности равный году подлежит исчислению с 03.10.2009 года по 02.10.2010 года. Поскольку последний день подачи иска 03.10.2010 года приходился на выходной день (воскресенье), последним днем подачи иска считается первый рабочий день, а именно 04.10.2010 года. Исковое заявление о взыскании с Буханцева В.М. отправлено почтой 04.10.2010 года заказным письмом с уведомлением, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте и уведомлением о вручении.

Представитель Отдела культуры спорта, туризма молодежной политики администрации Минусинского района в судебном заседании поддержал позицию представителя администрации Минусинского района.

Представитель ответчика Серебренников Р.В. (л.д.83) с заявленными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что спор возник из трудовых правоотношений сторон, в связи с чем, на основании ст. 391, ст. 392 ТК РФ, работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Истцу о факте причинения ущерба стало известно по результатам комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района 07.07.2008 г., что подтверждается Постановлением администрации Минусинского района от 07.07.2008 г. № 334-п «О принятии мер по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района». С этого момента прошло более двух лет, в течение отведенного годичного срока истец полагая, что ему причинен ущерб, мог не один раз обратиться в суд. Исключительные обстоятельства, не зависящие от воли истца отсутствуют. Полагает, что, истцом без уважительных на то причин пропущен установленный федеральным законом годичный срок для обращения в суд. Кроме того, указал, что как следует из содержания иска ответчиком за период осуществления им трудовой деятельности (муниципальной службы) в должности начальника управления культуры Минусинского района причинен материальный ущерб в размере 139 000 рублей, выразившийся в ненадлежащей организации бухгалтерского учета в организации, что установлено комплексной ревизией финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района за период с 01.01.2006 по 01.05.2008 гг. (Акт ревизии от 11.06.2008 г.) по результатам которой администрацией Минусинского района принято постановление от 07.07.2008г. № 334-п которым постановлено начальнику управления культуры Минусинского района принять меры к возмещению незаконных расходов, также истом заявлено, что ущерб причинен отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района в виде не правомерного перечисления 01.10.09. отделом культуры администрации Минусинского района в бюджет Минусинского района денежных средств в размере 139 000 руб. Вследствие чего, за прямой действительный ущерб, причиненный организации, в силу ст. 277 ТК РФ, полную материальную ответственность несет руководитель организации. С указанным доводом представителя истца нельзя согласится поскольку на основании ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества. Учитывая то обстоятельство, что отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района, является отраслевым органом администрации Минусинского района и полностью финансируется из бюджета Минусинского района, перечисленные отделом размере 139 000 руб. не уменьшили наличного имущества отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района. Отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района полагая, что указанные денежные средства перечислены отделом культуры администрации Минусинского района в бюджет Минусинского района без достаточных на то оснований, может без произведения каких либо затрат или излишних выплат восстановить эти денежные средства. Таким образом, перечисленные 01.10.09г. отделом культуры администрации Минусинском района в бюджет Минусинского района денежные средства в размере 139 000 руб. не могут рассматриваться как ущерб, причиненный ответчиком отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района.

Администрация Минусинского района обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика ущерба, причиненного им отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района. В соответствии с п. 2 ст. 8 Устава Минусинского района Красноярского края, отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района является отраслевым органом администрации Минусинского района с правами юридического лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Следовательно, отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района, если ему причинен ущерб, должен самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании материального ущерба. Администрация Минусинского района, обратившись в суд с иском о взыскании с ответчика ущерба, причиненного им отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района фактически обратилась в суд за защитой прав, свобод и законных интересов другого лица.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества. Согласно ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

В силу ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 29.2 Устава Минусинского района Красноярского края глава администрации района назначает и освобождает от должности должностных лиц органов и структурных подразделений администрации по согласованию с главой района. Согласно ст. 8 Устава Минусинского района правами юридического лица наделяются отраслевые органы администрации района, в том числе отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района.

На основании распоряжения № 162-р от 12.05.2008 г. (л.д.18) финансово-экономическому управлению администрации Минусинского района поручено провести комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района за период с 01.01.2006 г. по 01.05.2008 г.

Из акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района от 11.06.2008г. (л.д.22-36) следует, что установлено незаконное списание строительных материалов на сумму 139000 руб.

Из Постановления № 334-п от 07.07.2008 г. (л.д.51) следует, что в целях устранения нарушений, выявленных в результате ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления культуры Минусинского района, начальнику управления культуры Минусинского района Буханцеву В.М. постановлено принять меры для устранения указанных в акте нарушений.

Согласно платежному поручению от 01.10.2009г. отделом культуры администрации Минусинского района перечислено в местный бюджет 139000 рублей, основанием платежа указано восстановление в местный бюджет неправомерно использованных средств прошлых лет по акту ревизии от 11.06.2008 г. (л.д. 53).

Из пояснений представителя истца следует, что он не оспаривает пропуск годичного срока на обращение в суд с требованием о взыскании незаконно списанных денежных средств на сумму 139000 руб., установленных актом ревизии от 11.06.2008г., однако полагает, что срок должен исчисляться с момента перечисления денежных средств по платежному поручению от 01.10.2009г., поскольку с этого момента истцу стало известно, что ответчик перечислил в местный бюджет в счет причиненного ущерба денежные средства принадлежащие отделу культуры администрации Минусинского района в размере 139000 рублей, указав основанием к перечислению «восстановление в местный бюджет неправомерно использованных средств прошлых лет по акту ревизии от 11.06.2008 г.».

Учитывая, что заявленные исковые требования вытекают из трудовых отношений и выполнения ответчиком функций руководителя, суд считает, что имеет место индивидуальный трудовой спор и полагает обоснованными доводы представителя ответчика о пропуске истцом, предусмотренного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд, поскольку в силу ст. 277 ТК РФ только расчет убытков, причиненных виновными действиями руководителя организации осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством, в связи с чем, по мнению суда, на руководителя организации распространяются все остальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе и сроки на предъявление требований о возмещение ущерба, в связи с чем, суд полагает основанными на не верном толковании закона доводы представителя истца о том, что реальный ущерб был причинен действиями ответчика по перечислению в бюджет денежных средств принадлежащих отделу культуры администрации Минусинского района в размере 139000 рублей 01.10.2009г., в связи с чем срок на обращение в суд следует исчислять с 02.10.2009г., т.е. с момента поступления денежных средств в бюджет, при этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что истец в обоснование заявленных требований ссылается на ст. 277 ТК РФ, поясняя, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, однако при этом отсутствие прямого действительного ущерба, причиненного истцу 02.10.2009г., подтверждено указанием в дополнениях к исковому заявлению на то, что «администрация Минусинского района о причинении ущерба узнала в момент поступления денежных средств в бюджет, а именно 02.10.2009 года», что свидетельствует о том, что на 02.10.2009г. действительный реальный ущерб истцу -администрации Минусинского района, в силу ст. 49, 51, 52 Устава Минусинского района, причинен не был, а доводы истца направлены на фактическое восстановление срока на обращение в суд с требованиями о возмещении ущерба выявленного в результате ревизии 11.06.2008г.

Таким образом, судом установлено, что истцу о наличии причиненного ущерба стало известно по результатам проведенной ревизии 11.06.2008г., начало течения срока срок для обращения в суд с иском о взыскании убытков следует определять моментом окончания ревизии, в связи с чем, срок на обращение в суд истекал 11.06.2009г.

Согласно ст.152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Таким образом, судом установлено, что в годичный срок с того момента, когда истец достоверно узнал о нарушении своего права, он в установленном законом порядке иск не предъявил.

Доказательств уважительности причин пропуска срок для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора суду не представлено, в связи с чем, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске в соответствии с абзацем вторым пункта 2 ст. 199 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований Администрации Минусинского района к Буханцеву В.М. о взыскании ущерба в размере 139000 рублей –отказать в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен –11.01.2011 г.

Решение не вступило в законную силу.