РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 12 января 2011 года
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова В.А. к федеральному бюджетному учреждению «Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» о предоставлении отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Попов В.А. обратился в суд с иском к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий работодателя, возложении обязанности предоставить очередной ежегодный и ежегодный дополнительный отпуска, мотивируя тем, что он проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с 2000 года. С 23.01.2006 г. по настоящее время состоит в должности заместителя начальника ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю. 23.04.2010 года им подан рапорт о предоставлении отпуска за 2010 год в количестве 20 дней с 26 апреля 2010 года. Согласно отпускному удостоверению от 23.04.2010 года № 184 отпуск ему предоставлен с 26.04.2010 года по 20.05.2010 года (основной 20 дней, 3 дня выходных, праздничных 2, итого 25) в период данного отпуска с 04.05.2010 года по 13.05.2010 года находился на больничном, в связи с чем, очередной отпуск продлился на 10 суток. Приказом № 106-лс от 12.05.2010 года за подписью начальника учреждения подполковника внутренней службы МА был отозван из отпуска в связи со служебной необходимостью, то есть отпуск составил 6 дней. 13.10.2010 г. им подан рапорт о предоставлении отпуска за 2010 год с 11.11.2010 года. Согласно отпускному удостоверению от 26.10.2010 года № 446 отпуск ему предоставлен с 15.11.2010 года по 23.12.2010 года (основной 24 дня, 3 дня выходных, дорога 2 дня, дополнительных 10 дней, итого 25 дней). Полагает, что исчисление продолжительности отпуска произведено в неполном объеме вопреки действующему законодательству. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 21.07.1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ст. 45 и 46 которого предусмотрено предоставление очередного ежегодного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, кроме того, сотрудникам в соответствии с действующим законодательства предоставляются иные установленные законодательствам отпуска. В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, в качестве компенсации установлен ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней. Постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21.10.1969 г. № 421/26 рабочим и служащим предприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес> и <адрес>, установлен районный коэффициент 1,20 к заработной плате, Постановлением Совмина СССР от 24.09.1989г. рабочим и служащим введена процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах <адрес> и <адрес> в размере 10 процентов по истечении первого гола работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Неприменение указанных положений при расчете ему очередного и дополнительного отпуска считает неправомерным, просит суд признать незаконными действия Федерального бюджетного учреждения «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по предоставлению ему очередного ежегодного отпуска за 2010 год с 15.11.2010 года по 23.12.2010 года незаконными; обязать Федеральное бюджетное учреждение «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» предоставить ему очередной ежегодный и ежегодный дополнительный отпуск за 2010 год в полном объеме с 15.11.2010 года по 05.01.2011 год.
В судебном заседании Попов В.А. поддержал требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, в части требования уточнил, просил суд признать незаконными действия федерального бюджетного учреждения «Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по предоставлению ему очередного отпуска за 2010 года с 15.11.2010г. по 23.12.2010г., обязать ответчика предоставить ему в первом квартале 2011 года отпуск за 2010 год в количестве 8 дней, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и 6 дней, с учетом исчисления продолжительности отпуска в календарных днях исходя из пяти дневной рабочей недели.
Представители ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 37, 47), с требованиями не согласились, пояснили, что согласно разъяснениям Федеральной службы исполнения наказаний России № 10/7/4-185 от 20.04.2010 г. дополнительный отпуск за службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями сотрудникам уголовно-исполнительной системы не предоставляется. Правовое положение сотрудников уголовно - исполнительной системы, включая порядок предоставления и размер очередных ежегодных отпусков, определяется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 №4202-1 (далее - Положение). Нормы трудового законодательства РФ распространяются на сотрудников УИС лишь в части, неурегулированной Положением. В соответствии со ст. 46 Положения очередной ежегодный отпуск сотрудникам предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - 45 календарных дней. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2001 №48 утвержден перечень местностей РФ с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам уголовно - исполнительной системы предоставляются ежегодные очередные отпуска продолжительностью 45 календарных дней, <адрес> не относится к указанным местностям. Таким образом, ФЗ РФ №4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» не распространяет свое действие на сотрудников уголовно - исполнительной системы, проходящих службу в <адрес>. Согласно ст.45 Положения продолжительность очередного ежегодного отпуска исчисляется в календарных днях. При этом праздничные, нерабочие дни (но не более 10) при определении длительности отпуска не учитываются.
На основании п. 5 ст. 139 ТК РФ «Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели». Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.992 г. №4202-1 (далее - Положение).
Статьями 45 и 46 Положения сотрудникам предусмотрено предоставление очередного ежегодного отпуска продолжительностью 30 календарных дней. Кроме того, сотрудникам в соответствии с действующим законодательством предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные установленные действующим законодательством.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Севера, где установлены районные коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, в качестве компенсации установлен ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней.
Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21.10.1969 г. № 421/26 рабочим и служащим предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в <адрес> и <адрес>, установлен районный коэффициент 1,20 к заработной плате. Постановлением Совета Министров СССР от 24.09.1989 г. № 794 рабочим и служащим введена выплата процентных надбавок в заработной плате за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждёниях и организациях, расположенных в южных районах <адрес> и <адрес> в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Указанные коэффициент и надбавка сотрудникам уголовно-исполнительной системы выплачиваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2001 г. № 416 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в районах Севера, где установлена процентная надбавка к заработной плате и районный коэффициент, должен предоставляться ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней, при этом доводы представителя ответчика о том, что <адрес> не относится к указанным местностям, суд отклоняет как не обоснованные, поскольку в судебном заседании представители ответчика не оспаривали то обстоятельство, что истец получает к заработной плате надбавку, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 28.05.2001 г. № 416 и Приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005г. N234
"Об утверждении Положения о выплате сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, коэффициентов и процентных надбавок".
В судебном заседании установлено, что Попов В.А. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в должности заместителя начальника ФБУ ГУФСИН России по <адрес>, что подтверждено справкой № 24/61/7-300 от 12.11.2010 г. (л.д. 9) Выплата районного коэффициента и надбавки к заработной плате подтверждается справкой № 24/61/7-298 от 03.11.2010 г. о выплате надбавки в размере 30% на основании Приказа Министерства юстиции РФ № 234 от 01.12.2005 г. «Об утверждении Положения о выплате сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в районах крайнего севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе в отдаленных, коэффициентов и процентных надбавок» (л.д.17)
В соответствии с утвержденными приказом ФБУ ГУФСИН России по <адрес> от 18.03.2010г. (л.д. 18-24) Правилами внутреннего трудового распорядка в данном учреждении установлена пятидневная рабочая неделя-понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, а суббота и воскресенье являются нерабочими днями.
Согласно п. 15.5., п. 15.14. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 порядок исчисления продолжительности очередного ежегодного отпуска определяется Положением и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I) продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. При этом праздничные и нерабочие дни (но не более десяти дней) при определении длительности очередного ежегодного отпуска не учитываются.
Согласно п. 46 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I) Очередной ежегодный отпуск сотрудникам органов внутренних дел предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями,- 45 календарных дней.
Следовательно, при исчислении продолжительности отпуска не должны учитываться праздничные дни, субботы и воскресенья, количество этих дней за период отпуска не должно превышать десяти, т.е. Положением установлен особый порядок исчисления продолжительности отпуска, что является, по мнению суда, дополнительной гарантией на отдых исходя из особых условий труда.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что учреждение в данном случае руководствуется разъяснениями ФСИН России, т.к. данные разъяснения носят рекомендательный характер, противоречат изложенным выше нормам законодательства, кроме того, разъяснения для регионов России: <адрес> и <адрес>, предложенные суду, прямо противоположны, что свидетельствует об отсутствии единообразного подхода к толкованию законодательства со стороны ФСИН России.
Изменений законодательства, регламентирующего отдых сотрудников уголовно-исполнительной системы за указанный период не было.
23.04.2010 г. Поповым В.А. был подан рапорт (л.д. 10) о предоставлении ему отпуска за 2010 г. с 26.04.2010 г. в количестве 20 дней. Из отпускного удостоверения от 23.04.2010 г. № 184 (л.д. 16) следует, что отпуск ему предоставлен с 26.04.2010 г. по 20.05.2010 г. Приказом №106-лс от 12.05.2010 г. (л.д. 13) Попов В.А.был отозван из отпуска в связи со служебной необходимостью. Согласно справке (л.д. 12) в период отпуска Попов В.А. находился на больничном с 04.05.10г. по 13.05.10г. 13.10.2010 г. Поповым В.А. был подан рапорт о предоставлении ему отпуска за 2010 г. с 11.11.2010 г. (л.д. 14). Из отпускного удостоверения №446 от 26.10.2010 г., следует, что отпуск ему предоставлен с 15.11.2010 г. по 23.12.2010 г.
Таким образом, судом установлено, что истцу, при предоставлено очередного и дополнительного отпуска не было предоставлено 8 дней, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" расчет отпуска производился с учетом п. 5 ст. 139 ТК РФ по календарю шестидневной рабочей недели, т.е. истцу не предоставлено 5 дней отпуска выпадающих на субботние дни.
Из изложенного суд делает вывод, что не предоставление Попову В.В. ежегодного отпуска за 2010 г. в полном размере, существенно нарушает права истца, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению, при этом суд полагает, что требование о предоставлении 6 дней, с учетом исчисления продолжительности отпуска в календарных днях исходя из пяти дневной рабочей недели, подлежат удовлетворении в части 5 дней с учетом исчисления продолжительности отпуска в календарных днях без учета праздничных и нерабочих дней. Допущенное нарушение прав Попова В.А. следует устранить путем возложения на ответчика обязанности предоставить истцу отпуск в первом квартале 2011 г. за 2010 г. в количестве 8 дней, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и 5 дней, с учетом исчисления продолжительности отпуска в календарных днях без учета праздничных и нерабочих дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия федерального бюджетного учреждения «Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по предоставлению Попову В.А. очередного отпуска за 2010 года с 15.11.2010г. по 23.12.2010г.
Обязать федеральное бюджетное учреждение «Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» предоставить Попову В.А. в первом квартале 2011 года отпуск за 2010 год в количестве 8 дней, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и 5 дней, с учетом исчисления продолжительности отпуска в календарных днях без учета праздничных и нерабочих дней.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10-дней в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен 17.01.2011г.
Решение не вступило в законную силу