Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Минкиной М.Т.
при секретаре: Ениной Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Минусинского межрайонного прокурора к администрации Минусинского района, администрации Новотроицкого сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Минусинского района, администрации Новотроицкого сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки, мотивируя тем, что в нарушении норм действующего законодательства и Устава администрации Минусинского района, Устава администрации Новотроицкого сельсовета ответчики не выполняют возложенные на них обязанности по организации сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов, в связи с чем, на территории д. <адрес> образовалась не санкционированная свалка, требования мотивировал тем, что в ходе проведенной Минусинской межрайонной прокуратурой проверки установлены нарушения природоохранного законодательства. Согласно акту проверки земельного участка, по адресу пер. <адрес> д. <адрес> установлено, что земельный участок, находящийся поблизости от <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами. Свалка организована в результате сброса отходов неустановленными лицами и отсутствия регулярной уборки территории в данном районе, является несанкционированной. Часть 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» содержит запрет на размещение отходов на территориях городских и других поселений. В соответствии с ч.1 ст. 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. 18 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; п. 14 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 3 ст. 6 Устава Новотроицкого сельского совета Минусинского района установлено, что администрация Новотроицкого сельского совета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В соответствии с п. 1.18 ст. 7 Устава Новотроицкого сельского совета Минусинского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 3 ст. 6 Устава Минусинского района Красноярского края установлено, что администрация Минусинского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 7 Устава Минусинского района к вопросам местного значения района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из указанного следует, что администрация Новотроицского сельского совета и администрация Минусинского района обязаны при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалок) выполнять мероприятия по очистке территории от мусора. Несанкционированное размещение отходов (свалки) на обочине пер. <адрес> свидетельствует о том, что органы местного самоуправления не исполняют обязанности, возложенные на них федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Статьи 1, 2, 150 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права и свободы человека подлежат защите в судебном порядке.
Просит суд признать бездействие администрации Минусинского района и администрации Новотроицкого сельсовета по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории переулка <адрес>, д. <адрес>, <адрес> незаконными. Обязать администрацию Новотроицкого сельсовета и администрацию Минусинского района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу д. <адрес>, в районе переулка <адрес>, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в месячный срок (л.д. 4-5).
Определением суда от 13 января 2011 года производство по делу в части требований к администрации Минусинского района о признании бездействия незаконным и возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории <адрес> прекращено.
В судебном заседании прокурор требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель администрации Минусинского района в судебном заседании пояснила, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Новотроицкого сельсовета исковые требования не признал, суду пояснил, что несанкционированная свалка, расположенная по адресу <адрес>, в районе переулка <адрес> фактически убрана, однако акт об уборке не составлялся, в связи с чем, доказательств добровольного исполнения требований прокурора представить нет возможности.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает требования заявленные к администрации Новотроицкого сельсовета подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет неотчуждаемое право на благоприятную среду.
Часть 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» содержит запрет на размещение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечено-оздоровительных, рекреационных зон. В соответствии с ч.1 ст. 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 18 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; п. 14 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов на почву запрещается.
Пунктом 3 ст. 6 Устава Новотроицкого сельского совета Минусинского района установлено, что администрация Новотроицкого сельского совета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В соответствии с п. 1.18 ст. 7 Устава Новотроицкого сельского совета Минусинского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из акта проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды от 11 октября 2010 года и приложенных фотоснимков (л.д. 6, 7), следует, что земельный участок, расположенный по адресу: пер. <адрес> загрязнен твердыми бытовыми отходами.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства и Устава Новотроицкого сельского совета Минусинского района Красноярского края администрация Новотроицкого сельского совета как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, к компетенции которого относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, бездействовала в решении вопросов местного значения, а именно в отношении вопроса по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории д. <адрес>, <адрес>, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя администрации Новотроицкого сельсовета о том, что несанкционированная свалка, расположенная по адресу д. <адрес>, <адрес>, в районе переулка <адрес> фактически убрана, в связи с чем, отсутствует предмет спора, суд во внимание принять не может поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории пер. <адрес> д. <адрес> суду не предоставлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать бездействия администрации Новотроицкого сельсовета по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории пер. <адрес> д. <адрес> незаконными.
Обязать администрацию Новотроицкого сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу пер. <адрес> д. <адрес> путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено: 18.01.2011 года.
Решение не вступило в законную силу