РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.,
при секретаре Ениной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самсонововй О.А. на действия начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе
У С Т А Н О В И Л:
Самсонова О.А. обратилась в суд с заявлением на действия начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе, мотивируя тем, что с 21.09.2010г. начальник отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе незаконно отказывает в регистрации по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу <адрес> её родственников. Просит суд признать действия начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе Мироновой Г.В. по отказу в регистрации по адресу <адрес> незаконными.
В судебном заседании Самсонова О.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила, что действительно в жилом доме, принадлежащем ей по адресу <адрес> был пожар но дом является жилым и зарегистрирован за ней как жилое помещения, кроме того на территории земельного участка есть времянка, сарай и гараж, в которых можно жить. Конституцией РФ не запрещено прописывать в принадлежащих на праве собственности жилых помещениях граждан за денежное вознаграждение, по федеральному закону № 121 регистрировать по месту пребывания можно в кемпингах и местом жительства не обязательно должно являться место регистрации. Иностранный гражданин проживал у нее, помогал восстанавливать дом. Просит признать действия начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе Мироновой Г.В. по отказу в регистрации по адресу <адрес> незаконными.
Начальник УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе Г.В. Миронова в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что законодателем действительно не предусмотрено ограничение по количеству зарегистрированных лиц. В настоящее время в доме прописано около 60 человек, в доме по адресу <адрес> зарегистрирован иностранный гражданин, 18.09.10г. после проверки места проживания иностранного гражданина было установлено, что жилой дом фактически отсутствует- т.к. является сгоревшим, опрошены соседи, которые пояснили, что в доме никто не проживает, на участке никого не бывает, был составлен административный протокол по ст. 19.27 КоАП РФ. Времянка не является жилым помещением, в связи с чем, прописывать во времянке нельзя. На основании п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. То обстоятельство, что дом непригоден для проживания установлено решением суда по иску Самсоновой О.А. об обеспечение её жильем. Актом обследования объекта от 22.09.2010г. комиссией администрации города М дома по адресу: <адрес>, установлено, что в жилом доме полностью утрачены несущие конструкции, стены, кровля, перекрытия, оконные проемы, работы по восстановлению не ведутся. Полагает действия по отказу в регистрации законными, просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В силу ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно, место жительства определено как жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
В силу ст. 4 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 в городах органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила) регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно п. 3 Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Из ответов отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе следует, что «на основании п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. На основании акта обследования объекта от 22.09.2010г. комиссией администрации <адрес> дом по адресу: <адрес>, установлено, что в жилом доме полностью утрачены несущие конструкции, стены, кровля, перекрытия, оконные проемы, работы по восстановлению не ведутся. В следствие чего проживание граждан в указанном жилом помещении невозможно», в связи с чем, РН, ГП отказано в регистрации по адресу <адрес> (л.д. 7, 8).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.1999г. (л.д. 9), выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2010г. (л.д. 56) жилой дом по адресу <адрес> на основании договора купли продажи принадлежит на праве собственности ГО. Согласно свидетельству о заключении брака СО и ГО заключили брак 14.02.1998г., жене присвоена фамилия Самсонова (л.д. 10).Из копии технического паспорта следует, что на 26.10.1999г. домовладение по адресу <адрес> состоит из жилого дома, гаража, бани, сарая, навеса погреба. Жилой дом имеет общую площадь № кв.м., жилую площадь № кв.м.(л.д. 50-55)
Согласно списку (л.д. 28-31) на 29.09.2010г. по месту жительства, по месту пребывания по адресу <адрес> зарегистрировано 60 человек.
Согласно акту обследования объекта от 22.08.2010г. комиссией администрации <адрес> произведен визуальный осмотр дома по адресу: <адрес>, выявлено, что в жилом доме полностью утрачены несущие конструкции, стены, кровля, перекрытия, оконные проемы, работы по восстановлению не ведутся. В следствие чего проживание граждан в указанном жилом помещении невозможно» (л.д.38).
Согласно акту о техническом состоянии жилого дома от 02.12.2007г. в результате пожара конструктивные элементы здания получили повреждения, влияющие на характеристику несущей способности объекта, отдельные конструктивные элементы (крыша, перекрытие, полы, оконные проемы, дверные проемы) отсутствуют (л.д. 39).
Согласно акту о пожаре (л.д. 40) 27 августа 2007 года в <адрес> в <адрес> произошел пожар.
Состояние <адрес> в <адрес> представлено в фототаблице (л.д. 41-46).
Распоряжением администрации <адрес> от 27.10.2010г. № 31-р жилой дом, пострадавший в результате пожара 27.08.2007г., по адресу <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д. 47).
Решением Минусинского городского суда от 08 апреля 2010 года иску СОЮ в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей СО, СВ, СС к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить СОЮ жилое помещение, общей площадью не менее № кв.м. в виде трехкомнатной квартиры на состав семьи 4 человека, в том числе СО, СВ, СС в городе Минусинске на условиях договора социального найма, при этом решением установлено, что « истица являлась собственником жилого <адрес> в <адрес> с 20 декабря 1999 года… 27 августа 2007 года в данном доме произошел пожар, в результате чего он стал не пригодным для его использования по назначению, что подтверждается актом о пожаре … и справкой Минусинского отделения БТИ», «На основании решения жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самсонова О.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. .. В качестве основания для принятия ее на учет указано, что 27 августа 2007 года в <адрес> (собственный дом) произошел пожар, имеется акт о пожаре, а также акт о техническом состоянии дома». Суд пришел к выводу о том, что «сам факт постановки истицы и членов ее семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ свидетельствует о том, что дом, в котором они проживали и который был поврежден в результате пожара, не подлежит восстановлению», а также о том, что «истица с детьми не проживает в <адрес> вынужденно в связи с непригодностью его для проживания, невозможностью его ремонта и реконструкции. Признаков злоупотребления правом в действиях истицы суд не усматривает».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законодателем прямо предусмотрена возможность регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации только в жилых помещениях, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, данное ограничение прав граждан установлено федеральным законом, а именно Жилищным кодексом РФ, Законом РФ от 25июня1993года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В судебном заседании достоверно установлено, что жилой <адрес> в <адрес>, принадлежащий заявителю, с 27 августа 2007 года в результате произошедшего в нем пожара стал не пригодным для его использования по назначению, т.е. перестал отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, установленным для жилых помещений, в связи с чем, решением суда от 08 апреля 2010 года на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Самсоновой О.Ю. жилое помещение, общей площадью не менее 44 кв.м. в виде трехкомнатной квартиры на состав семьи 4 человека.
Доводы заявителя о наличии на земельном участке по адресу <адрес> других помещений – времянки, бани, гаража, пригодных для проживания, суд не может принять во внимание, поскольку указанные помещения в установленном порядке не признаны жилыми, в связи с чем, регистрации граждан в них не возможна в силу закона.
Доводы Самсоновой О.А. о том, что она оплачивает налог на недвижимое имущество- жилой дом, и указанное имущество зарегистрировано в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним именное как жилое помещение, в связи с чем статус помещения определен как жилое, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку учитывая установленные судом факты, указанные обстоятельства правового значения для рассматриваемого вопроса не имеют.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать не обоснованными доводы заявления о незаконности действий начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе по отказу в регистрации граждан по месту жительства, месту пребывания в принадлежащем Самсоновой О.А. на праве собственности доме по адресу <адрес>.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
В удовлетворении требований Самсонововй О.А. о признании незаконными действий начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе по отказу в регистрации граждан по адресу <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен - 17.01.2011 года
Решение не вступило в законную силу