Дело №2-3104/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2010 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Полуэктовой И..С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Подольского А.И. и Чернышевой Г.В. к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Минусинского района о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Подольского А.И. и Чернышевой Г.В. обратился в суд с исками к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации Минусинского района, просил признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Красноярского края и обязать перечислить из краевого бюджета в местный бюджет Минусинского района денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Подольскому А.И. в Минусинском районе не ниже социальной нормы – 12 квадратных метров, признать незаконным бездействие администрации Минусинского района в связи с непредоставлением жилых помещений и обязать приобрести в муниципальную собственность Минусинского района жилые помещения площадью не менее 12 квадратных метров и предоставить их по договорам социального найма Подольскому А.И. и Чернышевой Г.В.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Подольский А.И. и Чернышева Г.В. являются лицами из числа детей-сирот. У них, когда они находились в малолетнем возрасте, матери были лишены родительских прав, а отцы неизвестны. С тех пор они проживали и воспитывались в детских домах, обучались в учебных заведениях. В 2007 году Подольский А.И., а в 2009 году Чернышева Г.В. обратились в администрацию Минусинского района с целью внеочередного предоставления им жилья, как детям, оставшимся без попечения родителей. Они были включены в соответствующий список в Министерстве образования и науки Красноярского края, для приобретения жилья и последующего предоставления его по договору социального найма Чернышевой Г.В. в бюджет Минусинского района из краевого бюджета были перечислены денежные средства в сумме 234000 рублей, однако жилье для Подольского А.И. и Чернышевой Г.В. до настоящего времени не приобретено и им не предоставлено, собственного они не имеют.
Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство, определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство Финансов Красноярского края.
В судебном заседании прокурор Дозорцева М.В., Подольский А.И. и Чернышева Г.В. исковые требования полностью поддержали.
Представитель ответчика администрации Минусинского района Казачкова Л.А. исковые требования не признала. Не оспаривая права истцов на получение по договорам найма жилых помещений, суду пояснила, что приобретение жилья для последующего предоставления его по договорам социального найма детям-сиротам, в том числе Подольскому А.И. и Чернышевой Г.В. может быть осуществлено администрацией Минусинского района лишь при поступлении денежных средств на эти цели из краевого бюджета, приобретать жилье для этих целей за счет средств районного бюджета администрация возможности не имеет. В 2010 году на приобретение жилья детям сиротам из краевого бюджета поступили лишь денежные средства на приобретение жилья для Чернышевой Г.В., для приобретения жилья Подольскому А.И. денежные средства из краевого бюджета не поступали. КУМИ Минусинского района неоднократно объявлялись открытые конкурсы на размещение муниципальных заказов по приобретению жилого помещения площадью не менее 12 кв.м. в Минусинском районе для Чернышевой Г.В., однако в связи с отсутствием заявок аукционы были признаны несостоявшимися, жилое помещение для последующего предоставления его Чернышевой Г.В. приобретено не было и денежные средства в связи с окончанием финансового года будут возвращены в краевой бюджет. В связи с изложенным предъявленные к администрации Минусинского района исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных суду отзывах (л.д.44, 83) ответчик требования не признал. Свою позицию мотивировал тем, что на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих жилого помещения» указанные полномочия переданы исполнительным органам местного самоуправления. Министерство образования и науки Красноярского края такими полномочиями не наделено, имеет лишь организационно-распорядительные полномочия, которые не являются функциями обеспечения жилыми помещениями. В частности оно лишь осуществляет учет сирот, нуждающихся в жилом помещении, из расчета состоящих на учете лиц в текущем году, ежегодно закладывает субвенцию для осуществления в последующем финансовом году органами местного самоуправления госполномочий по обеспечению жилыми помещениями и заключает с органами местного самоуправления соглашения по реализации этих полномочий. Свои обязательства Министерство последовательно исполняет, денежные средства для обеспечения жильем Подольского А.И. будут заложены в законе Красноярского края «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов». В случае, если средств субвенций на осуществление государственных полномочий недостаточно для обеспечения нуждающихся сирот жилыми помещениями, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Ни федеральным законодательством, ни краевым не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному сироте, Министерство образования и науки не имеет полномочий по перечислению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности и является не надлежащим ответчиком, в связи с чем исковые требования в части предъявленных к нему требований удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства Финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Подолький А.И. Чернышева Г.В. в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей.
Так у Подольского А.И. 03.10.1988 года рождения отец неизвестен, мать Подольская В.В. решением Минусинского горсуда от 26.04.2001г. была лишена родительских прав. Постановлением главы Минусинского района №162-П от 09.04.2003г. Подольский А.И. был определен на полное гособеспечение, воспитывался в КГОУ «Тесинский детский дом», постановлением главы администрации Минусинского района №70-П от 09.02.2005г. был включен в список очередников для предоставления жилого помещения, включен в соответствующий список Министерством образования и науки Красноярского края, однако жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, собственного он не имеет.
У Чернышевой Г.В. 05.12.1987 года рождения отец неизвестен, мать Чернышева Л.А. решением Минусинского горсуда от 20.08.2002г. лишена родительских прав. Постановлением главы Минусинского района №767-П от 02.12.2002г. Чернышева Г.В. была определена на полное гособеспечение, воспитывалась в КГОУ «Тесинский детский дом». Постановлением главы администрации Минусинского района №70-П от 09.02.2005г. Чернышева Г.В. была включена в список очередников для предоставления жилого помещения. В 2007 году она закончила Минусинский сельскохозяйственный колледж, в 2010 году из краевого бюджета администрации Минусинского района были выделены денежные средства для приобретения жилья Чернышевой Г.В., однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, собственного она не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, решениями Минусинского горсуда от 26.04.2001г. о лишении родительских прав Подольскую В.В.и от 20.08.2002г. о лишении родительских прав Чернышеву Л.А., постановлениями главы Минусинского района №162-П от 09.04.2003г. и №767 от 02.12.2002г., справками КГОУ «Тесинский детский дом», дипломом Чернышевой Г.В. о среднем профессиональном образовании, справками Минусинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и уведомлениями Минусинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах истцов на недвижимое имущество.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
На основании ст.ст.5, 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005г. №25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа не имеющих жилого помещения. В соответствии с пунктами 2-5 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказом на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством РФ по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Согласно п.3.22 Положения «О Министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 N 42-п в компетенцию Министерства входит обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" администрация Минусинского района наделена на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
24.03.2010г. между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией Минусинского района заключено соглашение №5 о взаимодействии по реализации вышеуказанного закона Красноярского края и предоставлении субвенций на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого администрация Минусинского района обязалась приобретать жилые помещения и предоставлять их по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Минусинского района, на которую возложены государственные полномочия по обеспечению истцов жилыми помещениями, выражающееся в необеспечении истцов до настоящего времени жилыми помещениями, является незаконным. В результате этого бездействия нарушено гарантированное истцам законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на администрацию Минусинского района обязанность приобрести в муниципальную собственность Минусинского района жилые помещения и предоставить их по договорам социального найма истцам Подольскому А.И. и Чернышевой Г.В..
Согласно Решению Совета депутатов Минусинского района №17-рс от 21.08.2005г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Минусинского района» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 12 кв.м. на каждого члена семьи, поэтому предоставляемые истцам жилые помещения должны быть не менее 12 кв.м..
Доводы представителя администрации Минусинского района о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация Минусинского района вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений.
В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований предъявленных в интересах Подольского А.И. к Министерству образования и науки Красноярского края. Суд полагает, что Министерство образования и науки, в отличие от органа местного самоуправления (администрации Минусинского района), не наделено полномочиями обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В рамках вышеуказанных Закона о наделении, Положения о Министерстве образования и науки, оно осуществляет лишь организационно-сопроводительные полномочия: осуществляет учет детей, нуждающихся в жилом помещении, из расчета состоящих на учете ежегодно закладывает субвенцию для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению их жильем, заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий. Как установлено судом, свои обязанности в отношении истцов Министерство исполнило, а полномочий по перечислению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности оно не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Минусинского района по непредоставлению жилых помещений Подольскому А.И. и Чернышевой Г.В..
Обязать администрацию Минусинского района приобрести в муниципальную собственность Минусинского района жилые помещения площадью не менее 12 квадратных метров и предоставить их по договорам социального найма Подольскому Александру Ивановичу и Чернышевой Галине Владимировне.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Изготовлено 30.12.2010г.