решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

19 января 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего Степанкова В.В.

при секретера Эйснер М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» о признании незаконным решения должностного лица Отдела государственного пожарного надзора по г. Минусинску и Минусинскому району,

УСТАНОВИЛ.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» (далее – Колледж) обратилось с заявлением о признании незаконным пункта 433/1/7 предписания № от 26.11.2010 года государственного инспектора г. г. Минусинска и Минусинского района по пожарному надзору, согласно которому требуется:

- оборудовать второй эвакуационный выход на первом и втором этажах зданий учебных корпусов № 4 (<адрес>), № 3 (<адрес>), № 5 (<адрес>);

- оборудовать второй эвакуационный выход с второго этажа учебных корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>);

- обеспечить выход с второго этажа на наружную лестницу в корпусах №№ 1и 2 не через окно, а через дверь, при этом исключить на пути эвакуации имеющийся перепад высот более 45 см.

Требования заявитель мотивирует тем, что указанные здания являются собственностью Красноярского края, переданы заявителю в оперативное управление, признаны памятниками культуры, поэтому их облик и интерьер в соответствии со ст. 52 п. 3 Федерального закона № 74-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются предметом охраны, переделкам и перестройкам не подлежат.

В судебном заседании представители Колледжа Отставнов А.Г. (доверенность л.д. 45) и Иютина М.С. (доверенность л.д. 46) заявленные требования поддержали.

Государственный инспектор г. Минусинска и Минусинского района Шалапутина О.В. с заявлением не согласилась и пояснила, что осуществляла плановую проверку Колледжа на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки 26 ноября 2010 года было выдано предписание № об устранении нарушений по 19 позициям. Заявителями оспаривается законность позиции № 7 предписания. Колледж является учебным заведением с массовым посещением людей, часть зданий деревянной постройки, что представляет повышенную пожароопасность для находящихся в них людей. Запасные выходы в соответствии с пожарными требованиями должны закрываться дверями или люками. В Колледже со второго этажа корпусов 1 и 2 дополнительные выходы предусмотрены через окна, причем имеется значительный перепад высоты от пола до подоконника, что является недопустимым. На первом и втором этажах зданий учебных корпусов № 3, № 4, № 5 следует оборудовать вторые эвакуационные выходы. В учебных корпусах № 1 и № 2 необходимо оборудовать второй эвакуационный выход со второго этажа.

Определением суда от 11 января 2011 года заинтересованным лицом по делу привлечено представляющее собственника зданий Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (л.д. 50).

Представитель Агентства в судебное заседание не прибыл, представил ходатайства рассмотреть дело в отсутствие представителя Агентства и привлечь третьим лицом занимающееся обеспечением сохранности объектов культурного наследия на территории Красноярского края Министерство культуры Красноярского края.

Суд в удовлетворении ходатайства отказал, так как привлечение Министерства культуры Красноярского края по делу влечет затягивание разрешения заявленных требований. Ходатайство направлено на переложение разрешения проблемы собственником имущества на иную контролирующую охрану памятников организацию.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявления отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21декабря1994года №69-ФЗ.

Статьей 1 № 69-ФЗ определено:

- требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

- государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

- нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 21 Закона «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный Закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, который устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. 5 № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Судом установлено, что в Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» обучается на очной форме обучения около 300 человек.

Обучение осуществляется в зданиях учебных корпусов, расположенных в <адрес> и на <адрес>.

Указанные здания являются собственностью субъекта Российской Федерации - Красноярского края, признаны решениями исполкома крайсовета памятниками архитектуры, что подтверждается содержанием выданных охранных свидетельств (л.д. 12, 14, 16, 18), переданы в пользование заявителю, что подтверждается актами обследования технического состояния передаваемого имущества (л.д. 13, 15, 17, 19).

Судом установлено, что 26 ноября 2010 года государственным инспектором Отдела государственного пожарного надзора по г. Минусинску и Минусинскому району Шалапутиной О.В. выдано предписание № согласно которому требуется:

- оборудовать второй эвакуационный выход на первом и втором этажах зданий учебных корпусов № 4 (<адрес>), № 3 (<адрес>), № 5 (<адрес>);

- оборудовать второй эвакуационный выход с второго этажа учебных корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>);

- обеспечить выход с второго этажа на наружную лестницу в корпусах №№ 1и 2 не через окно, а через дверь, при этом исключить на пути эвакуации имеющийся перепад высот более 45 см.

Статьей 32 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по классу функциональной пожарной опасности в соответствии с назначением, а также возрастом, физическим состоянием и количеством людей, находящимся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна здания Колледжа отнесены к классу Ф4.

Главные требования к противопожарной защите зданий и сооружений в форме целей этой защиты с приоритетностью требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, применимостью противопожарных требований к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения, подлежащие обязательному соблюдению (в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой “как правило” и с условиями, при которых допускаются отступления) содержатся в СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Пункт 1.2 СНиП 21-01-97* прямо предусматривает, что разделы 6, 7 и 8 не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок).

Анализ указанной нормы свидетельствует о том, что на здания для иных функциональных назначений, в том числе для учебного процесса, требования СНиП 21-01-97* являются обязательными.

Государственный инспектор пожарного надзора предъявляет требований для обеспечения безопасности людей на основании требований законов Российской Федерации и утвержденных в соответствии с ними техническими нормами и правилами, которые не содержат специальных исключений для памятников архитектуры.

В соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», этажи учебных зданий класса Ф4 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов (п.6.13), на путях эвакуации не допускаются перепады высот более 45 см за исключением порогов и дверных проемов (п.6.28).

Выявив отсутствие вторых эвакуационных выходов на первом и втором этажах зданий учебных корпусов № 4 (<адрес>), № 3 (<адрес>), № 5 (<адрес>), второго эвакуационного выхода с второго этажа учебных корпусов № 1 (<адрес>) и № 2 (<адрес>), отсутствие дверного проема или люка для аварийного выхода с второго этажа на наружную лестницу в корпусах №№ 1и 2, при этом исключить на пути эвакуации имеющийся перепад высот более 45 см, государственный инспектор указала на нарушения, с чем суд считает согласиться, поскольку требования соответствуют действующему законодательству и нормативным документам по пожарной безопасности. Возможность эвакуации через окна СНиП не предусматривает.

Доводы заявителя о добровольном характере предписаний СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» суд не принимает, так как технический регламент по пожарной безопасности с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, требования технического регламента не могут служить препятствием осуществлению в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей регламента

Частью 3 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» прямо предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В соответствии с частью 4 указанной статьи на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Ссылку заявителя в обоснование своих требований на нормы Федерального закона «Об объектах культурного наследия» от 25.06.2002 года (статьи 45, 52), запрещающих внутренний и внешний облик памятников культуры, суд не находит противоречащими пожарным нормам.

Указанный закон требует учитывать и получать согласование соответствующих контролирующих охрану культурного наследия органов при реконструкции и переделывании памятников, в том числе для соблюдения пожарных требований. В случае невозможности выполнения требований законодательства о пожарной безопасности в соответствии с предписанием и сохранении облика памятников культуры, суд считает, что не исключается решение вопроса путем передачи здания иному пользователю с изменением функционального назначения для снижения функциональной пожарной опасности.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

В удовлетворении заявления Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» о признании незаконным пункта 433/1/7 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № от 26.11.2010 года государственного инспектора г. г. Минусинска и Минусинского района по пожарному надзору отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Изготовлено 22 января 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200