решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего Степанкова В.В. при секретаре Эйснер М.А.

с участием прокурора Куповасовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора к муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел», муниципальному образованию «Минусинский район», отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ.

Минусинский межрайонный прокурор обратился к муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел», муниципальному образованию «Минусинский район», отделу имущественных отношений администрации Минусинского района, отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района с исковыми требованиями оборудовать Дом культуры в с. Малая Минуса автоматической пожарной сигнализацией, установить систему оповещения людей о пожаре, обеспечить их надлежащее обслуживание.

Требование истец мотивирует тем, что 13 ноября 2008 года, 16 февраля и 29 сентября специалистами отдела государственного пожарного надзора и Минусинской межрайонной прокуратуры проводились выездные проверки, при этом вручались предписания об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности. Требование об оборудовании помещения автоматической установкой пожранной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре не исполнены (л.д. 4-5).

В ходе судебного разбирательства прокурор изменил требования и просил суд обязать Администрацию Минусинского района обязать обеспечить финансирование мероприятий по установке автоматической пожарной сигнализации и установке системы оповещения людей о пожаре; обязать отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района и муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре (л.д. 53).

В судебном заседании прокурор требования поддержал частично, отказался от требований к ответчику Отделу имущественных отношений администрации Минусинского района.

Определением суда от 28.01.2011 года производство по делу в части требований к Отделу имущественных отношений администрации Минусинского района прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований.

Представитель муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» (далее МУК Факел) директор Волосюк Н.И. (приказ о назначении на должность л.д. 62) заявленные требования не признала. Пояснила, что МУК Факел является муниципальным учреждением культуры, учрежден управлением культуры Минусинского района с целью сохранения народной традиционной культуры, удовлетворения общественных потребностей в творчестве. МУК Факел включает в себя районный Дом культуры, 15 сельских домов культуры, 15 сельских клубов поселений, Тесинскую картинную галерею. Общий штат около 600 служащих. По комплексной программе «Культура Красноярья» на период 2010-2012 годы для МУК Факел выделено 5 млн. рублей, из которых на установку пожарной сигнализации в доме культуры села Малая Минуса в соответствии со сметой из краевого бюджета получены 79150 рублей. К установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре можно приступить незамедлительно. Проблема в том, что Дом культуры в селе Малая Минуса находится в аварийной состоянии: требуется замена балок, лепнины, ремонт треснувших стен и замена крыши, внутренней электропроводки, разрушен фундамент. Комиссия в составе зам. главы администрации района, главного архитектора района, зав. отделом АХЧ отдела культуры по результатам обследования здания 15.10.2010 года пришли к выводу об аварийном состоянии Дома культуры. Составлена смета на производство капитального ремонта, которая направлена в Министерство культуры Красноярского края для выделения средств для ремонта. Муниципальное образование средств для капитального ремонта не имеет. Постановлением главы района деятельность дома культуры в селе Малая Минуса до проведения капитального ремонта остановлена. Выполнение требований прокурора на данном этапе является бесполезным расходованием государственных средств, так как при капитальном ремонте вся противопожарная система подлежит демонтажу с повреждением проводки. Деятельность Дома культуры без проведения капитального ремонта, который включает в себя установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре, возобновлению не подлежит.

Представитель Администрации Минусинского района Валиулина Р.Ф. исковые требования не признала и пояснила, что Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. По комплексной программе «Культура Красноярья» для МУК Факел согласно смете на противопожарные мероприятия, включающие установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре, получены из бюджета края необходимые 79150 рублей, поэтому требования прокурора выделить указанные средства из бюджета района излишни. Дом культуры 1964 года постройки, капитальный ремонт в здании не производился. Администрацией района приняты необходимые меры для истребования средств на капитальный ремонт из бюджета Красноярского края.

Допрошенный в судебном заседании руководитель отдела имущественных отношений администрации Минусинского района Профатилов В.Д. исковые требования не признал и пояснил, что Дом культуры в селе Малая Минуса является муниципальной собственностью. Дом культуры закреплен за муниципальным учреждением культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел» на праве оперативного управления. В настоящее время Дом культуры находится в аварийном состоянии. В бюджете района средств на капитальный ремонт не имеется, поэтому сделана заявка на предоставление средств для капитального ремонта из краевого бюджета. При отказе в выделении средств на капитальный ремонт из краевого бюджета неминуемо дальнейшее разрушение здания из-за текущей крыши и треснувших стен. Увеличение разрушений влечет принятие решения о полном сносе здания и целесообразности строительства нового ДК. Установка противопожарной сигнализации в подлежащем капитальному ремонту и закрытом для деятельности разрушенном здании лишена здравого смысла.

Представитель отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района Валынец М.А. исковые требования не признала и пояснила, что представляемая ею организация является отраслевым органом с правами юридического лица администрации Минусинского района. Отдел выполняет координационную работу в соответствии со своим профилем, контролирует получение и распределение целевых средств из различных бюджетов (Российской Федерации, Красноярского края, Минусинского района) на нужды культуры, спорта и отдыха, является учредителем МУК «Факел». По комплексной программе «Культура Красноярья» для МУК Факел на установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре в Доме культуры села Малая Минуса из краевого бюджета уже получены 79150 рублей. Полагает, что средства должны быть израсходованы после осуществления капитального ремонта. Деятельность Дома культуры приостановлена до получения средств на капитальный ремонт и выполнение капитального ремонта.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Действительно, в соответствии с ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России 18.06.2003 г. № 313, Перечнем зданий, сооружений, помещений и оборудований, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России 18.06.2003 г. № 315 дома культуры должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре.

Судом установлено, что с 17 сентября по 13 ноября 2008 года при проведении проверки соблюдения норм пожарной безопасности государственными инспекторами г. Минусинска и Минусинского района по пожарному надзору в доме культуры в селе Малая Минуса обнаружено отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре, о чем выдано Предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 6-10).

Дом культуры в с. Малая Минуса является собственностью муниципального образования «Минусинский район», включено в реестр муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 г., запись № (л.д. 25).

По договору № здание дома культуры в с. Малая Минуса передано в оперативное управление МУК МЦКС «Факел» (л.д. 26).

При обследовании состояния здания комиссия в составе зам. главы администрации района, главного архитектора района, зав. отделом по АХЧ отдела культуры констатировали аварийное состояние здания:

- простенки наружной стены со стороны заднего фасада деформированы и частично разрушены, по всей высоте здания имеются глубокие трещины;

- цокольная часть здания отслоилась от фундаментов;

- по всему периметру здания разрушена отмостка;

- асбестоцементные листы кровли местами треснуты, шифер уложен листами с разной волной, что вызывает протечку кровли;

- облицованные гипсовой плиткой потолки местами провисли, имеются ржавые пятна потеков, имеется вероятность обрушения плитки вместе с деревянной обрешеткой;

- трубы и запорная арматура изношена на 100%, находятся в аварийном состоянии;

- внутренняя система электроснабжения находится в аварийном состоянии, о чем составили акт от 15.10.2010 года (л.д. 37).

Распоряжением главы администрации района №-р от 01.12.2010 года здание Дома культуры в селе Малая Минуса закрыто в связи с аварийным состоянием на капитальный ремонт, использование Дома культуры по назначению приостановлено (л.д. 38).

На проведение капитального ремонта здания и монтаж автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения эвакуации людей при пожаре в СДК с. Малая Минуса составлены локальные сметы (л.д. 63-69, 71-73).

Выпиской из бюджетной росписи министерства культуры Красноярского края подтверждается выделение средств на приобретение и установку систем пожарно-охранной сигнализации, систем оповещения и эвакуации людей при пожаре (л.д. 59. 60-61).

Таким образом, материалами дела подтверждается отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в Доме культуры села Малая Минуса.

Вместе с тем, по мнению суда, нормы пожарной безопасности распространяют свое действие на объекты, которые вовлечены в человеческую деятельность.

Судом установлено, что Дом культуры села Малая Минуса решением главы района закрыт до проведения капитального ремонта, то есть, никакой работы с населением в здании ДК не проводится. Само здание находится в аварийном состоянии и степень его износа таково, что при отсутствии капитального ремонта природно-физические факторы повлекут разрушение здания вплоть до полного уничтожения.

В указанной ситуации суд рассматривает выполнение работ по монтажу систем пожарно-охранной сигнализации, системы оповещения и эвакуации людей при пожаре в разрушающемся здании до проведения капитального ремонта как бесполезное расходование государственных средств. Установку систем пожарно-охранной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре следует производить после приведения здания в функциональное состояние, то есть после капитального ремонта. В случае отказа субъекта федерации выделить средства на капитальный ремонт монтаж систем пожарно-охранной сигнализации, системы оповещения и эвакуации людей при пожаре в здании ДК теряет смысл, так как дальнейшее разрушение здания из-за текущей крыши и треснувших стен влечет необходимость сноса здания.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора к муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система «Факел», муниципальному образованию «Минусинский район», отделу культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района о понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности, - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий