о призанании бездействия незаконным



Дело № 2-199/2011

Р Е Ш Е Н И Е-заочное

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Полуэктовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты> о понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МУЗ <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по устранению выявленных в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы нарушений санитарного законодательства, просило обязать ответчика в срок до 01.03.2011г. :

- обеспечить ФАП <адрес> туалетами (ом) для персонала и пациентов;

- оборудовать в зданиях ФАПов в <адрес>, д. Коныгино, станции имени Крупской систему канализации;

- осу­ществлять в полном объеме постоянный производственный контроль во всех ФАПах МУЗ «Знаменская участковая больница»;

- подключить ФАПы <адрес>­ское, <адрес>, д. Коныгино и на станции имени Крупской к сущест­вующим централизованным поселковым водопроводным сетям питьевого водоснабжения;

- оборудовать процедурный кабинет и кабинет прие­ма ФАПа <адрес>, кабинет приема ФАПа на станции имени Крупской умывальниками, оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков;

- оборудовать в ФАПах <адрес>­няя Коя, <адрес>, д. Коныгино подсобное помещение для хранения чистого и грязного белья, оборудованное умывальниками с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, шкафами для их раздельного хранения;

- обеспечить в ФАПах <адрес>­ный, <адрес>, д. Коныгино хранение дезинфицирующих средств и убо­рочного инвентаря в раздельных вспомогательных помещениях, оборудованных умывальниками с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;

- оборудовать в ФАПе <адрес> каби­нет физиотерапевтической аппаратурой (не более одного аппарата в кабине­те), установленной в изолированных кабинах, каркасы которых выполнены из пластмассовых или деревянных стоек, либо из металлических (никелиро­ванных) труб, свободных от заземления (изоляция от стен и пола) с учётом размеров кабин: высота стоек - 2,0 м, длина - 2,2 м, ширина - 1,8 м (при ис­пользовании аппаратов индуктотермии, микроволновой терапии, УВЧ-генераторов мощностью более 200 Вт ширина кабины принимается не менее; организовать специально выделенные помещения, либо кабины, экра­нированные тканью с микропроводом при установке аппаратов для проведе­ния УВЧ и СВЧ-терапии с дистанционным, в том числе и с универсальным расположением конденсаторных пластин излучателей.

Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с федеральным законодательством медицинская деятельность подлежит лицензированию. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель предполагает использовать для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном виде. В соответствии с экспертным заключением № 250 от 03.09.2009г. условия оказания медицинских услуг в МУЗ <данные изъяты> не соответствуют санитарным правилам и нормам. Не смотря на это, истцом выдано ответчику санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.М.004674.12.09 от 10.12.2009г. о соответствии помещений и оборудования МУЗ <данные изъяты> для медицинской деятельности, но при условии устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, а именно п.п 3.2. 3.3, 3.27, 3.22.4. 3.22.5, 3.22.6, 5.1, 5.5, 5.6, 9.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», п. 4.1.4 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», п. 2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.3.1375-03, утратили свою силу с момента введения в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди­цинскую деятельность». Новый нормативный акт СанПиН 2.1.3.2630-10 повторяет и детализирует тре­бования санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03. Сроки и порядок устранения выявленных нарушений регламентированы планами мероприятий, согласованными министром здравоохранения <адрес> Я., заместителем главы <адрес>, начальником управления здравоохранения <адрес>. Мероприятия по устранению нарушений санитарного законодатель­ства запланированы, в соответствии с указанным планом на 2009, 2010 г.г. Указанные санитарные правила предназначены для индивиду­альных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организаци­онно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицин­скую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Учитывая, что на момент подачи искового заявления в суд ответчиком выявленные нарушения санитарного законодательства не устранены, это нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан, в данном случае неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> Билевич С.В., действующая на основании доверенности поддержала исковые требовании в части возложения на ответчика обязанностей: - устранить нарушения требований п.п.2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий: осуществить в срок до 01 марта 2010 года в полном объеме постоянный производственный контроль в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес>, д.Коныгино, п. им.Крупской, <адрес>;

- устранить нарушения требований п.5.1. р.VI СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: подключить фельдшерско-акушерские пункты <адрес>, д.Коныгино и на ст. Им.Крупской, <адрес> к существующим централизованным поселковым водопроводным сетям питьевого водоснабжения в срок до 01 марта 2011 года. От поддержания остальной части исковых требований отказалась, мотивируя тем, что они исполнены ответчиков добровольно.

Представитель ответчика МУЗ <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствие со ст.233 ГПК РФ, учитывая согласие истца, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Участвуя в предыдущем судебном заседании представители ответчика - главный врач МУЗ <данные изъяты> Чихачева Н.Е. и Кудрина И.Н., действующая на доверенности, заявленные требования признали частично. Кудрина И.Н. суду пояснила, что ответчиком предпринимались меры к устранению выявленных истцом нарушений, а именно: был разработан и утвержден план мероприятий по их устранению, однако своевременно устранить выявленные нарушения ответчик не имел возможности из-за отсутствия финансирования. Поскольку ответчиком предпринималась все возможные меры к устранению нарушений, но они не были исполнены по объективным причинам, заявленные требования о признании бездействия МУЗ <данные изъяты> являются необоснованными. Требования п.4 и 5 признала в полном объеме, пояснив, что лабораторные исследования должны осуществляться два раза в год во всех учреждениях здравоохранения. 02.12.2010г. ответчиком заключен с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» договор на осуществление постоянного производственного контроля во всех ФАПах и в срок до 01.03.2011г. лабораторные исследования будут проведены. Требование п.5 о подключении ФАПов <адрес>­ское, д. Коныгино и на станции имени Крупской к сущест­вующим централизованным поселковым водопроводным сетям питьевого водоснабжения исполнить не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования. Собственных средств ответчик на эти цели не имеет, поскольку указанное подключение является дорогостоящим. Кроме того, считают, что данное подключение не целесообразно из-за холодных погодных условий, поскольку в период с ноября по июнь централизованный водопровод промерзает и водой ФАП не обеспечивается, как это случилось с ФАПом в <адрес>, подключенным к центральному водопроводу в 2010г. Качество поставляемой воды также не соответствует санитарным нормам. Собственных источников водоснабжения в ФАПах не имеется, так как нет финансирования на эти цели. Кроме того, ответчиком подано заявление на участие в целевой долгосрочной программе в рамках краевого бюджета для подключения ФАПов к централизованным водопроводным сетям.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации <адрес> П., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что МУЗ <данные изъяты> приняты все меры для устранения выявленных нарушений санитарных правил, в связи с чем заявленные требования являются не обоснованными. Исковые требования в части п.4 ответчиком также исполнены, поскольку договор с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» заключен, лабораторные исследования будут проведены. В части п.5 исковых требований, ответчиком подано заявление на участие в целевой долгосрочной программе в рамках краевого бюджета для подключения ФАПов к централизованным водопроводным сетям, кроме того, в связи с погодными условиями и промерзанием почвы, в установленный истцом срок 01 марта 2011 года провести данный вид работ не представляется возможным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства здравоохранения <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате и времени надлежащим образом извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, согласно представленного в суд отзыва, заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что министерство не является субъектом спорного материального правоотношения, поскольку финансирование муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления за счет местных бюджетов и органы местного самоуправления субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законодательством. Министерство, являясь органом исполнительной власти <адрес>, осуществляет в том числе полномочия по координации деятельности субъектов всех систем здравоохранения и оказывает всемерное содействие органам местного самоуправления края и муниципальным учреждениям здравоохранения по приведению деятельности последних в соответствии с установленными законодательством требований. В 2010г. в рамках целевой программы «Укрепление материально-технической базы краевых государственных, муниципальных учреждений здравоохранения и краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального и дополнительного профессионального образования <адрес> » на приобретение необходимого оборудования выделено 900000 рублей. Кроме того, представители министерства входят в комиссию, созданную <адрес>, оценивающую санитарное состояние учреждений здравоохранения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что МУЗ <данные изъяты> осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 01.01.2010 г. приказом Управления здравоохранения администрации <адрес>. В соответствии с п. 1.4 Устава, учредителем МУЗ <данные изъяты> является Управление здравоохранения администрации <адрес>. Согласно п.2.1. Устава целью создания Учреждения является оказание на территории <адрес> первичной медико-санитарной помощи амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях и выполнение обязательств по оказанию бесплатной, качественной, равнодоступной медицинской помощи гражданам в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 2.2. основным видом деятельности является оказание населению <адрес> первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях. В 2009г. специалистами территориального отдела ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» проведена экспертиза на соответствие оказания медицинских услуг в МУЗ <данные изъяты> <данные изъяты> санитарным правилам и нормам. Согласно экспертного заключения № 250-К от 03.09.2009г. установлено, что оказание медицинских услуг в МУЗ <данные изъяты> не соответствует санитарным правилам и нормам, а именно:

- не осу­ществляется в полном объеме постоянный производственный контроль во всех ФАПах МУЗ <данные изъяты>, что является нарушением требований п.п. 2.1., 2.4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение про­изводственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

- не подключены ФАПы <адрес>­ское, д. Коныгино и на станции имени Крупской к сущест­вующим централизованным поселковым водопроводным сетям питьевого водоснабжения, что является наруше­нием требований п. 5.1. р. VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди­цинскую деятельность». 11.09.2009г. МУЗ <данные изъяты> утвержден план мероприятий по приведению фельдшерско-акушерском пунктов ответчика в соответствии с санитарными нормами и правилами. 10.12.2009г. Управлением ответчику было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.М.004674.12.09 о соответствии помещений и оборудования МУЗ <данные изъяты> для осуществления медицинской деятельности. В ходе проведения в декабре 2010г. внеплановой проверки ответчика выявлено лишь частичное исполнение требований указанного заключения.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, санитарно-эпидемиологическим заключением № 24.49.31.000.М.004674.12.09 от 10.12.2009г. о соответствии помещений и оборудования МУЗ <данные изъяты> для осуществления медицинской деятельности, экспертным заключением № 250-К от 03.09.2009г., планом мероприятий по приведению фельдшерско-акушерских пунктов тветчика в соответствии с санитарными нормами и правилами, договором от 02.12.2010г. заключенным между ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» и ответчиком на осуществление необходимого объема лабораторных исследований во всех ФАПах МУЗ <данные изъяты>

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8,11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 39 Указанного закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

В соответствии в п. 2.1,2.4 указанных правил, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Производственный контроль включает:

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" СанПиН 2.1.3.2630-10 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2010г.), устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

В соответствии в п. 5.1. указанных правил, все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, а также то, что до настоящего времени указанные истцом нарушения ответчиком не устранены, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и полагает необходимым обязать ответчика устранить указанные нарушения.

Доводы представителя ответчика в части нецелесообразности подключения ФАПов <адрес>­ское, д. Коныгино и на станции имени Крупской к сущест­вующим централизованным поселковым водопроводным сетям питьевого водоснабжения, суд считает необоснованными и противоречащими указанным санитарным нормам и правилам, однако учитывая погодные условия, зимний период времени и промерзание почвы, суд считает возможным продлить срок подключения указанных водопроводных сетей до 01.08.2011г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения обязать МУЗ <данные изъяты>

- устранить нарушения требований п.п.2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий: осуществить в срок до 01 марта 2010 года в полном объеме постоянный производственный контроль в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес>, д.Коныгино, п. им.Крупской, <адрес>;

- устранить нарушения требований п.5.1. р.VI СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: подключить фельдшерско-акушерские пункты <адрес>, д.Коныгино и на ст. Им.Крупской, <адрес> к существующим централизованным поселковым водопроводным сетям питьевого водоснабжения в срок до 01 августа 2011 года.

На решение ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение 07 суток с момента вручения ему копии решения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.

Председательствующий

Изготовлено 04.02.2011г.