Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Маломинусинского сельского совета о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Маломинусинского сельского совета о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия, мотивируя тем, что в ноябре 2010 года в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного и ветеринарного законодательства в деятельности администрации Маломинусинского сельсовета М. района при эксплуатации находящегося на балансе сельской администрации скотомогильника. Согласно справке Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по южной группе районов Управления Россельхознадзора по К. краю № 967/714 от 15.11.2010 г., действующий скотомогильник расположен на территории Маломинусинского сельсовета на расстоянии 1,5 км от села Малая Минуса в восточном направлении. Координаты №. Территория не огорожена, глухой забор высотой, не менее № метров отсутствует, траншея с валом из насыпного грунта выкопана не по всему периметру, заросла травой, что не соответствует пункту 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № №. Скотомогильник представляет собой бетонную биотермическую яму с бетонным покрытием, отверстие не закрыто люком, вытяжные трубы отсутствуют. Над ямой не построен навес на высоте 2,5 м., рядом отсутствует место для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что не соответствует п.5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995г. №13-7-2/469. Указанный скотомогильник состоит на балансе администрации Маломинусинского сельсовета, эксплуатируется жителями села Малая Минуса, что подтверждается актом на передачу основных средств от 20.12.2000 г. по распоряжению №769-р администрации М. района, согласно которому скотомогильник передан от М. районного государственного управления ветеринарии на баланс Маломинусинской районной сельской администрации, а также подтверждается актом выбора земельного участка ветеринарно-санитарной карточкой и объяснениями главы Маломинусинского сельсовета. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», ветеринарное законодательство состоит из указанного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актов. Ветеринарное законодательство регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Согласно пункту 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Согласно пункту 5.7 правил в центре перекрытия биотермической ямы оставляют отверстие размером 30 х 30 см., плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см. и высотой 3 м. Согласно пункту 5.8 правил над ямой на высоте 2,5 м. строят навес длиной 6 м., шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995г. №13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в введении которых находятся данные объекты. Поскольку скотомогильник находится в ведении Маломинусинской сельской администрации, состоит на ее балансе, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию. Указанная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ от 10.02.2010г. № 32-В09-19. Как установлено в ходе проверки, требования ветеринарно-санитарного законодательства при устройстве, обеспечении санитарного состояния и оборудовании скотомогильника Маломинусинской сельской администрацией, в ведении которой находится скотомогильник, не исполняются, что ставит под угрозу здоровье неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся на территории сельсовета. Бездействие Маломинусинской сельской администрации является незаконным, так как не исполняются требования ст. 42 Конституции РФ, статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» и ст. 8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми каждый имеет право на безопасную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов, прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Маломинусинского сельсовета в связи с непринятием мер по обеспечению надлежащего санитарного состояния и оборудовании скотомогильника расположенного на расстоянии № км от села Малая Минуса в восточном направлении. Координаты GPS N №, обязать Администрацию Маломинусинского сельсовета, привести указанный скотомогильник в надлежащее санитарное состояние, а именно: огородить скотомогильник глухим забором высотой не менее № м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной № м. и шириной не менее № м. с устройством вала из вынутого грунта, над ямой на высоте № м. выстроить навес длиной 6 м., шириной № м. Рядом построить место для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, в центре перекрытия биотермической ямы оставить отверстие размером № см., плотно закрываемое крышкой, из ямы вывести вытяжную трубу диаметром № см. и высотой № м.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика глава Маломинусинского сельского совета Коротких В.А., с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по содержания скотомогильников, скотомогильник был передан на баланс администрации с. М. Минуса незаконно, денежных средств на его содержание не выделяется. Содержание скотомогильников отнесено к полномочия субъектов РФ, раньше указанный скотомогильник находился в ведение районной ветлечебницы, и по распоряжению главы района при реорганизации ветлечебницы скотомогильник был передан сельской администрации, в связи с чем администрация была вынуждены принять его на баланс.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности суд полагает требования, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статьям 14 и 15 ФЗ № 131 от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района и поселения относятся организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28августа1995года N154-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, действовавшего на момент передачи скотомогильника на баланс органу местного самоуправления) к вопросам местного значения относились в том числе организация утилизации и переработки бытовых отходов; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28августа1995года N154-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в РФ ведется государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов.
Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.02. № 786, к таковым отходам относятся тела животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.». Аналогичные положения содержатся Федеральном законе РФ № 131- ФЗ от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ст. 14 закона).
Согласно ст. ст. 5 и 6 названного выше Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п/п 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно п/п "ц" п. 2 ст. 26.11 этого же закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как и ранее действовавший закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28августа1995года N154-ФЗ не предусматривает.
Согласно п. п. 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Согласно справке (л.д. 6) и приложенной фототаблицы (л.д.15-20) скотомогильник представляет собой бетонную биотермическую яму с бетонным покрытием, отверстие не закрыто люком, вытяжные трубы отсутствуют. Над ямой не построен навес на высоте 2,5 м., рядом отсутствует место для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что не соответствует п.5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995г. №13-7-2/469.
Из материалов дела следует, что скотомогильник, расположенный на территории Маломинусинского сельсовета, находится на балансе Маломинусинской районной сельской администрации, из представленного авизо на передачу основных средств от 20.12.2001 г. следует, что по распоряжению №769-р администрации М. района (л.д.7) скотомогильник передан от М. районного государственного управления ветеринарии на баланс Маломинусинской сельской администрации.
Таким образом, суд полагает, что скотомогильник был передан в 2001 году на баланс Маломинусинской сельской администрации без наличия законных оснований в административном порядке, без одновременной передачи необходимых материальных и финансовых средств на его содержание, что также подтверждает доводы главы Маломинусинского сельсовета о том, что скотомогильник был передан на баланс сельсовета по распоряжения администрации М. района, что для Маломинусинского сельсовета исключало возможность не постановки скотомогильника на баланс(л.д.8).
Учитывая, что на момент передачи скотомогильника на баланс Маломинусинской сельской администрации действующее законодательство не предусматривало обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципальных образований мест захоронения биологических отходов, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ранее ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28августа1995года N154-ФЗ) для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию не передавались, суд полагает, что передача скотомогильника была произведена не законно, в связи с чем, даже при состоянии скотомогильника на балансе сельской администрации отсутствуют основания для признания незаконным бездействие администрации Маломинусинского сельсовета в связи с непринятием мер по обеспечению надлежащего санитарного состояния и оборудовании скотомогильника расположенного на расстоянии 1,5 км от села Малая Минуса в восточном направлении, и возложения на Администрацию Маломинусинского сельсовета обязанности по оборудованию скотомогильника (биотермических ям) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требований прокурора к Администрации Маломинусинского сельского совета, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействие Администрации Маломинусинского сельского совета, выразившееся в не принятии мер по обеспечению надлежащего санитарного состояния и оборудовании скотомогильника расположенного на расстоянии № км от села Малая Минуса в восточном направлении. Координаты GPS N №, возложении обязанности по приведению скотомогильника в надлежащее санитарное состояние - отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен –18.02.2011 г.
Решение не вступило в законную силу.