РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.
прокурора Оловниковой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кожухар И.С. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Тигрицкий сельсовет о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Новикова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Кожухар И.С. обратилась в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Тигрицкий сельсовет о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Новикова А.В. Требования мотивировала тем, что в нарушение п. 3 ст. 28 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абзацу 7 п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края, в подписных листах, предоставленных в избирательную комиссию муниципального образования Тигрицкий сельсовет для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Новикова А.В. не указаны дата рождения, адрес места жительства, серия и номер, дата его выдачи паспорта лица, собравшего подписи избирателей. Полагает, что все подписи избирателей, предоставленные для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Новиковым А.В. являются недействительными, просит суд отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Тигрицкий сельсовет о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Новикова А.В.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица председатель избирательной комиссии муниципального образования Тигрицкой сельсовет Компанченко С.И., суду пояснила, что решением Тигрицкого сельского Совета депутатов №14-рс от 20.12.2010 г. на 13 марта 2011 года были назначены выборы главы Тигрицкого сельсовета Минусинского района. Новиков А.В. сам принес подписные листы, комиссия их проверила, и в связи с отсутствием у них юриста, приняла решение о том, что эти подписные листы являются действительными, в связи с чем, Новиков А.В. был зарегистрирован в качестве кандидата. На то, что в подписных листах не указаны дата рождения, адрес места жительства, серия и номер, дата его выдачи паспорта лица, собравшего подписи избирателей не обратили внимания, полагали, что если, подписи в подписном листе собирались самим Новиковым А.В. необходимости указания в подписном листе его личных данных и данных его паспорта.
Заинтересованное лицо Новиков А.В. с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что производство по делу подлежит прекращению поскольку основания для аннулирования его регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района, предусмотренные ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" отсутствуют.
Суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагающего, что при регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Новикова А.В. было нарушено действующее законодательство в связи с чем требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Тигрицкого сельского Совета депутатов Минусинского района Красноярского края №14-рс от 20.12.2010 г. на 13 марта 2011 года были назначены выборы главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Красноярского края.
27.01.2011 года в избирательную комиссию Тигрицкого сельсовета с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Тигрицкого сельсовета обратился Новиков А.В. Для регистрации в избирательную комиссию им были предоставлены личные документы и подписной лист, содержащий подписи десяти избирателей в его поддержку.
Решением избирательной комиссии №5/18 от 30 января 2011 года Новиков А.В. зарегистрирован кандидатом на должность главы Тигрицкого сельсовета Минусинского района (л.д. 10).
Решением избирательной комиссии № 7/24 от 02.02.2011г. кандидатом на должность главы Тигрицкого сельсовета зарегистрирована заявитель Кожухар И.С. (л.д. 9).
Указанные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались, подтверждены материалами дела.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12июня2002года N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предусмотрено, что основанием для отказа регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Аналогичная норма (ст.29) содержится в Законе Красноярского края №8-1411 от 02.10.2003г. «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" адрес места жительства определяется как адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
В силу п. 3 ст. 28 Закон Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (уполномоченным представителем избирательного объединения), который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно пункту 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Приложением N 1 к Закону края N 8-1411 установлены форма подписного листа и порядок его заверения. Согласно названному приложению в подписном листе, в частности, указывается наименование муниципального образования и представительного органа муниципального образования. Все данные о лице, осуществлявшем сбор подписей - фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер, и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего, паспорт гражданина, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, дата ее внесения, которые вносятся этим лицом собственноручно.
Из дела видно, что во всех подписных листах (л.д. 20-21), представленных Новиковым А.В. на регистрацию, отсутствуют требуемые законом сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей.
В судебном заседании Новиков А.В. пояснял, что он сам осуществлял сбор подписей. Однако данное обстоятельство не освобождало его от обязанности указать в подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей.
Исходя из приведенных выше положений избирательного законодательства, не указание в подписном листе сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, является нарушением закона.
Поскольку Новиков А.В. не представил в избирательную комиссию необходимое для регистрации количество достоверных и действительных подписей избирателей в его поддержку избирательной комиссии следовало принять решение об отказе заявителю в регистрации кандидатом.
Что касается доводов Новикова А.В. им в полном мере соблюдены требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по отношению к которому закон Красноярского края является приложением, то суд их во внимание принять не может как не основанные на законе, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что указанным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
В судебном заседании противоречий Закона Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не выявлено.
Что касается доводов Новикова А.В. о том, что не имеется оснований для отмены его регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района, то суд их во внимание принять не может, поскольку вопрос об отмене регистрации Новикова А.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района предметом рассмотрения в судебном заседании не являлся, т.к. заявителем ставилось требование об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Тигрицкий сельсовет о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Новикова А.В.
В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проведено различие между отменой решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и отменой регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 ст. 76 Федерального закона N 67 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Отмена регистрации кандидата может быть отменена в случаях, предусмотренных пунктом 7 вышеназванной нормы Закона.
Отмена регистрации кандидата является мерой ответственности (санкцией) за допущенные кандидатом нарушения в ходе избирательной кампании, которая применяется только при наличии вины кандидата.
В отличие от рассмотрения заявления об отмене регистрации кандидата, при рассмотрении заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата суд не должен разрешать вопрос о вине кандидата в соблюдении требований закона на стадии представления документов для регистрации в избирательную комиссию. В данном случае суд должен проверить соблюдение кандидатом и избирательной комиссией требований закона, порядка выдвижения кандидата, представления необходимых для регистрации документов, сбора подписей, а также законность принятия решения о регистрации кандидата.
Судом установлено, что в представленном Новиковым А.В. избирательной комиссии подписном листе отсутствуют данные о лице, осуществлявшем сбор подписей (фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер, и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего, паспорт гражданина, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, дата ее внесения).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что все подписи избирателей, представленных в избирательную комиссию Тигрицкого сельсовета кандидатом Новиковым А.В. подлежат признанию недействительными.
Не указание в подписном листе данных о лице, осуществлявшем сбор подписей (фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер, и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего, паспорт гражданина, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, дата ее внесения), является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, ст.28 Закона Красноярского края №8-1411 от 02.10.2003г. «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», а решение избирательной комиссии Тигрицкого сельского совета Минусинского района № 5/17 от 30 января 2011 года "О регистрации Новикова А.В. кандидатом на должность главы муниципального образования Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края» является незаконным и подлежит отмене на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 7ст.12 Закона Красноярского края №8-1411.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Красноярского края № 5/18 от 30 января 2011 года о регистрации Новикова А.В. кандидатом на должность главы муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 5 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен –24.02.2011 г.
Решение не вступило в законную силу.