предоставление жилья детям



Дело № 2-473/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Полуэктовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Галочкиной Т.Ю. к администрации <данные изъяты> и Министерству образования и науки <данные изъяты> о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Галочкиной Т.Ю. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки <адрес> и администрации <адрес>, просил обязать Министерство образования и науки <адрес> перечислить из краевого бюджета в местный бюджет <адрес> денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Галочкиной Т.Ю. в <адрес> не ниже социальной нормы – 11 квадратных метров, признать незаконным бездействие администрации <адрес> в связи с непредоставлением жилого помещения Галочкиной Т.Ю. и обязать приобрести в муниципальную собственность <адрес> жилое помещение площадью не менее 11 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Галочкиной Т.Ю.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Галочкина Т.Ю., с раннего детства осталась без попечения родителей, в 2002 году её мать умерла, когда, отец лишен в отношении нее родительских прав. Оставшись без попечения родителей Галочкина Т.Ю. в период с 2002 г. по 2004г. воспитывалась в МУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» <адрес>, затем в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ПУ № <адрес>, в 2010году окончила ПУ № <адрес> по специальности повар. В 2006 году, поскольку собственного жилья не имела, обратилась в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> с целью постановки на учет для предоставления жилья вне очереди и предоставила все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ, указанный пакет документов орган опеки и попечительства <адрес> направил в Министерство образования и науки <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство направлены дополнительные недостающие документы. На момент обращения в суд с указанным иском, решение о постановке Галочкиной Т.Ю. на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерстве образования и науки <адрес> не принято, жилым помещением до настоящего времени Галочкина Т.Ю. не обеспечена.

В судебном заседании прокурор Дозорцева М.В. и Галочкина Т.Ю. исковые требования полностью поддержали. Галочкина Т.Ю. пояснила суду, что в 2007 году обратилась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> для постановки её на учет для получения жилого помещения и предоставила все требуемые документы. После этого она неоднократно обращалась в орган опеки, чтобы узнать когда ее документы будут направлены в <адрес> для постановки на учет, однако ей объясняли, что документы будут направлены когда подойдет её год. В связи с тем, что орган опеки никаких мер по направлению документов не предпринимал, она обратилась с заявлением в прокуратуру о защите ее прав. После ее неоднократных обращений ДД.ММ.ГГГГ орган опеки и попечительства направил пакет документов в <адрес>, затем по требованию Министерства она в отдел опеки еще раз предоставляла недостающие документы, которые были направлены ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилье ей так и не предоставили. Собственного жилого помещения она не имела и не имеет, в настоящее время проживает с ребенком в квартире, которую снимает в аренду.

Представитель ответчика администрации <адрес> Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края №-уг от ДД.ММ.ГГГГ «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Органы местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, однако приобретение жилья для последующего предоставления его по договорам социального найма детям-сиротам осуществляется администрацией <адрес> лишь при поступлении денежных средств на эти цели из краевого бюджета, приобретать жилье для этих целей за счет средств городского бюджета администрация не может. Поскольку денежные средства на приобретение жилья для Галочкиной Т.Ю. из краевого бюджета не поступили, администрация не имеет возможности исполнить свои обязательства по приобретению жилья для истицы. Поскольку предоставить жилье Галочкиной Т.Ю. администрация города возможности не имеет в связи с отсутствием финансирования на эти цели, её бездействие не является незаконным.

Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес> Доронина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Суду представила отзыв на исковое заявление прокурора, в котором в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя свою позицию следующим. Порядок учета, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края №-уг от ДД.ММ.ГГГГ «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Министерство образования и науки <адрес> осуществляет учет указанных категорий граждан с учетом даты их рождения и даты предоставления документов. Документы необходимые для постановки Галочкиной Т.Ю. на учет были получены Министерством, однако предоставленный пакет документов был не полным, в связи с чем были запрошены недостающие документы, которые Министерством получены не были. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Вопросы наличия и отсутствия денежных средств на исполнение полномочий относится к сфере межбюджетных отношений, субъектом которых гражданин не является, в связи с чем выделяемые субвенции именными быть не могут. Выделение денежных средств возможно только после прохождения длительной процедуры согласования между различными органами государственной власти, в связи с чем Министерство не имеет полномочий по перечислению денежных средств на каждого нуждающегося ребенка. Кроме того, нуждаемость Галочкиной Т.Ю. в жилом помещении не следует из предоставленного пакета документов.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Галочкина Т.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей. В 2002 году умерла ее мать Т., отец Г. решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. С 2002г. по 2004г. Галочкина Т.Ю. находилась на полном государственном обеспечении и воспитывалась в КГУ «Центр социального обслуживания Тесь». С 2005 года она проживала в семье опекуна Т.. ДД.ММ.ГГГГ Галочкина Т.Ю. обратилась в отдел опеки и попечительства для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилье, в 2010г. она окончила КГБОУ НПО «Профессиональное училище №» в <адрес>. Управлением образования администрации <адрес> в Министерство образования и науки <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлен пакет документов для постановки на учет Галочкину Т.Ю. в качестве нуждающейся в жилье, по запросу Министерства образования и науки <адрес> направлены недостающие документы. Согласно справок Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Галочкиной Т.Ю. отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о смерти Т., решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении Г. родительских прав, постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ о назначении попечителя Галочкиной Т.Ю., ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Галочкиной Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, дипломом об образовании, справкой КГУ «Центр социального обслуживания Тесь», справками администрации <адрес>, сопроводительными письмами УО администрации <адрес>.

В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 этого же закона и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона суд приходит к выводу, что Галочкина Т.Ю., как лицо оставшееся без попечения родителей должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку собственного жилья не имеет и не имела. Доводы Министерства образования и науки <адрес> о том, что нуждаемость Галочкиной Т.Ю. в жилом помещении является неподтвержденной суд считает необоснованными.

В соответствии со ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 ( в ред. Закона от 11.11.2010г. № 11-5201) "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" и п.3 ст.19 Закона Красноярского края №11-5419 от 09.12.2010г. «О краевом бюджете на 2011 год и плановые периоды 21012-2013 годов» администрация г.Минусинска наделена на 2010-2011 годы государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации <адрес>, выразившееся в своевременном непринятии мер по обеспечению Галочкиной Т.Ю. жилым помещением является незаконным. В результате этого бездействия Галочкина Т.Ю. не была своевременна поставлена на учет в Министерстве образования и науки <адрес> и не обеспечена жилым помещением, в связи с чем нарушено гарантированное ей законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения.

Таким образом, суд полагает необходимым возложить на администрацию <адрес> обязанность приобрести в муниципальную собственность <адрес> жилое помещение и предоставить его по договору социального найма истице Галочкиной Т.Ю..

Согласно Решению Минусинской городской думы №р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес>» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 11 кв.м. на каждого члена семьи, поэтому предоставляемое истице жилое помещение должны быть не менее 11 кв.м..

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация <адрес> вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истицы, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по необеспечению Галочкиной Т.Ю. жилым помещением.

Обязать администрацию <адрес> приобрести в муниципальную собственность <адрес> за счет средств, предоставленных из регионального фонда компенсаций краевого бюджета изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 11 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Галочкиной Т.Ю..

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ