решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В.

при секретаре Эйснер М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной О.О. к индивидуальному предпринимателю Бычкова А.М. о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ.

Никитина О.О. обратилась к индивидуальному предпринимателю Бычкову А.М. с исковыми требованиями о взыскании заработной платы в сумме 21354,40 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 1630,42 рублей, 7456,70 рублей компенсации морального вреда, 3500 рублей судебных расходов, мотивируя тем, что работала у ответчика в такси <данные изъяты> диспетчером с 12 августа 2010 года по 07 ноября 2010 года, зарплата не выплачивалась, поэтому 07 ноября 2010 года была вынуждена уволиться (л.д. 4).

В ходе судебного разбирательства истец изменила требования и просила взыскать заработную плату в сумме 21354,40 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 1271,09 рублей, 7456,70 рублей компенсации морального вреда, 12000 рублей судебных расходов (л.д. 28).

В судебном заседании истец и ее представитель Сауткин Г.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Никитина О.О. суду пояснила, что в августе 2010 года пришла устраиваться на работу в такси <данные изъяты> Предприниматель Бычков А.М. объяснил, что согласен взять ее на стажировку, узнать город для дальнейшей самостоятельной работы диспетчером. В период стажировки работала ежедневно с 9 до 21 часа с диспетчерами ФИО6, ФИО7 или самим Бычковым А.М. 12 сентября 2010 года впервые вышла на сутки работать диспетчером самостоятельно. Потом работала по 12 часов через двое суток. Расчет с ней не производился ни разу, поэтому 07 ноября 2010 года прекратила работать. В качестве диспетчера принимала по телефону заявки от пассажиров и передавала по рации водителям. По окончании смены водители привозили ей 20% от выручки. Полученные от водителей деньги передавала Бычкову А.М. Никаких документов о приеме на работу Бычков А.М. не оформлял, с приказами ее не знакомил.

Ответчик Бычков А.М. исковые требования не признал и пояснил, что занимается посредническими услугами через созданное им <данные изъяты> В штате только диспетчер, который принимает от пассажиров заявки и направляет по рации водителей выполнять перевозку. На объявление о приеме на работу диспетчеров пришла Никитина, которая отстажировалась 22 и 25 октября 2010 года, после чего прекратила выходить на работу. В конце смен он рассчитался с ней, о чем имеется отметка на графиках заявок, приобщенных к делу. На работу Никитину не принимал, поэтому и не увольнял.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает требования удовлетворить частично.

В соответствии со ст.ст. 67 и 68 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Согласно ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Судом установлено, что Бычков А.М. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 9-17), осуществляет услуги по перевозке пассажиров.

Пояснениями сторон установлено, что никаких документов о приеме на работу и увольнении не оформлялось.

Оценивая доводы ответчика, что истец у него не работала, суд находит их несостоятельными, так как им самим представлены в дело составленные Никитиной графики заявок водителям (л.д. 33-35), что свидетельствует о допуске истца к работе и выполнении ею работы диспетчера. Отсутствие приказа о приеме на работу и трудового договора правового значения для разрешения спора при указанных обстоятельствах не имеют. Неисполнение работодателем обязанности по оформлению необходимых документов при фактическом допуске к работе не исключают трудовые отношения с работником. Прием на работу с испытательным сроком (ст. 70 ТК РФ) документально не оформлялся.

Свидетель ФИО1 суду пояснила, что проходила в начале августа 2010 года стажировку в <данные изъяты> диспетчером, потом с месяц работала водителем, пока не перешла в другую фирму. Трудовые отношения с ней не оформлялись, заработную плату в качестве диспетчера не получала. Никитина приходила к ней стажироваться в последнюю смену 22 августа 2010 года, до этого Никитина стажировалась с другими диспетчерами – ФИО6 и ФИО8, фамилию не знает (л.д. 42).

Свидетель ФИО2 суду пояснил, что без оформления трудовых отношений работал у индивидуального предпринимателя Бычкова А.М. водителем в <данные изъяты> в сентябре 2010 года, в тот период Бычков А.М. лежал в больнице на озере Тагарское. В период работы несколько раз сдавал выручку диспетчеру Никитиной (л.д. 42).

Ответчик Бычков А.М. внес поправку, что лечился в больнице в октябре 2010 года.

Свидетель ФИО3 суду пояснил, что без оформления трудовых отношений работал у индивидуального предпринимателя Бычкова А.М. водителем в <данные изъяты> с августа по декабрь 2010 года. За этот период неоднократно работал в смены, когда диспетчером работала Никитина О.О.

Свидетель ФИО5 суду пояснил, что в октябре 2010 года раза два видел, что Никитина стажируется диспетчером. Что такое стажировка и как она оформляется объяснить не может. Уточнить когда именно видел Никитину не может.

Свидетель ФИО4 суду пояснил, что работает водителем в <данные изъяты>, осенью 2010 года с ним оформлен договор на перевозки В октябре 2010 года несколько раз на базе видел Никитину О.О., получал от нее заказы на перевозку пассажиров.

В материалах дела имеются оформленные истцом графики заказов (л.д. 33-35).

Совокупность незаинтересованных в исходе дела свидетельских показаний подтверждают доводы истца о выполнении работы Никитиной в должности диспетчера в указанный ею период с 12 августа по 06 ноября 2010 года.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, индивидуальным трудовым договором.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих производство расчетов работодателя с работником. Ссылка Бычковым А.М. на графики заявок (л.д. 33-35) не состоятельна, так как в указанных документах отсутствуют бесспорные данные о получении Никитиной денег за выполненную работу, сама истец отрицает получение каких-либо выплат за труд. Утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 05.01.2004г. № 1 унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых формы расчетно-платежной ведомости, расчетной ведомости, платежной ведомости, журнала регистрации платежных ведомостей индивидуальным предпринимателем Бычковым А.М. не применялись.

Поскольку суду не представлено никаких данных о размере заработной платы диспетчера, графиков выходов диспетчеров на работу, суд склоняется к тому, чтобы рассчитывать задолженность по заработной плате из установленного с 01.01.2009 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимального размера оплаты труда в сумме 4 330 рублей в месяц, поскольку размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых ставок (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ.

Суд не может согласиться с расчетами задолженности по заработной плате представителя истца Сауткина по следующим основаниям.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм закона следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, заработная плата составит:

за август: 4330 : 31 * (31 день – 11 дней) = 2793,55 руб.,

за сентябрь и октябрь – по 4330 рублей,

за октябрь: 4330 : 31 * 6 дней = 838,06 руб.,

а всего 12291,61 рублей.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск производим на основании ст. 10 и 11 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007 года:

10. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

11. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.

Пунктом 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 года № 169, установлено полные отработанные месяцы исчислять следующим образом: излишки, составляющие менее половины месяца исключаются из подсчета, а излишки, составляющие половину месяца и более, округляются до полного месяца.

Итого отпускные составят:

количество дней в августе: 29,4 :31 * 20 = 19

сентябрь, октябрь – по 29, 4 дней,

ноябрь 29.4 : 31 * 6 = 6, всего 84 дня.

среднедневной заработок: 12291,61 : 84 = 146,21 рублей.

146,21 * 5 дней компенсации = 731,95 рублей

Установив, что предприятие не исполняло установленную законом обязанность по периодическим выплатам платежей по заработной плате и при этом образовалась задолженность, суд считает, что указанное обязательство подлежит принудительному исполнению.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд считает, что в результате противоречащих требованиям ТК РФ действий индивидуального предпринимателя по невыплате заработной платы, работник испытывал душевные страдания и неудобства, то есть нравственные страдания, которые суд с учетом длительности периода не выплаты заработной платы и конкретных обстоятельств дела суд полагает компенсировать суммой 300 руб.

На основании ст. 100 ГПК РФ с учетом разумности и справедливости, цены иска, суд считает возможным компенсировать затраты истца на оказание юридической помощи в сумме 3000 рублей.

На основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 519,68 руб. (материальные требования) + 200 руб. (требования о компенсации морального вреда).

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Бычкова А.М. в пользу Никитиной О.О. 12291,61 рублей заработной платы, 731,95 рублей компенсации за неиспользованный отпуск, 300 рублей компенсации морального вреда, 3000 рублей в возмещение затрат на представителя.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Бычкова А.М. в доход муниципального образования «Город Минусинск» госпошлину в сумме 719,68 рублей.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий