о возложении обязанности по совершению действий



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: Коршуновой С.Т.,

При секретаре: Зданович Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления в интересах неопределенного круга лиц к учреждению о признании бездействия по исполнению предписания незаконным и о возложении обязанности по исполнению предписания,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к учреждению о признании бездействия по исполнению предписания незаконным и о возложении обязанности по исполнению предписания.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным Законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения «Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в марте 2010 г. была проведена плановая выездная проверка в отношении учреждения. В ходе проведения мероприятия по надзору в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учреждении, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа. Учреждения относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье учащихся и работников учреждения при несоблюдении требований санитарного законодательства. Нарушения, допущенные Ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний (отравлений). Деятельность учреждения связана с образовательной деятельностью, следовательно, исполнение обязанностей по соблюдению санитарного законодательства является его первоочередной обязанностью. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. На основании изложенного просят: признать бездействия ответчика, выраженные в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным. Обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить предписания: - оборудовать лаборантские при кабинетах химии, физики, информатики; оборудовать при спортивном зале раздельные раздевальные для девочек и мальчиков, душевые, уборные для мальчиков и девочек; оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинрастворов, с поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды; обеспечить в уровни искусственной освещенности на поверхности рабочих столов в учебных кабинетах географии №, русского языка и литературы №, математики №, начальных классов №, на поверхности классной доски в кабинете математики № в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; обеспечить учебные кабинеты химии, физики и начальных классов холодным и горячим водоснабжением; оборудовать общую физкультурную площадку на территории участка дошкольной ступени; оборудовать на территории младшей группы теневой навес для защиты детей от солнца и осадков; оборудовать в составе групповых ячеек буфетные; оборудовать в учреждении дошкольной ступени постирочную; оборудовать комнату для персонала с санузлом; оборудовать в учреждении дошкольной ступени медицинский блок; оборудовать на пищеблоке учреждения дошкольной ступени, работающего на сырье, раздаточную, холодный, мясорыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечную кухонной посуды, кладовую для овощей, комнату персонала, раздевалки, душевые, туалет для персонала; оборудовать на пищеблоке учреждения дошкольной ступени, раздаточную, холодный, мясорыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечную кухонной посуды, кладовую для овощей, комнату персонала, раздевалки, душевые, туалет для персонала.

14 января 2011 года исковые требования были изменены в настоящее время истец просит: признать бездействия Ответчика, выраженные в неисполнении п.п. 2,3,6,10,11,15,16,23,27,28,29 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным; обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить предписания: оборудовать лаборантскую при кабинете информатики; оборудовать при спортивном зале раздельные раздевальные для девочек и мальчиков, душевые, уборные для мальчиков и девочек; оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов поддоном с подводкой к нему холодной и горячей воды; обеспечить уровни искусственной освещенности на поверхности рабочих столов в учебных кабинетах географии №, русского языка и литературы №, математики №, начальных классов №, на поверхности классной доски в кабинете математики № в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; а именно: а) заключить договор с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на проведение лабораторно-инструментальных измерений;

Б) провести лабораторно-инструментальные измерения уровней искусственной освещенности кабинетах географии №, русского языка и литературы №, математики №, начальных классов №, представить протокол измерений.

Обеспечить учебные кабинеты химии, физики и начальных классов холодным и горячим водоснабжением; оборудовать общую физкультурную площадку на территории участка дошкольной ступени оборудовать на территории младшей группы теневой навес для защиты детей от солнца и осадков;

В срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать в дошкольной ступени постирочную; оборудовать в дошкольной ступени комнату для персонала с санузлом; оборудовать в дошкольной ступени медицинский блок; оборудовать на пищеблоке учреждения дошкольной ступени, работающего на сырье, раздаточную, холодный, мясорыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, кладовую для овощей, комнату персонала, раздевалки, душевые, туалет для персонала. (л.д. 123-125)

В судебном заседании представитель истца Радченко Е.С., действующая на основании доверенности (л.д. 15) исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения, дополнив, что по её ходатайству к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика была привлечена администрация <адрес>, которая согласно п. 1.1 Устава учреждения, утвержденного постановлением администрации <адрес> N 826-п от ДД.ММ.ГГГГ, является учредителем школы. Однако, к администрации <адрес> какие-либо исковые требования предъявлять не намерены, поскольку обязанность по устранению нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также обязанность по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний возлагается именно на учреждение, которой были допущены нарушения соответствующих пунктов СанПИН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПИН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела исковые требования были изменены, а именно увеличен срок, предоставляемый стороне ответчика для устранения выявленных нарушений. Это было сделано в связи с представлением ответчиком перспективного плана по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес>, в котором были обозначены сроки исполнения предписания, в качестве ответственного лица указан директор школы, источник финансирования – местный бюджет. Не взирая на данный перспективный план, директор школы в судебном заседании заявила, что нарушения в указанные сроки устранены быть не могут в связи с отсутствием финансовых средств, данный довод считает несостоятельным, так как школа являясь образовательным учреждением, а также учреждением дошкольного образования, обязано исполнить все требования указанные в предписании, при этом взаимоотношения школы с источником её финансирования отношения к рассматриваемому спору не имеют.

Директор учреждения ФИО4 (полномочия подтверждены выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131)) пояснила, что исковые требования не признает, поскольку для выполнения предписания в части помещения дошкольной ступени необходимо полностью перестраивать здание. Согласно локальному сметному расчету для этого потребуется 7000000 рублей, тогда как финансирование школы администрацией района будет осуществлено в пределах 2000000 рублей. Собственных средств для выполнения строительных работ школа не имеет.

Определением суда от 10 февраля 2011 года к участию в рассмотрении настоящего спора по ходатайству стороны истца в качестве соответчика была привлечена администрация <адрес> (л.д. 238), представитель которой - Павлова Н.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 242) пояснила, что к администрации <адрес> никаких требований не заявлено. Являясь учредителем учреждения, а следовательно и собственником их имущества, они несут субсидиарную ответственность по обязательствам школы в случае недостаточности у них денежных средств. Однако, требования, адресованные школе, носят неимущественный характер, и не являются денежными обязательствами.

Представитель третьего лица Управления образования администрации <адрес> Дюкарева А.А., действующая на основании доверенности (л.д. 242) пояснила, что хотя учреждение и является юридическим лицом, собственных денежных средств не имеет, финансирование осуществляется из бюджета района, который в свою очередь является дотационным. Поэтому исполнить предписание истца в указанные в иске сроки не возможно, из-за отсутствия денежных средств.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что исковые требования к учреждению должны быть удовлетворены в полном объеме, исходя из следующего:

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно эпидемиологического законодательства. Ответчиком нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Частью 1 статьи 28 Закона определено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Ответчиком допущены нарушения соответствующих пунктов СанПИН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПИН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», выразившиеся в отсутствии лаборантской при кабинете информатики; в спортивном зале раздельных раздевальных для девочек и мальчиков, душевых, уборных для мальчиков и девочек; помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов поддоном с подводкой к нему холодной и горячей воды; обеспечения уровня искусственной освещенности на поверхности рабочих столов в учебных кабинетах географии №, русского языка и литературы №, математики №, начальных классов №, на поверхности классной доски в кабинете математики № в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; обеспечения учебных кабинетов химии, физики и начальных классов холодным и горячим водоснабжением; оборудования общей физкультурной площадки на территории участка дошкольной ступени и на территории младшей группы теневого навес для защиты детей от солнца и осадков; отсутствие в дошкольной ступени постирочной; комнаты для персонала с санузлом; медицинского блока; на пищеблоке учреждения дошкольной ступени, работающего на сырье, раздаточной, холодного, мясорыбного цеха, цеха первичной обработки овощей, овощного цеха, кладовой для овощей, комнаты персонала, раздевалки, душевых, туалета для персонала.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении № в отношении учреждения за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, а именно положений ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно объяснению директора школы ФИО4 с нарушениями указанными в протоколе она согласна, устранение нарушений требует материальных затрат и реконструкции здания. (л.д. 16.24)

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом <данные изъяты> в отношении юридического лица вынесено постановление об административном правонарушении, назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 рублей. (л.д. 38-46)

ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № в адрес ответчика об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ всех нарушений, указанных в иске, ответственность за исполнение возложено на школу и директора. (л.д. 50-56)

ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение о проведении внеплановой проверки школы с целью проверки выполнения вышеуказанного предписания.(л.д. 57-63)

В период с 19.08. по 20.08. 2010 года внеплановая проверка была проведена, выявлены факты невыполнения предписания, так из 40 пунктов выполнено 20. Не выполнено 20 пунктов, указанных в иске, что подтверждается актом проверки. (л.д. 66-69)

Повторный протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-31)

09 сентября 2010 года мировым судьей судебного участка № 99 по г. Минусинску и Минусинскому району вынесено постановление об административном правонарушении в отношении учреждения», согласно которому юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.19.5 КоАП РФ. (л.д. 97)

В соответствии с перспективным планом школы по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> установлены сроки устранения нарушений, указанных в иске и предписании, финансовые затраты необходимые для проведения мероприятий, источник финансирования – местный бюджет и ответственное лицо – директор школы. (л.д. 108-112)

Согласно Уставу учреждения школа является учреждением, деятельность которого финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Учредителем школы является администрация <адрес>.

Школа имеет в своей структуре детский сад развивающегося вида, реализующего основную программу дошкольного образования.

Основным предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Таким образом, оценивая все исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что учреждение, являясь юридическим лицом, реализующим образовательные программы, обязано обеспечить учащимся и работникам надлежащую санитарно-эпидемиологическую безопасность. Факты нарушений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» нашли свое подтверждение в судебном заседании и директором школы не оспаривались. Предписание, адресованное истцом с указанием необходимости устранения всех выявленных нарушений, в полном объеме к моменту рассмотрения гражданского дела не исполнено.

Принимая во внимание, что школа относится к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье учащихся и работников школы при несоблюдении требований санитарного законодательства, нарушения, допущенные Ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний (отравлений), суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Доводы директора школы об отсутствии средств для устранения нарушений и выполнения предписания, в также о том, что финансирование школы осуществляется из местного бюджета, в связи с чем отвечать по заявленным требованиям должна администрация <адрес>, судом расцениваются как несостоятельные, поскольку обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм возложено именно на лицо, которое осуществляет ту или иную деятельность. Иск, заявленный в интересах неопределенного круга лиц не направлен на удовлетворение материальных требований, а на понуждение ответчика к совершению действий, в связи с чем учредитель образовательного казенного учреждения, в данном случае администрация <адрес> не может являться ответчиком по заявленному иску, кроме того, никаких самостоятельных требований к администрации со стороны истца не предъявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать бездействия учреждения, выраженные в неисполнении п.п.2,3,6,10,11,15,16,23,27,28,29 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными;

Обязать учреждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать лаборантскую при кабинете информатики;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать при спортивном зале школы раздельные раздевальные для девочек и мальчиков, душевые, уборные для мальчиков и девочек;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.6 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов поддоном с подводкой к нему холодной и горячей воды;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.10 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - обеспечить в школе уровни искусственной освещенности на поверхности рабочих столов в учебных кабинетах географии №, русского языка и литературы №, математики №, начальных классов №, на поверхности классной доски в кабинете математики № в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; а именно:

а) заключить договор с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на проведение лабораторно-инструментальных измерений;

б) провести лабораторно-инструментальные измерения уровней искусственной освещенности кабинетах географии №, русского языка и литературы №, математики №, начальных классов №, представить протокол измерений.

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.11 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № -обеспечить учебные кабинеты химии, физики и начальных классов школы холодным и горячим водоснабжением;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № -оборудовать общую физкультурную площадку на территории участка дошкольной ступени

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.16 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № -оборудовать на территории младшей группы теневой навес для защиты детей от солнца и осадков;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.23 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать в дошкольной ступени постирочную;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.27 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать в дошкольной ступени комнату для персонала с санузлом;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.28 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать в дошкольной ступени медицинский блок;

в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить п.29 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № - оборудовать на пищеблоке учреждения дошкольной ступени, работающего на сырье, раздаточную, холодный, мясорыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, кладовую для овощей, комнату персонала, раздевалки, душевые, туалет для персонала.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено 09 марта 2011 года