Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Минкиной М.Т.
при секретаре: Ениной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Администрации города Минусинска о признании незаконным бездействия и понуждении ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: на территории дворов № №, по ул. <адрес>; по адресу <адрес>; по адресу <адрес>; в районе тупиков <адрес>, на территории гаражного массива «Т», <адрес>; во дворе дома № № по ул. <адрес>.
Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной Минусинской межрайонной прокуратурой проверки установлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск. Согласно актам проверки установлено, что на территории дворов № №, по ул. <адрес>, на земельном участке по адресу <адрес>, на земельном участке придомовой территории по адресу <адрес>, в районе тупиков № на территории гаражного массива «Т», <адрес>, во дворе дома № № по ул. <адрес> – участки загрязнены бытовыми отходами. Данные свалки являются несанкционированными.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления,.. , подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Часть 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Указанные земельные участки в соответствии с требованиями закона к полигонам отходов производства и потребления не оборудованы. В перечень объектов для размещения отходов свалки на указанных земельных участках не относятся. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем: в соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов, прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории г. Минусинска незаконными. Обязать ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории дворов № №, по ул. <адрес>, на земельном участке по адресу <адрес>, на земельном участке придомовой территории по адресу <адрес>, в районе тупиков №, на территории гаражного массива «Т», <адрес>, во дворе дома № № по ул. <адрес>.
Определением суда от 14.04.2011 г. гражданские дела соединены в одно производство (л.д. 60).
В судебном заседании прокурор требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Минусинска - исковые требования не признал, суду пояснил, что ответственность за несанкционированную свалку, расположенные на земельном участке по адресу <адрес> несет ТСЖ «Л», ответственность за несанкционированную свалку в районе тупиков № на территории гаражного массива «Т», г. <адрес> несет гаражное общество «Т», учитывая что действиями указанных лиц нарушается Закон Красноярского края «Об административных правонарушениях» и п. 3.2. Правил благоустройства, озеленения, содержания территории муниципального образования г. Минусинска» в отношении ТСЖ «Л» и гаражного общества «Т» направлены материалы на административную комиссию. Несанкционированные свалки, расположенные на территории дворов № №, по ул. <адрес>, на земельном участке придомовой территории по адресу <адрес>, во дворе дома № № по ул. <адрес> убраны, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02г., статье 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. 1.14, п. 1.15 ч.1 ст. 12 Устава г. Минусинска к вопросам местного значения города относятся организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах города; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 14 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган местного самоуправления города – Минусинский городской совет народных депутатов»; Глава города; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация города; контрольно-счетная комиссия.
В силу ст. 38 Устава г. Минусинска администрация города является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 43 Устава города при осуществлении местного самоуправления администрация города организует благоустройство и озеленение территории города, устанавливает нумерацию домов;.., обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства и Устава г. Минусинска администрация города как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, бездействовало в решении вопросов местного значения города, а именно в решении вопроса по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Минусинска.
Что подтверждается актами проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и приложенными фотоснимками, так согласно актам от 15 марта 2011 года и приложенным фотоснимкам (л.д. 5-7, 16-17, 28-29, 39-40, 51-52), земельный участок, расположенный на территории дворов №, по <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами; земельный участок, расположенный на земельном участке по адресу <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами; земельный участок, расположенный на земельном участке придомовой территории по адресу <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами; земельный участок, расположенный во дворе <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами; земельный участок, расположенный в районе тупиков №, на территории гаражного массива «Т», <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами.
Согласно п. 1.1 Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск (далее Правила), утв. решением городского Совета депутатов от 15 июля 2008 г. N 8-74р целью настоящих Правил является урегулирование отношений между пользователями земли (собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков) и органом местного самоуправления - администрацией города Минусинска по содержанию территории муниципального образования город Минусинск (далее - территория города), а также содержанию собственниками земельных участков, зданий и сооружений.
Согласно п. 3.2. Правил на территории муниципального образования город запрещается: свалка мусора; оставление на улицах и во дворах невывезенного мусора, нечистот, грязи, сколов льда и снега, строительных отходов и других отбросов; сбрасывание мусора, грязи, нечистот, сколов льда и снега в смотровые и дождевые колодцы, на газоны, на козырьки зданий, под деревья и кустарники, на проезжую часть улиц, на пустырях и т.д.
В силу п. 3.4. Правил землепользователи обязаны содержать территорию в пределах границ ответственности за счет своих средств и своими силами либо по договорам со специализированными организациями; администрация города Минусинска через соответствующие службы организует заключение договоров с землепользователями, включая собственников индивидуальных жилых домов, коллективных овощехранилищ, гаражных кооперативов, садоводческих товариществ на уборку территории и вывоз бытовых отходов (твердых и жидких).
Согласно п. 12.5. Правил ответственность за размещение отходов в местах, не предназначенных для хранения или захоронения, несет собственник отходов, а в случае невозможности его установления - собственник или пользователь земельного участка, водоема или иного объекта, где размещены отходы.
Согласно п. 13.2. Правил должностные лица администрации города Минусинска и специалисты предприятия, осуществляющего текущее содержание города, имеют право: проверять деятельность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами; требовать и получать для ознакомления разрешительные документы (лицензии, разрешения) на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также иную проектную, учетную документацию по осуществлению данной деятельности; требовать устранения нарушений при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
Согласно п. 2.1. Правил территория, в пределах которой землепользователи обязаны осуществлять ее содержание, совпадает с границами земельного участка, предоставленного в установленном законодательством порядке, плюс пять метров по периметру данного участка. Если земельный участок граничит с территорией общего пользования (улицы, проезды, переулки и т.д.), то границы ответственности за санитарное содержание устанавливаются до проезжей части, но не более 50 м от фактически занимаемой территории
Доводы представителя администрации г. Минусинска о том, что на администрацию г. Минусинска не может быть возложена ответственность за несанкционированные свалки, расположенные на земельном участке по адресу <адрес>, в районе тупиков № на территории гаражного массива «Т», <адрес>, а также возложена обязанность по их уборке, поскольку ответственность за несанкционированную свалку, на земельном участке по адресу <адрес> несет ТСЖ «Л», ответственность за несанкционированную свалку в районе тупиков № на территории гаражного массива «Т» <адрес> несет гаражное общество «Т», суд во внимание принять не может, так как ответчиком суду не представлено доказательств того, что в силу п. 2.1. Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск, ТСЖ «Л» и гаражному обществу «Т» земельные участки на которых в результате проведенной прокуратурой проверке были обнаружены несанкционированные свалки, были предоставлены в установленном законодательством порядке, вместе с тем, то обстоятельство, что указанные несанкционированные свалки расположены на территории муниципального образования г. Минусинск в судебном заседании не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым согласиться с доводами прокурора о том, что администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск в нарушение требований действующего законодательства не производила сбор и вывоз бытовых отходов с территории города М., в связи с чем, бездействие администрации г. Минусинска суд полагает необходимым признать незаконными.
Вместе с тем, представленными фототаблицами (л.д. 65-69, 74-91, 95-96) подтверждаются доводы представителя администрации г. Минусинска о том, что на момент рассмотрения дела судом отсутствует предмет спора по части требований, поскольку несанкционированные свалки на территории дворов № №, по ул. <адрес>; по адресу <адрес>; <адрес>; во дворе дома № № по ул. <адрес>, убраны, в связи с чем суд полагает, что требования прокурора в части возложения на администрацию г. Минусинска обязанности по сбору и вывозу несанкционированно размещенных бытовых отходов на территории дворов № №, по ул. <адрес>; по адресу <адрес>; <адрес>; во дворе дома № № по ул. <адрес> удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать бездействия администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории города Минусинска незаконными.
Обязать администрацию г. Минусинска ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельном участке по адресу <адрес>, в районе тупиков №, на территории гаражного массива «Т», <адрес> - путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено: 03.05.2011 года.
Решение не вступило в законную силу.