РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.,
с участием прокурора Куповасовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Доценко Т.Ф. к Администрации города Минусинска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании действий незаконными и обязать предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ.
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Доценко Т.Ф. обратился к Администрации города Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края с исковыми требованиями:
«1. Признать отказ Министерства образования и науки Красноярского края в постановке на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилом помещении и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения Доценко (Лукше) Т.Ф. незаконным.
2. Обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет города Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Доценко Т.Ф. в г. Минусинске не ниже социальной нормы с учетом состава семьи 3 человека.
3. Обязать администрацию города Минусинска приобрести в муниципальную собственность города Минусинска жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров с учетом состава семьи 3 человека и предоставить его по договору социального найма Доценко Т.Ф..
4. Установить срок ответчикам для совершения вышеуказанных действий в течение шести месяцев с даты принятия решения судом».
Требования прокурор мотивирует тем, что Доценко (Лукша) Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-сиротой.
25 марта 1992 года в период нахождения отца в местах лишения свободы опекуном назначалась бабушка ФИО1.
25 февраля 1999 года мать лишена родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец.
26 января 2005 года сестра Доценко Т.Ф. ФИО3 обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, была поставлена на учет в составе семьи из 1 человека.
21 декабря 2006 года решением жилищной комиссии администрации города Минусинска на основании заявления истца от 14 ноября 2006 года Лукша Т.Ф. включена в состав семьи сестры ФИО3 для улучшения жилищных условий.
01 августа 2008 года Лукша Т.Ф. заключила брак с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО6
17 июня 2009 года краевая комиссия по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края отказала Доценко Т.Ф. в приобретении жилого помещения в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением.
09 февраля 2010 года Доценко Т.Ф. вновь обратилась с пакетом документов в Министерство образования и науки Красноярского края для получения жилого помещения как ребенок-сирота, на что 09 марта 2010 года за № получила из Министерства образования и науки Красноярского края разъяснение, что по документам она проживала в <адрес>, где был в качестве сына квартиросъемщика зарегистрирован ФИО5 (отец Доценко Т.Ф.), как член семьи она приобрела право пользования квартирой, отказалась участвовать в приватизации квартиры, поэтому не имеет право требовать предоставления жилья как ребенок-сирота. Отказ считает незаконным, усматривает право Доценко Т.Ф. на получение жилого помещения на семью из трех человек, включая супруга и дочь.
В судебном заседании прокурор требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Доценко Т.Ф. требования поддержала и пояснила, что с 1991 года проживала с бабушкой в квартире по адресу: <адрес>. Мать была лишена родительских прав, а отец ФИО5 находился в местах лишения свободы, поэтому опекунство над ней оформила бабушка ФИО1 С 2005 года ее сестра ФИО3 состояла на учете в администрации г. Минусинска в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии администрации г. Минусинска от 21 ноября 2006 года она была включена в состав семьи сестры ФИО3 В мае 2007 года копии её учетного дела отделом ЖКХ и жилищной политики администрации г. Минусинска были переданы в отдел по охране прав несовершеннолетних Управления образования администрации Красноярского края для включения в краевой список детей - сирот с целью приобретения жилых помещений. В 2007 году отказалась участвовать в приватизации квартиры по настоянию бабушки ФИО1, которая заверила ее, что она все равно получит квартиру от государства как сирота. Кроме того. с сожителем ФИО4 решили снимать отдельное жилье. В 2008 году заключила брак с ФИО4 и родила дочь ФИО18, поэтому желает получить жилое помещение на семью из 3 человек. 17 июня 2009 года краевая комиссия по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края отказала в предоставлении жилого помещения в связи с не представлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением. В феврале 2010 года истец вновь обратилась с необходимым пакетом документов в Министерство образования и науки Красноярского края. 09 марта 2010 года Министерство образования и науки Красноярского края дало разъяснение об отказе ей в постановке на учет и приобретении жилого помещения. Направляла в Министерство образования и науки Красноярского края документы о семейном положении, а именно свидетельства о браке и рождении ребенка, которые по почтовому уведомлению были получены ответчиком 25 июня 2010 года, но были утеряны и регистрацию в Министерстве образования и науки Красноярского края не прошли.
Представитель администрации города Минусинска Носков В.Б. исковые требования не признал и пояснил, что жилье для детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством администрация города Минусинска может приобрести только на выделенные из бюджета края средства. Поскольку средств для приобретения квартиры для Доценко Т.Ф. не поступало, требовать от администрации города Минусинска приобрести квартиру для ребенка-сироты удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика – Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился. В поступивших в суд 29.04.2011 года «Ответы на вопросы по запросу суда» представителя Гаврилова Е.В. имеется ходатайство провести заседание в отсутствие представителя Министерства.
Из «Отзыва на исковое заявление» (л.д. 66-76) и «Ответы на вопросы по запросу суда» следует, что ответчик исковые требования не признает. Министерство образования и науки Красноярского края не наделено по закону полномочиями обеспечивать сирот жилыми помещениями по договору социального найма. Имея право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, истец отказалась участвовать в приватизации, но сохраняет право пользования указанным жилым помещением. Оспаривая решение, истцу следует обращаться в порядке ст. 256 ГПК РФ гражданин имеет право оспорить решение о нарушении его прав и обязанностей в течение 3 месяцев, то есть срок для обращения для защиты права истек. Прокурор в защиту интересов Доценко Т.Ф. обратился необоснованно, так как Доценко Т.Ф, не лишена права и возможности на самостоятельное обращение в суд с заявлением о защите своих интересов. В просительной части истец просит обязать министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет города денежные средства для приобретения жилья Доценко Т.Ф. Такие требования не корректны, так как финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями реализуется путем субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Субвенция именной быть не может. Средства для приобретения квартиры для Доценко выделены быть не могут, так как в уполномоченном органе исполнительной власти края в сфере образования она на учете как дети-сироты и дети. Оставшиеся без попечения родителей. А также из их числа. Не имеющие жилого помещения, не состоит.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу оказать в удовлетворении требований.
В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)…
Статьей 8 (части 2 и 3 пункта Федерального закона №159-ФЗ 21декабря1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 1 вышеприведенного №159-ФЗ дается понятие, что «дети, оставшиеся без попечения родителей» - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
«лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Судом установлено, что постановлением № от 25.03.1992 г. главы администрации города Минусинска в связи с проживанием матери в ином месте и нахождением отца в местах лишения свободы ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 11).
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 25.02.1999 года ФИО2 лишена родительских прав в отношении в отношении ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 14).
Свидетельство о смерти подтверждается смерть отца истца ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец подпадает под категорию «дети, оставшиеся без попечения родителей».
Представленным в дело лицевым счетом МУ «Минусинская городская служба заказчика» (л.д. 22) подтверждается, что истец Лукша Т.Ф. (с 14.08.2003 года) и ее отец ФИО5 зарегистрированы проживающими по адресу: <адрес>.
Указанная квартира по договору № от 23.03.2007 года безвозмездно передана в собственность ФИО1, ее сына ФИО23. и внука ФИО24 (л.д. 24-25).
В материалы дела представлено нотариально заверенное Согласие (л.д. 26) от 05.03.2007 года, согласно которому сестры ФИО3 и Лукша Т.Ф. отказываются от права на приватизацию квартиры по адресу: <адрес>, дают согласие и не возражают против приватизации квартиры иными лицами.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 года № 12-961 порядок учета детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливается Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края 4.04.2005г. утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (далее по тексту – Порядок приобретения), согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего предоставления вышеуказанной категории граждан.
Приложением 1 к Указу Губернатора края от 4 апреля 2005г. № 25-уг утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому на Министерство образования и науки Красноярского края возложена обязанность осуществлять учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения.
Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» № 9-4225 от 24.12.2009 года муниципальное образование «Город Минусинск» в лице исполнительного органа местного самоуправления наделено на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (статья 1 и Приложение 1). Статьей 2 названного закона предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий.
Приложением 3 к Указу Губернатора края от 4 апреля 2005г. № 25-уг утверждено Положение о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому решения комиссии носят рекомендательный характер (п.5.4).
Из ответов Министерства науки и образования Красноярского края № от 24.06.2009 года (л.д. 7) и № от 09.03.2010 года (л.д. 20-21) суд установил, что краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Лукша Т.Ф. отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением.
Анализ собранных по делу доказательств в совокупности свидетельствует о том, что краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, обоснованно отказано Доценко Т.Ф. в постановке на учет на обеспечение жилым помещением. Установлено, что Доценко Т.Ф. имела право пользования муниципальной квартирой по адресу: <адрес>. В совершеннолетнем возрасте нотариально умышленно и осознанно отказалась участвовать в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ушла с сожителем снимать иное жилье, хотя имела право как лицо, отказавшееся участвовать в приватизации, пожизненно пользоваться указанным жилым помещением, то есть проживать в нем. Право пользование квартирой по адресу: <адрес>. было прекращено по воле пользователя добровольно.
По смыслу законодательства о социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, отказ достигшего совершеннолетия гражданина от прав пользоваться жилым помещением не порождает права требовать предоставления от государства иного жилого помещения. При наличии указанных в ст. 51 ЖК РФ оснований и признании малоимущим (ст. 49 ЖК РФ) истец может быть принят на учет в качестве нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Собранные доказательства свидетельствуют о том, что Доценко Т.Ф. жильем была обеспечена, добровольно прекратила право пользования. Поэтому отказ Министерства образования и науки Красноярского края в постановке в очередь для получения мер социальной поддержки по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Признание действий ответчика обоснованными влечет отказ в удовлетворении и производных от этого иных исковых требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ.
В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Доценко Т.Ф. к Администрации города Минусинска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании действий незаконными и обязать предоставить жилое помещение по договору социального найма ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Изготовлено 09 мая 2011 года