Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Минкиной М.Т.
при секретаре: Ениной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа», администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице управления культуры администрации г. Минусинска о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа», администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице управления культуры администрации г. Минусинска о признании незаконным бездействия, понуждении ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу <адрес>.
Определением суда от 05.05.2011г. производство по делу в части требований по возложению обязанности ликвидации несанкционированной свалки расположенной по адресу <адрес> прекращено, в связи с отказом от иска.
В судебном заседании прокурор требования в части признания бездействия муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа», администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице управления культуры администрации г. Минусинска по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории города Минусинска незаконными поддержал, мотивируя тем, что на основании ст. 10, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления, отходы производства и потребления,. ., подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ, запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений; отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем: в соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов, прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с Уставом МОУДО «ДМШ» учредителем является Управление культуры администрации г. Минусинска, учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия необходимые для деятельности школы. Согласно п. 6.5 Устава МОУДО «ДМШ» школа обязана возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием муниципального имущества, нарушение правил безопасности и санитарно-гигиенических норм и требований охраны здоровья и требований по защите интересов потребителей услуг.
Учитывая, что администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице Управления культуры администрации г. Минусинска и МОУ ДО «Детская музыкальная школа» г. Минусинска в течение 2-х месяцев не принимали мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, находящихся на территории МОУ ДО «Детская музыкальная школа» г. Минусинска, просит суд признать бездействие по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории г. Минусинска незаконным.
Представитель Управления культуры администрации г. Минусинска в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель администрации г. Минусинска, суду пояснил, что в настоящее время весь строительный мусор убран, бездействия со стороны администрации не было.
В судебном заседании представитель МОУ ДО «Детская музыкальная школа» исковые требования не признала, суду пояснила, что в МОУ ДО «Детская музыкальная школа» работает дворник, на территории всегда чисто, имеются два здания по <адрес> и по <адрес>, строительный мусор оставлен центром семьи на территории расположенной возле здания по <адрес>, центр семьи располагается в том же здании, что и музыкальная школа и производил ремонт в зимнее время, в исковом заявлении указан адрес <адрес> ошибочно, часть мусора была вывезена, а часть осталась, потому что, по погодным условия, было сложно организовать вывоз мерзлого строительного мусора.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02г., статье 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. 1.14, п. 1.15 ч.1 ст. 12 Устава г. Минусинска к вопросам местного значения города относятся организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах города; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 14 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган местного самоуправления города – Минусинский городской совет народных депутатов»; Глава города; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация города; контрольно-счетная комиссия.
В силу ст. 38 Устава г. Минусинска администрация города является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 43 Устава города при осуществлении местного самоуправления администрация города организует благоустройство и озеленение территории города, устанавливает нумерацию домов;.., обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно п. 1.1 Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск (далее Правила), утв. решением городского Совета депутатов от 15 июля 2008 г. N 8-74р целью настоящих Правил является урегулирование отношений между пользователями земли (собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков) и органом местного самоуправления - администрацией города Минусинска по содержанию территории муниципального образования город Минусинск (далее - территория города), а также содержанию собственниками земельных участков, зданий и сооружений.
Согласно п. 3.2. Правил на территории муниципального образования город запрещается: свалка мусора; оставление на улицах и во дворах невывезенного мусора, нечистот, грязи, сколов льда и снега, строительных отходов и других отбросов; сбрасывание мусора, грязи, нечистот, сколов льда и снега в смотровые и дождевые колодцы, на газоны, на козырьки зданий, под деревья и кустарники, на проезжую часть улиц, на пустырях и т.д.
В силу п. 3.4. Правил землепользователи обязаны содержать территорию в пределах границ ответственности за счет своих средств и своими силами либо по договорам со специализированными организациями; администрация города Минусинска через соответствующие службы организует заключение договоров с землепользователями, включая собственников индивидуальных жилых домов, коллективных овощехранилищ, гаражных кооперативов, садоводческих товариществ на уборку территории и вывоз бытовых отходов (твердых и жидких).
Согласно п. 12.5. Правил ответственность за размещение отходов в местах, не предназначенных для хранения или захоронения, несет собственник отходов, а в случае невозможности его установления - собственник или пользователь земельного участка, водоема или иного объекта, где размещены отходы.
Согласно п. 13.2. Правил должностные лица администрации города Минусинска и специалисты предприятия, осуществляющего текущее содержание города, имеют право: проверять деятельность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами; требовать и получать для ознакомления разрешительные документы (лицензии, разрешения) на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также иную проектную, учетную документацию по осуществлению данной деятельности; требовать устранения нарушений при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
Согласно п. 2.1. Правил территория, в пределах которой землепользователи обязаны осуществлять ее содержание, совпадает с границами земельного участка, предоставленного в установленном законодательством порядке, плюс пять метров по периметру данного участка. Если земельный участок граничит с территорией общего пользования (улицы, проезды, переулки и т.д.), то границы ответственности за санитарное содержание устанавливаются до проезжей части, но не более 50 м от фактически занимаемой территории
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства и Устава г. Минусинска, Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск МОУ ДО «Детская музыкальная школа», администрация муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице управления культуры администрации г. Минусинска бездействовали в решении вопроса по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов находящихся на территории МОУ ДО «Детская музыкальная школа», что подтверждается актом проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и приложенным фотоснимком, так согласно акту от 11 марта 2011 года и приложенным фотоснимкам (л.д. 6-7), земельный участок, расположенный на территории МОУ ДО «Детская музыкальная школа» по <адрес>, загрязнен твердыми бытовыми отходами. Доказательств того, что собственником бытовых отходов и строительного мусора является центр семьи, в связи с чем, ответственность за размещение отходов в местах, не предназначенных для их хранения или захоронения, должна быть возложена на центр семьи, суду не представлено.
В соответствии с Уставом МОУДО «ДМШ» учредителем является Управление культуры администрации г. Минусинска, учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия необходимые для деятельности школы. Согласно п. 6.5 Устава МОУДО «ДМШ» школа обязана возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием муниципального имущества, нарушение правил безопасности и санитарно-гигиенических норм и требований охраны здоровья и требований по защите интересов потребителей услуг.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым согласиться с доводами прокурора о том, что МОУ ДО «Детская музыкальная школа», администрация муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице управления культуры администрации г. Минусинска в нарушение требований действующего законодательства в течение двух месяцев не производили сбор и вывоз бытовых отходов с территории города Минусинска, в связи с чем, бездействие указанных лиц суд полагает необходимым признать незаконными.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать бездействие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа», администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск в лице управления культуры администрации г. Минусинска по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории города Минусинска незаконным.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено: 10.05.2011 года.
Решение не вступило в законную силу