Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Алюшиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой В.П. к администрации М о признании решения жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в суд с иском к администрации М с требованиями о признании решения жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, свои требования мотивировала тем, что проживает по <адрес>, является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвалидом <данные изъяты>, вдовой инвалида Великой Отечественной войны. В ДД.ММ.ГГГГ году истица с супругом приобрели жилой дом в п. <данные изъяты> Шушенского района, дом был неблагоустроен, его подтапливало каждый год весной, приходилось части делать ремонт. После смерти своего мужа ДД.ММ.ГГГГ года истица осталась одна. В указанном жилом доме в п. <данные изъяты> истица прожила до ДД.ММ.ГГГГ года. Стало резко ухудшаться здоровье, дочь истицы стала звать переехать к ней в с. <данные изъяты> Минусинского района. Истица хотела продать дом в п. <данные изъяты> или поменять его на квартиру в с. <данные изъяты>, однако это сделать ей не удалось и так как сын истицы нуждался в жилье то истица оставила указанный жилой дом ему. Дочь истицы приобрела указанную квартиру в <адрес>, которую оформила на истицу по причине необходимости снижения оплаты квартплаты, которая для истицы как ветерана ВОВ была ниже. С дочерью у истицы была договоренность, что она проживает в квартире до тех пор пока она не понадобиться дочери. У дочери истицы есть свои две дочери, одна из которых в ДД.ММ.ГГГГ году вышла замуж и ждала ребенка, в связи с чем дочь истицы решила, что истица переедет к ней, после чего начала переоформление квартиры на себя, так как она эту квартиру покупала. Свидетельство о праве собственности на квартиру дочь истицы получила ДД.ММ.ГГГГ года. Сделка была оформлена договором дарение, потому что это дешевле. На момент совершения сделки дарения истица ничего не знала о том, что начал решаться вопрос о выделении квартир вдовам участников и ветеранам ВОВ. Как только истице стало известно об указанной программе выделения указанной категории граждан квартир, она обратилась в администрацию Минусинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года истице было отказано в постановке на учет по причине отчуждения имеющегося в собственности жилого помещения с намерением приобретения права состоять на очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях». Сейчас истица поняла, что жить совместно с дочерью не сможет, считает, что имеет право на получение жилья, так как квартира, подаренная ею дочери, на самом деле изначально принадлежала ей, никакого умысла истица не имела и выгоды не получала, а наоборот в настоящее время осталась без жилья. На основании изложенного истица просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ года жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить. Пояснила дополнительно, что после того как она подарила своей дочери квартиру, продолжает проживать в ней на основании заключенного с ней договора найма, заключенного с одной стороны истицей, а с другой стороны дочерью истицы – Черновой Т.И.
Представитель ответчика по доверенности (л.д. 36) Валиулина Р.Ф. суду пояснила, что с исковыми требованиями администрации М не согласна в полном объеме, так как истица, по мнению ответчика, намеренно ухудшила свои жилищные условия тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года подарила квартиру <адрес>. Указанная квартира принадлежала истице на праве собственности. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Жилищная комиссия администрации Минусинского района при рассмотрении предоставленных истицей документов, пришла к выводу, что отчуждение истцом квартиры привело к ухудшению жилищных условий истицы. В связи с чем комиссия применила нормы ст. 53 ЖК РФ и ст. 2 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», которые предусматривают обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий. Таким образом, по мнению представителя ответчика, истица может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет, с момента отчуждения квартиры <адрес>, поэтому просила суд отказать в удовлетворении требований истицы.
Допрошенная в качестве свидетеля Чернова Т.И. суду пояснила, что является дочерью истицы, действительно в ДД.ММ.ГГГГ году она приобрела квартиру <адрес>, на заемные средства, в том числе деньги занимал брат свидетеля (сын истицы). Право собственности на квартиру было оформлено на истицу, так как у истицы есть льготы и сумма коммунальных платежей стала намного меньше. Указанную квартиру свидетель всегда с ДД.ММ.ГГГГ года считала своей, за квартиру деньги в сумме <данные изъяты> передавала прежним собственникам свидетель, мать (истица по делу) никаких денежных средств на приобретение жилья свидетелю не передавала. Жилой дом в п. Шушенское истица продать не смогла и отдала его своему сыну, который там и проживает по настоящее время. Также свидетель суду пояснила, что сама проживает в <адрес>, приобретенной в браке с мужем, ранее проживала в одном доме с истицей - в <адрес>, где в настоящее время проживает ей дочь.
Допрошенные в качестве свидетелей Нарожная Н.А., Шувалова О.К. суду пояснили, что в ДД.ММ.ГГГГ году они занимали Черновой Т.И. денежные средства для приобретения жилья – <адрес>. В указанной квартире проживает Ковалева В.П. (истица по настоящему делу).
Свидетели Изместьева Н.М. и Братанова Ф.И. суду пояснили, что проживают в с. <данные изъяты>, а истица по делу проживает в селе с ДД.ММ.ГГГГ года в квартире <адрес>. Чернова Т.И. говорила свидетелям, что квартиру приобрела для своей матери.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Ковалевой В.П. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
В силу ст. 23.2 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании пп. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" Правительству Российской Федерации постановлено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
На основании ст. 2 и 3 Закона Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. При этом норма общей площади жилья, учитываемая при определении объема средств на приобретение ветерану жилого помещения в собственность либо при расчете размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, составляет 36 квадратных метров общей площади жилья.
Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 года.
В силу ст. 5 Закона Красноярского края № 18-4751 от 23 мая 2006 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, при наличии документов, указанных в ст. 6 Закона, подтверждающих право состоять на учете.
Судом установлено, что истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6) является вдовой участника ВОВ и ветераном ВОВ (л.д. 8,9,10, 18, 19).
ДД.ММ.ГГГГ года истица продала принадлежащий ей жилой дом <адрес> с земельным участком (л.д. 56) за <данные изъяты>, уплаченных покупателем при подписании договора. В договоре приведена стоимость объектов исходя из оценки по справке БТИ – <данные изъяты> – п.1.3 договора (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ года истица приобрела по договору купли-продажи квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д. 28) за <данные изъяты>.
Факт заключения указанных договоров на возмездной основе у суда не вызывает сомнений и сторонами указанных сделок не оспорен в установленном Законом порядке.
Согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года истица подарила квартиру <адрес> Чертновой Т.И. (л.д. 30)
Согласно п.2 договора дарения квартира принадлежит ДАРИТЕЛЮ (истице по настоящему делу) на праве собственности (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ года выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.дл. 32) согласно которого квартира <адрес> принадлежит на праве собственности Черновой Т.И..
Как установлено в ходе судебного заседания Чернова Т.И. является дочерью истицы.
Согласно ответа администрации и Минусинского района (л.д. 82) истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ года и просила принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ года № жилищной комиссии администрации Минусинского района (л.д. 83) Ковалевой В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, так как Ковалева В.П. ДД.ММ.ГГГГ года подарила указанную квартиру своей дочери Черновой Т.И., из чего жилищной комиссией сделан вывод, что указанные действия Ковалевой В.П. повлекли ухудшение жилищных условий, так как произошло отчуждение имевшегося в собственности Ковалевой В.П. жилья.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, решение жилищной комиссии администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № законным, поскольку оно основано на правильном толковании норм Жилищного кодекса РФ, а также действующего законодательства, регламентирующего правовые гарантии социальной защиты участников ВОВ в Российской Федерации, в том числе и вопросы постановки на учет участников ВОВ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд считает, что вывод комиссии о намеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий основан на фактических обстоятельствах дела. В судебном заседании установлено, что истица приобрела квартиру в ДД.ММ.ГГГГ году, затем по прошествии <данные изъяты> лет безвозмездно произвела отчуждение указанной квартиры дочери, которая проживает по другому адресу и имеет свое жилье, приобретенное в браке. Судом не могут быть приняты доводы стороны истицы о том, что квартира 2 <адрес> ей не принадлежала и фактическим владельцем была дочь Чернова Т.И., так как данные пояснения истицы и показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании опровергаются письменными доказательствами – договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года и договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которых собственником квартиры с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год была истица и данные договоры не оспорены заинтересованными лицами, а последний договор является правоустанавливающим документом для возникновения права собственности у Черновой Т.И. (л.д. 32). После дарения квартиры своей дочери истица продолжает проживать по тому же адресу, кроме того, согласно её пояснениям и предоставленному в суд договору на условиях договора найма (л.д. 55).
Согласно требованиям ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно требованиям п.4 ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края"4. к действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Таким образом, решение жилищной комиссии Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе Ковалевой В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях основано на нормах действующего законодательства РФ, так как с момента отчуждения квартиры истицей до дня обращения с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установленных Законом пять лет не истекло.
Предусмотренных Законом оснований для удовлетворения требований истицы судом не установлено, в связи с чем, в иске Ковалевой В.П. суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ковалевой В.П. к администрации М о признании решения жилищной комиссии администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 26 апреля 2011 года