Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Алюшиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной С.Н. к администрации о признании решения администрации г. Минусинска незаконным, признании права на заключение договора социального найма на жилое помещение, понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истица предъявила в Минусинском городском суде иск к администрации о признании решения администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в заключении с Гришиной С.Н. договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> незаконным, о признании права на заключение договора социального найма на жилое помещение и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения – <адрес> на условиях типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Правительством РФ.
Свои требования истица мотивировала тем, что до ДД.ММ.ГГГГ года являлась военнослужащей по контракту в воинской части №, расположенной в г. Минусинске, всего имеет выслугу лет в Вооруженных Силах РФ более <данные изъяты> лет, жилых помещений истица в собственности не имеет. Решением жилищной комиссии войсковой части в ДД.ММ.ГГГГ году истице выделена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено истице с правом заключения договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес администрации г. Минусинска поступило ходатайство от командования войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года о заключении с истицей договора социального найма на указанную квартиру. По мнению истицы, из постановления администрации г. Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ года «О закреплении жилья, занимаемого военнослужащими в/ч №» следует, что квартира, предоставленная истице из числа муниципального жилого фонда, с ДД.ММ.ГГГГ года и до настоящего времени закреплена за Министерством Обороны РФ в лице в/ч №, то есть находится в её оперативном ведении, в связи с чем в/ч №, а следовательно и вышестоящая в/ч №, вправе распоряжаться данной квартирой, в том числе и предоставить её для постоянного проживания военнослужащим с последующим оформлением ими её в собственность и т.п. В ответ на ходатайство воинской части № администрация г. Минусинска необоснованно отказала Гришиной в заключении с ней договора социального найма, мотивируя сой отказ тем, что истица не состоит в администрации г. Минусинска на учете как нуждающаяся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ года истице вновь было отказано ответчиком в заключении договора социального найма квартиры <адрес>, так как Гришина проживает в квартире на основании договора служебного найма. Решение принятое администрацией г. Минусинска об отказе в заключении договора социального найма истица считает незаконным, так как оно противоречит требованиям ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащим-гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы <данные изъяты> лет и более предоставляется в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Согласно выписки жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ года истице была выделена квартира. Которую занимал другой военнослужащий и освободил её в связи с получением государственного жилищного сертификата. По мнению истицы, правовые нормы ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений. Содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу Закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться органами местного самоуправления совместно с государственными органами. Истица считает, что ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» устанавливает право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву, по мнению стороны истца, корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании Гришина С.Н. и её представитель Чешуев Д.С. на исковых требованиях настаивали в полном объеме, просили суд удовлетворить исковые требования и обязать администрации заключить с истицей договор социального найма квартиры <адрес>.
Кроме того, истица пояснила, что в указанной квартире она проживает со своей дочерью и двумя внуками, однако на регистрационном учете они не состоят, зарегистрированы по адресу войсковой части. При заселении в квартиру никаких документов кроме решения жилищной комиссии войсковой части ей не давали, она получила от предыдущего жильца-военнослужащего, освободившего квартиру, ключи и после чего стала проживать в ней. Также истица пояснила суду, что в администрацию г. Минусинска она никогда не обращалась с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Третьи лица Гришина Е.М. действующая от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей Гришина М.А. и Мишина В.И. (л.д. 201) в судебное заседание не явились, в суд подала ходатайство (л.д. 211) о рассмотрении дела в её отсутствии, исковые требования Гришиной С.И. поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель третьих лиц войсковой части № и войсковой части № Весёлый А.Н. по доверенностям (л.д. 55, 56) предоставил в суд письменный отзыв на исковое заявление Гришиной С.И. (л.д. 58, 59) в ходе рассмотрения дела суду пояснил, что требования истицы подлежат удовлетворению, так как администрацией г. Минусинска необоснованно было отказано в заключении договора социального найма, а квартира <адрес> была в законном порядке решением жилищной комиссии воинской части предоставлена военнослужащей Гришиной С.И. в ДД.ММ.ГГГГ году с правом заключения договора социального найма.
Представитель администрации Носков В.Б. по доверенности (л.д. 31) возражал против исковых требований Гришиной С.И. (л.д. 65-67), просил суд отказать в удовлетворении иска, мотивируя свои возражения тем, что согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленныхч.2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Гришина С.И. в администрации города Минусинска на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит.
Согласно постановления Администрации города Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года № «О закреплении жилья, занимаемого военнослужащими войсковой части №» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, занимаемое военнослужащими проходящими военную службу по контракту, закреплено за войсковой частью. При освобождении вышеуказанной квартиры она подлежит заселению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в войсковой части №.
В соответствии с требованиями ст.ст. 49, 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договору социального найма малоимущим гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Таким образом, по мнению представителя ответчика, ЖК РФ определена категория граждан, которым органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения по договору социального найма и устанавливается порядок предоставления.
Администрация города Минусинска не наделена в установленном порядке государственными полномочиями на предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда военнослужащим. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. При чем служебные помещения предоставляются военнослужащим на весь срок прохождения военной службы. Военнослужащие, обеспеченные на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лети более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно, на основании решения федерального органа исполнительной власти, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 51.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
По мнению представителя ответчика, истице - Гришиной С.Н. может быть предоставлено в собственность бесплатно жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, а не в муниципальной, и на основании решения федерального органа исполнительной власти, а не по решению жилищной комиссии войсковой части.
Представитель третьего лица - КУМИ г. Минусинска в суд не явился, о времен и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, что является основанием для рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальным жилищным фондом является совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Жилищный фонд в зависимости от целей использования подразделяется на:
- жилищный фонд социального использования;
- специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
- жилищный фонд коммерческого использования;
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27мая1998года, №76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Судом установлено, истица Гришина С.Н. уволена с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями, согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ года № (л.д. 14, 15).
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от <адрес> года (л.д. 16) военнослужащей Гришиной С.Н. на состав семьи <данные изъяты> человека решили выделить <данные изъяты>-хкомнатную квартиру <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., которую освободил Солодкий П.И., получивший государственный жилищный сертификат на всех членов семьи. Также указано, что Гришина С.Н. состоит в очереди на получение жилой площади по г. Минусинску с ДД.ММ.ГГГГ года. В выписке из протокола имеется решение комиссии войсковой части о оформлении договора социального найма.
Согласно списка (л.д. 16 оборот) Гришиной С.Н. и её дочери Гришиной Е.М. распределена квартира <адрес> по договору социального найма, адрес старого места жительства – квартира <адрес>
В соответствии с постановлением администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года № «О закреплении жилья, занимаемого военнослужащими в/ч №» (л.д. 17) за войсковой частью № закреплены квартиры в домах муниципального жилого фонда по адресам:
- <адрес>», квартиры № и т.д. (всего 27 квартир указанного дома);
- <адрес>.
Пунктом 2 Постановления установлено, что при освобождении вышеуказанных квартир они подлежат заселению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в войсковой части №. Пунктом 3 Постановления закреплено, что предоставление жилья из числа вышеуказанных квартир необходимо осуществлять на основании ходатайства командира войсковой части.
Согласно сообщения администрации г. Минусинска (л.д. 18) на заявление Гришиной С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года администрация г. Минусинска установила, что Гришина С.Н. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Минусинска не состоит, в связи с чем администрация г. Минусинска не имеет законных оснований для заключения с Гришиной С.Н. договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>. Кроме того, Гришиной С.Н. было разъяснено, что она вправе обратиться в жилищный отдел для постановки на учет в качестве нуждающейся.
Согласно выписки из Реестра муниципального имущества города Минусинска (л.д. 29) квартира <адрес>, зарегистрирована в реестре муниципального имущества города Минусинска за № с ДД.ММ.ГГГГ года на основании Решения Минусинского городского совета народных депутатов № отр ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Решения Минусинского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 30) домовладение, находящееся в г<адрес>, принадлежащего в/ч <данные изъяты> передано на баланс Минусинского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно сообщению КУМИ города Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 151) согласно реестру муниципального имущества города Минусинска объект недвижимого имущества – 5-тиэтажный панельный дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> зарегистрирован в реестре муниципального имущества города Минусинска за № с ДД.ММ.ГГГГ года, на основании Решения Минусинского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ответа войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 57) квартира, расположенная по адресу: <адрес>, согласно постановления Администрации г. Минусинска №-п от ДД.ММ.ГГГГ года, находится в оперативном управлении войсковой части №.
Согласно ответа администрации г. Минусинска (л.д. 43) в соответствии с постановлением Администрации города Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> закреплено за войсковой частью №. При освобождении вышеуказанной квартиры она подлежит заселению военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту в войсковой части №.
Согласно ответа администрации города Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года № (л.д. 68) заключение договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> невозможно, так как указанное жилое помещение закреплено за войсковой частью № и предназначено для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Согласно сведений из Единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 102-119) на квартиры <адрес> права собственности зарегистрировано за физическими лицами.
Часть собственников указанных жилых помещений являлись военнослужащими воинской части №, согласно ответа войсковой части (л.д. 195, 196).
Все из перечисленных квартир включены в список закрепленных за войсковой частью квартир для заселения военнослужащими, согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 17).
Согласно предоставленных постановлений администрации г. Минусинска (л.д. 214, 218, 221, 224, 239, 244, 253, 254, 255, 258, 262, 264, 278), квартиры <адрес> имели статус служебных.
Согласно данных паспорта истицы (л.д. 280 оборот) Гришина С.Н. стоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>.
Согласно протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 229, 228) <данные изъяты>-хкомнатная квартира площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлена старшему лейтенанту Солодкому П.И. по <адрес>.
В результате анализа представленных сторонами доказательств судом установлено, что квартира <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена военнослужащему Солодкому П.И., затем решением жилищной комиссии войсковой части указанная квартира ДД.ММ.ГГГГ года была выделена истице, что подтверждается материалами гражданского дела. Решением жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 16) квартира распределена истице, как военнослужащей в/ч № в соответствии с постановлением администрации города Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года №, которым указанная квартира в числе других закреплена за войсковой частью.
Указанным постановлением определен специальный статус муниципального жилого фонда, закрепленного за воинской частью – занимаемые военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также установлен порядок предоставления указанных жилых помещений после их освобождения – подлежат заселению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в войсковой части № и, кроме того, предоставление жилья надлежит осуществлять на основании ходатайства командира войсковой части.
ДД.ММ.ГГГГ года истица уволена с военной службы (л.д. 14, 15), а ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в администрацию г. Минусинска с заявлением о заключении договора социального найма, в чем ответчиком было отказано (л.д. 18).
При повторном обращении истицы к ответчику также было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения (л.д. 68).
Суду не предоставлено доказательств того, что ответчику поступали средства из федерального бюджета на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, а также, что администрация города Минусинска наделялась в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.
Анализ приведенных правовых норм и материалов дела свидетельствуют о том, что по действующему законодательству после освобождения военнослужащим жилого помещения <адрес> оно должно было быть предоставлено иному военнослужащему, что и было сделано путем предоставления жилого помещения военнослужащей Гришиной С.Н., проходящей службу по контракту в в/ч № Однако суд не может согласиться с доводами стороны ситца о том, что у истицы возникло право на заключение с собственником квартиры – администрацией города Минусинска договора социального найма, так как Гришина С.Н. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию города не обращался, что истицей не оспаривалось в судебном заседании, в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении не признана, на учете как нуждающаяся в жилом помещении в администрации города Минусинска не состояла и не состоит на момент рассмотрения дела по существу, поэтому предусмотренных действующим жилищным законодательством, в том числе Жилищным кодексом РФ оснований для заключения договора социального найма с истицей у муниципального образования не имеется.
Судом установлено, что предоставление жилого помещения истице собственником квартиры – ответчиком по делу никак не оформлено, на регистрационном учете истица по указанному адресу не стоит, так как решение о предоставлении квартиры принято не администрацией города Минусинска, а жилищной комиссией войсковой части.
При системном толковании положений статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащие-офицеры и иные лица, указанные в п. 1 статьи 15 закона, на весь срок службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями по договорам найма служебного жилого помещения, заключаемым с Министерством обороны Российской Федерации.
Обязанности муниципальных образований заключать договоры социального найма с военнослужащими при предоставлении им жилья из муниципального жилого фонда ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержит, как и не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по заключению договоров социального найма жилых помещений, ранее закрепленных за войсковыми частями и предоставленными военнослужащим этих войсковых частей, или с военнослужащими, уволенными с военной службы.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о признании действий администрации, выразившихся в отказе в заключении с истицей договора социального найма незаконными и понуждении ответчика заключить с истицей договор социального найма <адрес>, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Гришиной С.Н. необходимо отказать, так как предоставление жилого помещения военнослужащему Гришиной С.Н. из числа квартир, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных за воинской частью не является безусловным основанием для возникновения у Гришиной С.Н. права на заключение договора социального найма данной квартиры с администрацией г. Минусинска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Гришиной С.Н. к администрации о признании решения незаконным, признании права на заключение договора социального найма и понуждении заключить договор социального найма <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 06.04.2011 года.