Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Алюшиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизарьевой Т.С. к УПФ об установлении права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в суд с иском к УПФ о понуждении ответчика включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периода работы <данные изъяты>, обязать ответчика назначит пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику по вопросу досрочного назначений ей пенсии как <данные изъяты>, в чем ей было отказано, так как из льготного стажа исключены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы <данные изъяты> – с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и неверно посчитан стаж работы <данные изъяты>, так как занижен общий стаж, который, по мнению истицы подлежит подсчету как <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и за <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, так как должность <данные изъяты> относилась к должностям среднего <данные изъяты>. Кроме того, со слов истицы, место работы истицы в указанный период происходило в районе приравненным к крайнему Северу и там платилась северная надбавка.
В судебном заседании Елизарьева Т.С. требования поддержала, пояснила, что право на досрочную пенсию у нее возникло с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Рамбургер О.А. иск не признала, пояснила, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включению в стаж не подлежит так как с ДД.ММ.ГГГГ года указанный вид отпуска в специальный стаж работы не засчитывается. В отношении периода работы <данные изъяты> представитель ответчика пояснила, что Пенсионным фондом указанный период включен специальный стаж, однако посчитан стаж как <данные изъяты>, так как работа осуществлялась в сельской местности. Оснований для включения периода работы <данные изъяты> в специальный стаж из расчета <данные изъяты> нет, поэтому просит суд отказать в удовлетворении требований истицы в полном объеме. Кроме того, представитель ответчика суду пояснил, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включен в составе периода ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с исчислением стажа <данные изъяты>, в связи с чем требования истицы о понуждении зачесть указанны период необоснованны и не требуют судебного вмешательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Елизарьевой Т.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Разрешая требования истицы в части включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР ( действовавшего в оспариваемые сторонами периоды ) время нахождение женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в льготный стаж.
Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25 сентября 1992 в статью 167 КЗоТ РФ внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно письма Минтруда России от 1 января 1994 года № 554-кв эти периоды до 06 октября 1992 (т.е. до вступления в действие указанного Закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии
Закон РФ от 25 сентября 1992 № 3543-1 утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
В силу ст. 12 КЗоТ РСФСР, ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действия.
В соответствии с п. 21 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.96 г. № 5, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.96г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Факт нахождения истицы в отпуске по уходу за детьми до достижения трех лет в указанные периоды не оспаривается сторонами, подтверждается, в частности справкой <данные изъяты> (л.д. 24, 25), согласно которой истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года до достижения им возраста полутора лет и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года до достижения ребенком возраста трех лет, приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ года, а также приказами по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № (л.д. 44) и приказом по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 47), приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № по <данные изъяты> (л.д. 49), личной карточкой (л.д. 50).
Периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и от полутора лет до трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, на основании постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 156/10-30 от 06 июля 1982 года "О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22 августа 1989 года "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", п. 7 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет". Доводы ответчика о возможности включения подобного отпуска до 06.10.1992 г. (до момента вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ") суд полагает не основаны на Законе.
Поскольку предоставленный истцу отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет начался в период действия указанных нормативных актов (до 06 октября 1992 года), суд со ссылкой на положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18,19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения и возможность реализации гражданином приобретенных на основе действующего законодательства прав, пришел к правильному выводу о наличии оснований для зачета в специальный стаж истицы периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения трех лет ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает необходимым включить в льготный стаж для назначения пенсии Елизарьевой Т.С. время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также время нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истицы о понуждении ответчика зачесть периоды работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как <данные изъяты> год работы за <данные изъяты> и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> работы как <данные изъяты> месяцев суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В связи с реализацией пенсионных прав граждан, приобретенных до 01.01.2002 года (до вступления в силу Закона № 173 ФЗ от 17.12.2001 года), с учетом Постановления Конституционного Суда № 2-П от 29.01.2004 года право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам определяется на основании следующих нормативных актов, действовавших до вступления в силу нового законодательства.
На основании ст. 81 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" № 340-1 от 20.11.1990 года.
Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (с применением Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения № 377 от 15.12.1999 года) за период работы до 01.11.1999 года.
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, за период работы до 12.11.2002 года.
Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Истица полагает, что ответчику необходимо было применить Постановление Совета Министров от 06 сентября 1991 года № 464, которым установлен порядок подсчета стажа <данные изъяты>, так как полагает, что её должность медсестры <данные изъяты> относится к среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием № 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом, по правилам п. 2 указанного постановления Совета Министров РСФСР среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги производится из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.
Согласно данных трудовой книжки истицы (л.д. 9) Елизарьева Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года принята временно медсестрой поликлиники №, ДД.ММ.ГГГГ года перемещена временно <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года перемещена <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ года уволена по собственному желанию. Указанные обстоятельства не оспариваются стороной ответчика и подтверждаются сведениями из архивной справки (л.д. 28, 29), справкой <данные изъяты> (л.д. 33), копиями приказов (л.д. 42, 43), архивной выпиской (л.д. 55, 56).
Сопоставление предоставленных суду архивных выписок (л.д. 32, 53, 54 и л.д. 58) позволяет сделать однозначный вывод суду о том, что истица работала в спорный период не в поликлинике, а больнице, так как <данные изъяты> имело <данные изъяты> штатные должности на <данные изъяты> коек, то есть имелся стационар.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие <данные изъяты>, в котором работала истица в должности <данные изъяты>.
При таком положении оснований для признания спорного периода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежащим включению в специальный стаж в льготном исчислении (<данные изъяты>) у суда не имеется, и суд считает обоснованным действия ответчика по исчислению стажа как <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы был включен ответчиком в специальный стаж истицы общей продолжительностью <данные изъяты>.
Специальный стаж, с учетом периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, включенного судом в специальный стаж (в календарном исчислении), составляет всего: <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ и является недостаточным для досрочного назначения Елизарьевой Т.С. трудовой пенсии по старости с указанной ею в иске даты.
При таких обстоятельствах требования истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год девять месяцев периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Относительно доводов истицы о том, что указанная работа в качестве <данные изъяты>, то есть в районе приравненным к Северу и поэтому 1 год работы должен быть зачтен как 1 год и 9 месяцев суд приходит к следующим выводам.
Данные периоды не должны засчитываться в указанном истицей размере, и не должны засчитываться в полуторном размере, как предусмотрено Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Так как в соответствии с пп. д, п. 5 данного Указа стаж засчитывается как один год работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Полуторное исчисление периода работы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения данным Указом не предусмотрено.
Данное льготное исчисление трудового стажа применяется только при назначении пенсии в соответствии с общим порядком по ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Истица же просит назначить ей пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 вышеуказанного Федерального Закона.
Таким образом, ответчик обоснованно указал истице, что на дату ДД.ММ.ГГГГ года оснований для назначения досрочной пенсии не имеется, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истицы о понуждении ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года не имеется.
Данное обстоятельство не лишает истицу права повторного обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
обязать УПФ включить Елизарьевой Т.С. в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год.
В удовлетворении остальной части требований Елизарьевой Т.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Минусинский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 24.05.2011 года