о признании сделки недействительной



Дело №2-403/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Полуэктовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базан А.А. к Акционерному коммерческому Сберегательному банк РФ (открытому акционерному обществу) Сбербанк России о применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Базан А.А. обратилась в суд с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку (АК Сбербанк) РФ в лице <данные изъяты> №, просила применить последствия недействительности ничтожной сделки уступки прав (требований) заключенной ею ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком, взыскав в её пользу с ответчика 500000 рублей, проценты на основании ст.395 ГК РФ за неправомерное пользование ею за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76967 рублей 73 копейки. Если бы истица не была введена ответчиком в заблуждение относительно наличия прав залогодержателя на базу отдыха и сделка была бы заключена надлежащим образом, истица могла бы оставить базу отдыха, как предмет ипотеки, за собой в счет погашения задолженности ООО <данные изъяты> перед ней и сдавая её площади отдыхающим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могла бы получить выгоду в размере 150000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истица требования уточнила и увеличила (л.д. 209), по тем же основаниям просила применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ответчика рыночной стоимости утраченного предмета залога (вышеуказанной базы отдыха) на период утраты права ДД.ММ.ГГГГ в размере 2722000 рублей, взыскать с ответчика проценты по ст.395 ГК РФ за неправомерное пользование деньгами истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76967 рублей 73 копейки и упущенную выгоду в размере 1584000 рублей, которую истица могла бы получить от сдачи базы отдыха в аренду отдыхающим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истицы Шелухина Н.М. исковые требования полностью поддержала, пояснив, что передача прав залогодержателя в отношении базы отдыха принадлежащей Черноусовой В.И. была существенным условием заключенного сторонами ДД.ММ.ГГГГ договора уступки прав (требований). Если бы истица знала о том, что ответчик еще до государственной регистрации договора уступки прав (требований) утратит права залогодержателя в отношении базы, истица бы не стала заключать договор, поскольку получить от ООО <данные изъяты> денежные средства в сумме 3854 740 рублей, права(требования) на которые также передавались истице, было невозможно в связи с отсутствием у должника денежных средств. Заключая договор, истица рассчитывала именно на то, что при неисполнении должником требований будет обращено взыскание на базу отдыха, она оставит её за собой и будет использовать для сдачи в аренду отдыхающим. В связи с этим, не смотря на то, что договор уступки прав (требований) был признан недействительным лишь в части, истица полагает, что ответчик обязан возместить ей рыночную стоимость базы. Исполнительные производства о взыскании денежных средств с Сургутского В.А. и Черноусовой В.И. ведутся, еще ДД.ММ.ГГГГ определением Минусинского горсуда произведена замена взыскателя по исполнительному производству Сбербанка на истицу на сумму 3854740 рублей, однако никакие суммы по ним ни ООО <данные изъяты> ни Сургутским В.А., ни Черноусовой В.И. истице не выплачивались.

Представитель ответчика - Сбербанка РФ Клуев М.М. исковые требования Базан А.А. не признал, просил в их удовлетворении отказать. Не оспаривая фактических обстоятельств, указанных истицей, суду пояснил, что оснований для применения последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика всей суммы в размере 500000 рублей переданной истицей по договору уступки прав (требований) не имеется, поскольку указанная сделка была признана недействительной судом лишь в части передачи прав залогодержателя в отношении базы отдыха. Истица обладала правами требования взыскания суммы с ООО <данные изъяты>», однако таким правом не воспользовалась, к конкурсному управляющему <данные изъяты> для внесения в реестр кредиторов не обращалась. Кроме того, в соответствии с определением Минусинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ истица является правопреемником банка, как взыскателя, по исполнительному производству и обладает правами требования с оставшихся солидарных должников Сургутского В.А. и Черноусовой В.И. задолженности по кредитному договору в размере 3854740 рублей и при неисполнении может требовать обращения взыскания на имущество должников в общем порядке, в том числе, на принадлежащую Черноусовой В.И. базу отдыха, однако таким правом истица сама не пользуется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Черноусова В.И., представляющая на основании доверенности также интересы третьего лица Сургутского В.А., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях исковые требования Базан А.А. поддержала, пояснив, что в отношении неё и Сургутского В.А. имеются исполнительные производства о взыскании задолженности по кредитному договору, заключенному Сбербанком с ООО <данные изъяты> в размере около 5000000 рублей, однако взыскания не произведены в связи с отсутствием у них денежных средств и иного имущества. Вышеуказанная база отдыха, которая ранее находилась в залоге у банка в обеспечение обязательств ООО <данные изъяты> до настоящего времени находится у неё в собственности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО <данные изъяты> в судебное заседание не явился. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.186) в отношении ООО <данные изъяты> было завершено конкурсное производство, как следует из выписки из ЕГРЮЛ (л.д.195) ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация прекращения его деятельности в связи с ликвидацией на основании вышеуказанного определения Арбитражного суда.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сбербанком РФ в лице Минусинского отделения № и ООО <данные изъяты> был заключен договор № об открытии невозобновляемой кредитной линии со свободным режимом выборки с лимитом 5000000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ, в обеспечение обязательств заемщика ООО «Минусинские сельскохозяйственные продукты» по этому кредитному договору, Сбербанком РФ с с Сургутским В.А. и Черноусовой В.И. были заключены договоры поручительства, с Черноусовой В.И. заключен также договор № залога (ипотеки) принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания базы отдыха по адресу: Хакасия, <адрес>, пгт.Жемчужный, <адрес> и права аренды земельного участка с площадью функционально обеспечивающей находящийся на нем указанный объект недвижимости. Заочным решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с ООО <данные изъяты> была взыскана задолженность по указанному кредитному договору в сумме 5094 077 рублей 60 копеек, обращено взыскание, в том числе, на вышеуказанную базу отдыха начальной продажной ценой 3853740 рублей и права аренды земельного участка начальной продажной ценой 1000 рублей. После этого было возбуждено исполнительное производство и судебным приставом-исполнителем база отдыха была передана на реализацию, объявлены её торги, которые дважды были признаны несостоявшимися. ДД.ММ.ГГГГ Сбербанком с ответчицей Базан А.А. был заключен договор уступки прав (требований), в соответствии с которым банк уступил истице Базан А.А. часть требований к ООО <данные изъяты> по кредитному договору в сумме 3854740 рублей и права залогодержателя по договору ипотеки, заключенному с Черноусовой В.И., истица за совершение уступки прав оплатила банку, согласно договора, 500000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация уступки прав (требований). Решением Ширинского районного суда Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ обязательства по вышеуказанному договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ заключенному Сбербанком с Черноусовой В.И. были прекращены. Определением Минусинского горсуда от 25 сентября 2009 года произведена замена взыскателя Сбербанка РФ на истицу Базан А.А. по исполнительному производству о взыскании задолженности по кредитному договору к должникам ООО <данные изъяты>, Сургутскому В.А. и Черноусовой В.И. на сумму требований 3854740 рублей. Решением Минусинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор уступки прав (требований) в части передачи истице Базан А.А. прав залогодержателя в отношении базы отдыха по договору ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Черноусовой В.И. был признан недействительным.

Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, заочным решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, договором № об открытии невозобновляемой кредитной линии от ДД.ММ.ГГГГ, договором ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, договором уступки прав (требований) от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ о получении Сбербанком от Базан А.А. 500000 рублей, свидетельством о государственной регистрации за Черноусовой В.И. право собственности на базу отдыха, решением Ширинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением Верховного суда Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ, определением Минусинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решением Минусинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что оснований для применения последствий недействительности части заключенной сторонами сделки уступки прав (требований) в виде взыскания с ответчика рыночной стоимости базы отдыха не имеется.

Как установлено судом и следует из договора уступки прав (требований) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32) Сбербанком (цедент) истице (цессионарий) были переданы права требования с ООО <данные изъяты> задолженности по кредитному договору в сумме 3854740 рублей и права залогодержателя по договору ипотеки, заключенному с Черноусовой В.И. в обеспечение обязательств ООО <данные изъяты> перед Сбербанком. За уступку указанных прав (требований) истицей было оплачено ответчику 500000 рублей, причем в каком размере за каждое из прав стороны в договоре не определили.

Таким образом, поскольку предметом уступки прав (требований) являлась не сама база отдыха, а лишь права залогодержателя в отношении неё, доводы истицы о том, что в связи с недействительностью сделки в этой части, ответчик обязан возместить рыночную стоимость этой базы в деньгах суд считает необоснованными.

Также суд не находит и оснований для взыскания с ответчика всей переданной истицей суммы в размере 500000 рублей, поскольку указанная сумма оплачена была истицей за уступку прав требований задолженности по кредитному договору и прав, обеспечивающих исполнение обязательства и в какой сумме была оплачена уступка каждого из требований стороны в договоре не определили.

При этом, с учетом значительной разницы между размером суммы, права требования на которую были переданы, и размером уплаченной за это суммы истицей, суд полагает, что сделка уступки прав (требований) могла быть совершена сторонами и без включения недействительной её части о передаче прав залогодержателя. Доводы истицы о том, что сделка уступки прав (требований) заключалась ею именно с целью получения в собственность базы отдыха суд считает недоказанными. Каких-либо доказательств этого, а также того, что на момент заключения сделки уже имелись достаточные основания полагать, что ООО <данные изъяты> не исполнит обязательства и будет впоследствии ликвидировано истица суду не представила.

Как следует из определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.186) о завершении конкурсного производства в отношении ООО <данные изъяты>, с заявлением о признании себя банкротом оно обратилось в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через год после совершения сделки уступки прав (требований) сторонами, в реестр требований кредиторов истица Базан А.А. не включалась, а Сбербанк был включен лишь на сумму 1239337 рублей, то есть в размере прав требований оставшихся после уступки прав Базан А.А..

Как пояснили в судебном заседании представители истицы в ходе исполнительного производства в отношении ООО <данные изъяты> к судебном приставу, а также к конкурсному управляющему в ходе процедуры банкротства с требованиями о взыскании суммы и включении в реестр кредиторов истица не обращалась.

Кроме того, согласно ст.384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Как установлено судом, исполнение обязательств ООО <данные изъяты> было обеспечено также договорами поручительства физических лиц Сургутского В.А. и Черноусовой В.И., при этом каких-либо ограничений относительно уступки прав требований с них, как с поручителей суммы 3 854740 рублей заключенный сторонами договор не содержит.

Определением Минусинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения кассационным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.225) была произведена замена взыскателя Сбербанка РФ в исполнительном производстве о взыскании задолженности по кредитному договору его правопреемником истицей Базан А.А. к должникам ООО <данные изъяты>, Сургутскому В.А. и Черноусовой В.И. на сумму 3854740 рублей. При этом суд пришел к выводу, что уступая права (требования) в отношении одного должника ООО <данные изъяты> банк в силу закона уступил и права требования в отношении остальных должников Сургутского В.А. и Черноусовой В.И..

С учетом этого и содержания договора уступки прав, суд полагает обоснованными доводы представителя ответчика о том, что до настоящего времени истица не утратила права требования в определенном договором объеме 3 854740 рублей по возбужденному исполнительному производству к солидарным должникам Сургутскому В.А. и Черноусовой В.И., в связи с чем взыскание в её пользу уплаченной за уступку этих прав суммы также невозможно. Как следует из справки отдела судебных приставов ОСП по <адрес> и <адрес> (л.д.123) исполнительные производства в отношении Сургутского В.А. и Черноусовой В.И. ведутся, требования исполнительных документов не исполнены.

По указанным выше основаниям, суд также считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истицы о взыскании с ответчика процентов за пользование переданными при заключении договора ответчику денежными средствами и о взыскании упущенной выгоды.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Базан А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение изготовлено 26.05.2011г.