решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием прокурора Куповасовой А.Е.,

представителя истца Поповой Г.В.(доверенность от 11.11.10г.),

представителя ответчика Носкова В.Б. (доверенность от 11.01.11г.) и

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Никифорова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Никифорова П.Г. к Администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Никифорова П.Г. с исковыми требованиями к Администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия.

Свои требования прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Истица Никифорова П.Г., ДД.ММ.ГГГГг.р. является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>; указанное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> метров квадратных и принадлежит на праве собственности сыну истицы Никифорову В.В.. В этом же жилом помещении помимо истицы зарегистрированы также внук истицы Никифоров В.В.(сын собственника квартиры), второй внук истицы- Никифоров Е.В. и дочь Никифорова В.В.(внука истицы)- Н. 18.11.10г. истица обратилась в Администрацию г. Минусинска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В ходе рассмотрения жилищной комиссией Администрации г. Минусинска заявления истицы было установлено, что Никифорова П.Г. не имеет жилых помещений в собственности, не является нанимателем жилого помещения, намеренно свои жилищные условия в течение пяти лет не ухудшала. Несмотря на указанные обстоятельства, 30.11.10г. решением жилищной комиссии Администрации г. Минусинска истице было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Принятое жилищной комиссией решение было мотивировано тем, что в том же жилом помещении, в котором проживает истица зарегистрирован также и внук истицы Никифоров Е.В., которому принадлежит право собственности на ? долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого помещения, принадлежащего Никифорову Е.В. составляет <данные изъяты> метров квадратных; с учетом общей площади жилого <адрес> <адрес> на одного члена семьи приходится 9, 075 метров квадратных. Решением Минусинской городской думы № 10-85р от 13.07.05г. установлена учетная норма для постановки на жилищный учет в размере 9 метров квадратных и менее общей площади на одного человека. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Прокурор полагает, что принятое в отношении истицы жилищной комиссией Администрации г. Минусинска 30.11.10г. решение является незаконным по следующим основаниям. Установлено, что принадлежащее Никифорову Е.В. жилое помещение по адресу <адрес>, обременено ипотекой в пользу Сберегательного банка РФ на период с 10.07.08г. по 06.07.26г., ипотека зарегистрирована в установленном законом порядке. Кроме того, решением Минусинского городского суда от 19.11.08г. на данную квартиру было обращено взыскание путем продажи с публичных торгов. Таким образом, при подсчете приходящейся на одного члена семьи истицы общей площади жилья, площадь квартиры по адресу <адрес> учитываться была не должна. Кроме того, полагает, что превышение учетной нормы при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны на 0, 075 метров квадратных не является существенным. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 «О ветеранах»: «Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.». Согласно пункту 1 статьи 23.2. закона «О ветеранах»: « Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Закона: «По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.».

Статьей 2 Закона Красноярского края от 18.02.10г. № 10- 4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Согласно статье 3 Закона края: «Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края". В силу статьи 5 Закона Красноярского края № 18- 4751 от 23.05.06г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет (приложение 1), при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете. Согласно Закону края № 18-4751 полномочия по определению нуждаемости граждан в жилых помещениях и принятию их на учет возложены на органы местного самоуправления.

Таким образом, Администрацией г. Минусинска было нарушено право Никифоровой П.Г. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, что повлекло за собой нарушение ее прав на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной статьей 21 Федерального закона РФ «О ветеранах». Учитывая изложенное, прокурор просит признать незаконным решение Администрации г. Минусинска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в отношении Никифоровой П.Г. и обязать Администрацию г. Минусинска принять Никифорову П.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Истица Никифорова П.Г., действующая в судебном заседании через своего представителя по доверенности Попову Г.В., исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила следующее. Изложенные в исковом заявлении прокурора обстоятельства соответствуют действительности, истица является нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Истица проживает в указанном жилом помещении общей площадью 12, 5 метров квадратных; жилое помещение принадлежит сыну истицы- Никифорову В.В., который, в свою очередь, вместе со своей семьей- женой и ребенком проживает в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В <адрес> истица в настоящее время фактически проживает вместе с Никифоровым В.В.(внуком истицы); его дочь Н проживает в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартире в селе <адрес>, по адресу <адрес>. Сам Никифоров В.В.(внук истицы) не имеет жилья в собственности или по договору социального найма; <адрес>, принадлежащий его отцу, является единственным жилищем для него. Второй внук истицы, зарегистрированный в этом жилом помещении- Никифоров Е.В. не проживает в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес>, так как в отношении квартиры осуществляется процедура реализации с торгов на основании судебного решения. Другого собственного жилья Никифоров Е.В. не имеет и фактически в настоящее время проживает в съемном жилом помещении в г. Красноярске. Таким образом, в настоящее время истица не обеспечена жилым помещением и нуждается в жилом помещении по договору социального найма.

Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Носкова В.Б., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Полагает, что заявление прокурора подлежит рассмотрению не в порядке искового производства, а в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Поскольку Администрация г. Минусинска отказала истице в принятии на учет 03.12.10г., то для обращения с настоящими требованиями был пропущен определенный статьей 256 ГПК РФ трехмесячный срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказе в удовлетворении заявленных требований. Также полагает, что по существу заявление является необоснованным, исходя из следующего. Истица Никифорова П.Г. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>; указанное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> метров квадратных и принадлежит на праве собственности сыну истицы Никифорову В.В.. В этом же жилом помещении помимо истицы зарегистрированы также: внук истицы и сын собственника жилого помещения- Никифоров В.В., второй внук истицы Никифоров Е.В. и дочь Никифорова В.В.- Н. В ходе рассмотрения Администрацией г. Минусинска заявления истицы было установлено, что в том же жилом помещении, в котором проживает истица, зарегистрирован также и внук истицы Никифоров Е.В., которому принадлежит право собственности на ? долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого помещения, принадлежащего Никифорову Е.В. составляет <данные изъяты> метров квадратных; с учетом общей площади жилого <адрес> <адрес> на одного члена семьи истицы приходится 9, 075 метров квадратных. Решением Минусинской городской думы № 10-85р от 13.07.05г. установлена учетная норма для постановки на жилищный учет в размере 9 метров квадратных и менее общей площади на одного человека. Таким образом, истица не является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. С учетом данных обстоятельств, 03.12.10г. решением Администрации г. Минусинска истице было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Учитывая изложенное, ответчик полагает заявленные требования необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Никифоров В.В. в судебном заседании пояснил следующее. <адрес> общей площадью <данные изъяты> метров квадратных принадлежит ему на праве собственности; в доме фактически проживает его мать и один из его сыновей- Никифоров В.В.. Сам он вместе со своей семьей- женой и ребенком проживает в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Никифоров В.В.(его сын) другого своего жилья не имеет; его гражданская жена и его дочь- Н проживают в принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартире в селе <адрес>, по адресу переулок <адрес>. Второй его сын- Никифоров Е.В. в данной квартире зарегистрирован, но не проживает; принадлежащая ему квартира по <адрес> реализуется с торгов по решению суда. Полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора- Никифоров В.В., Никифоров Е.В. и Никифорова Ю.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В суд представлены также следующие доказательства: заявление Никифоровой П.Г.; ответы Росреестра от 15.11.10г.; справки БТИ от 17.11.10г.; выписки из ЕГРП от 15.11.10г., от 31.05.11г.; свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.06г.; договор купли- продажи жилого дома от 22.01.80г.; заявление Никифоровой П.Г. в Администрацию г. Минусинска и расписка о получении документов; паспорта Никифоровой П.Г., Никифорова В.В., Никифорова Е.В.; свидетельство о заключении брака от 15.11.10г.; свидетельство о смерти от 18.06.87г.; выписка из домовой книги от 11.11.10г.; ответ Администрации г. Минусинска от 03.12.10г.; копия удостоверения от 09.11.10г.; свидетельство о рождении от 02.11.04г.; акт о возврате арестованного имущества от 19.10.10г.; определение от 11.06.08г.; решение Минусинского городского суда от 19.11.08г. и кассационное определение от 14.01.09г.; решения Минусинского городского суда от 30.05.08г., от 19.01.11г.; свидетельство о рождении от 15.08.07г.; Устав г. Минусинска; постановление № 755-п от 30.08.95г. с приложением; материалы исполнительного производства в отношении должников Никифорова Е.В. и Никифоровой Ю.Ю.; технические паспорта от 19.06.85г. и от 02.02.89г.; решение Минусинской городской Думы от 13.07.05г. № 10-85р.

Выслушав стороны и третье лицо, исследовав материалы дела, суд полагает следующее.

Стороны не оспаривают изложенные прокурором фактические обстоятельства, однако, дают этим обстоятельствам различную юридическую оценку. При этом, прокурор и истица полагают, что истица имеет право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ответчик полагает, что такого права у истицы нет.

Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.

Суд не соглашается с мнением ответчика, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, полагая, что в данном случае имеет место спор о праве гражданском и истица не лишена права защищать свое право в порядке искового судопроизводства. В связи с изложенным, срок для обращения с настоящим иском в суд прокурором пропущен не был.

Суд соглашается с прокурором в том, что истица относится к категории лиц, для которых Федеральным законом РФ «О ветеранах» установлены различные виды социальной поддержки, в том числе такой вид социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как она является вдовой участника Великой Отечественной войны.

Отказывая истице в постановке на учет, Администрация г. Минусинска указала в своем ответе, что истица обеспечена жилым помещением сверх учетной нормы, в связи с чем, не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся.

Оценивая данный довод ответчика, суд полагает его не соответствующим фактическим обстоятельствам и требованиям действующего законодательства РФ.

Так, судом установлено, что истица проживает в жилом помещении, принадлежащем ее сыну Никифорову В.В., расположенном по адресу: <адрес>; указанное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> метр квадратный(л.д. 191).

Согласно требованиям пункта 1 статьи 31 ЖК РФ: «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.».

В квартире, принадлежащей Никифорову Е.В. истица не проживает и, в силу требований пункта 1 статьи 31 ЖК РФ не может считаться членом семьи Никифорова Е.В.. При таких обстоятельствах вывод ответчика о том, что истица имеет право пользования данной квартирой, как член семьи собственника жилого помещения, не основан ни на фактических обстоятельствах, ни на требованиях закона. Более этого, в настоящее время в отношении этой квартиры производятся исполнительные действия по реализации квартиры с публичных торгов на основании решения суда.

Более того, на основании той же нормы пункта 1 статьи 31 ЖК РФ, истица не является и членом семьи собственника- своего сына- Никифорова В.В., так как не проживает совместно с последним; Никифоров В.В. проживает в другом принадлежащем ему жилом помещении.

Учитывая изложенное, суд полагает, что истица вообще не обеспечена жилым помещением, временно проживая в доме, принадлежащем ее сыну; в связи с чем, истица подлежала безусловной постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, обжалуемое решение является незаконным и нарушающим жилищные права истицы, исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Никифоровой П.Г. подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Никифорова П.Г. к Администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Администрации г. Минусинска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Никифоровой П.Г..

Обязать Администрацию г. Минусинска принять Никифорова П.Г., ДД.ММ.ГГГГг.р., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения сторонам мотивированного решения.

Председательствующий: