решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием представителя истца Ловда В.А. (доверенность от 25.05.11г.) и

представителя ответчика Носкова В.Б. (доверенность от 28.01.11г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамаева Е.В., Шамаев С.А., Шамаева А.С. и Кравченко С.В. к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Шамаева Е.В., Шамаев С.А., Шамаева А.С. и Кравченко С.В. обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить жилое помещение.

Свои требования истцы в исковом заявлении и в судебном заседании, с учетом заявления об уточнении исковых требований мотивировали следующим. 13.08.03г. истица Шамаева Е.В. была поставлена Администрацией г.Минусинска на учет и внесена в список лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилья. Указанное право у нее имелось в связи с тем, что ее несовершеннолетняя дочь Кравченко С.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., болеет заболеванием «детский церебральный паралич». До настоящего времени ее право на внеочередное получение жилого помещения фактически реализовано не было. В настоящее время семья истцов состоит из четырех человек: Шамаевой Е.В., ее мужа- Шамаева С.А, детей Шамаевой А.С., <данные изъяты> г.р. и Кравченко С.В.,<данные изъяты>.р.. Они проживают в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метров квадратных, Шамаева Е.В. является собственником ? доли в праве собственности на квартиру; в квартире помимо четырех указанных членов семьи проживают также родители Шамаевой Е.В.- ПВ и П, всего в квартире проживает шесть человек. Квартира находится на четвертом этаже, в доме не имеется лифта; в связи с заболеванием дочери они испытывают серьезные проблемы: дочь 11 лет они вынуждены поднимать в квартиру на руках, реабилитационное оборудование вынуждены хранить на балконе. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.04г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»: «Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.». Согласно судебной практике Верховного суда РФ(определение № 49- Г11-3 от 02.02.11г.): « право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, на социальную выплату за счет средств федерального бюджета существует наряду с правом названных лиц на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ; эти лица вправе по своему выбору определить форму социальной поддержки: либо в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, либо в виде предоставления жилья по договору социального найма за счет средств государственного или муниципального жилого фонда.». 30.04.10г. Шамаева Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, ответом от 17.05.10г. в предоставлении жилого помещения ей было отказано со ссылкой на то, что ее очередь в списке внеочередников- № 51 и предоставление ей квартиры нарушит права других внеочередников. Таким образом, Администрацией г. Минусинска были нарушены жилищные права истцов. Учитывая изложенное, истцы просят обязать Администрацию г. Минусинска предоставить по договору социального найма Шамаевой Е.В., Шамаеву С.А., Шамаевой А.С. и Кравченко С.В. жилое помещение- благоустроенную квартиру, расположенную в черте населенного пункта г. Минусинск, не выше второго этажа, исходя из нормы предоставления в размере 11 метров квадратных общей площади на одного человека, общей площадью 44 метра квадратных, вне очереди.

Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Носкова В.Б., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, установление формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Данными полномочия органы местного самоуправления г. Минусинска не наделялись, равно, как и их финансовым обеспечением. Кроме того, Шамаева Е.В. является сособственником жилого помещения- квартиры, что согласно пункту 7 статьи 57 ЖК РФ должно учитываться при предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Учитывая изложенное, ответчик полагает заявленные требования необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Свидетель П показала, что истцы, она и ее муж проживают в квартире по адресу: <адрес>. Кравченко С.В. является инвалидом и не может самостоятельно передвигаться, чтобы вывести ее на улицу нужна помощь родителей; места для надлежащего проживания ребенка- инвалида и содержания реабилитационного оборудования в квартире не достаточно.

В суд представлены также следующие доказательства: выписка из протокола КЭК от 04.09.00г.; свидетельство о рождении от 07.04.08г.; свидетельство о заключении брака от 24.11.07г.; выписка из финансово- лицевого счета от 21.04.11г.; договор на приватизацию жилья от 02.04.93г.; письма от 01.11.08г., от 07.12.09г., от 12.04.10г., от 17.05.10г.; решение Минусинской городской думы № 10-85р от 13.07.05г.; Устав г. Минусинска; документы о постановке Шамаевой Е.В. на учет: заявление, выписка из финансово- лицевого счета, справка БТИ, постановление № 685-п от 26.08.03г.; выписки из ЕГРП от 03.06.11г..

Выслушав стороны, свидетеля и исследовав материалы дела, суд полагает следующее.

Стороны не оспаривают изложенные истцами фактические обстоятельства, однако, дают этим обстоятельствам различную юридическую оценку. При этом, истцы полагают, что имеют право на внеочередное получение жилого помещения, ответчик полагает, что такого права у истцов нет.

Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 5 которых форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, установление формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Красноярского края от 25.03.10г. № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», формой предоставления названных мер социальной поддержки, является социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность граждан.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Оснований, предусмотренных законом, для снятия семьи истцов с учета не имеется, так как статьей 39 ЖК РСФСР предусматривалось право семьи истцов на дополнительную жилую площадь, в размере одной комнаты или десяти квадратных метров.

Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса РФ перечне.

Истица Шамаева Е.В. относится к числу лиц, имеющих ребенка- инвалида, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и имевших в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР право на первоочередное предоставление жилья, но не реализовавшими это право до 1 марта 2005 года (до дня вступления в силу Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено, что на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 января 2005 года) Кравченко С.В. страдала заболеванием, отнесенным к числу заболеваний, дающих право лицам, ими страдающим, на первоочередное получение жилой площади (Список заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 года N 330). Поскольку она не была обеспечена жилым помещением до 1 марта 2005 года, то обстоятельство, что ее заболевание не входит в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ, не означает, в силу требований части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что семья истцов лишается права на внеочередное получение жилого помещения.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что семья истцов, имеющая в своем составе ребенка- инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, вставшая на учет до 1 января 2005 года и не реализовавшая свое право до 1 марта 2005 года, на социальную выплату за счет средств федерального бюджета и, не получившая жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, вправе по своему выбору определить форму социальной поддержки: либо в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, либо в виде предоставления жилья по договору социального найма за счет средств муниципального жилого фонда.

Истцы обратились в суд с исковыми требованиями об обязании Администрации г. Минусинска предоставить им вне очереди жилое помещение.

Учитывая вышеизложенные нормы права, суд полагает, что заявленные истцами исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, так как требование закона о внеочередном предоставлении жилого помещения не подразумевает наличий какой- либо очереди.

Согласно требований пункта 7 статьи 57 ЖК РФ: «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.».

Согласно постановлению Минусинской городской Думы от 13.07.05г. № 10-85р, норма предоставления жилого помещения установлена на одного человека в размере 11 метров общей площади на каждого члена семьи, а учетная норма- в размере 9 квадратных метров и менее общей площади на одного человека.

Судом установлено, что Шамаева Е.В. имеет в собственности ? долю в праве собственности на квартиру общей площадью 65,8 метров квадратных, в связи с чем, на ее долю в указанной квартире приходится 16,45 метров квадратных общей жилой площади; следовательно, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено в размере не менее 27, 55 метров квадратных общей жилой площади, исходя из расчета: 11 х 4 = 44 - 16,45 = 27, 55 метров квадратных.

Кроме того, ЖК РФ предусмотрены такие требования к предоставляемому по договору социального найма жилому помещению, как площадь, исходя из нормы предоставления, нахождение жилого помещения в черте данного населенного пункта; иные требования к данному жилому помещению ЖК РФ не предусмотрены.

Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, с учетом требований закона и установленных судом обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шамаева Е.В., Шамаев С.А., Шамаева А.С. и Кравченко С.В. к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Минусинска предоставить Шамаева Е.В., Шамаев С.А., Шамаева А.С. и Кравченко С.В. вне очереди по договору социального найма, жилое помещение, находящееся в черте г. Минусинска, общей площадью не менее 27,55 метров квадратных.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения сторонам мотивированного решения.

Председательствующий: