РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В. при секретаре Эйснер М.А. с участием прокурора Бородкина П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Город Минусинск о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог города Минусинска, обязать осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждением проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог города Минусинска в срок до 01.02.2012 года, УСТАНОВИЛ. Минусинский межрайонный прокурор обратился к администрации муниципального образования городской округ – город Минусинск с требованиями о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения (далее по тексту ПОДД) для муниципальных дорог города Минусинска, обязать осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждением проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог города Минусинска в срок до 01.02.2012 года. Требования прокурор мотивирует тем, что согласно ст. 5 и 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г., статей 13 и 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», утвержденному Первым заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и заместителем руководителя Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 г. № 01-29/5313 Техническому нормативу «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» администрация города не принимает мер к разработке и утверждению ПОДД на автомобильных дорогах для упорядочивания движения, проведению мероприятий по организации дорожного движения, снижению аварийности на дорогах. Утвержденная 10.07.2004 года Главой города Минусинска ФИО1 «Дислокация дорожных знаков города Минусинска» содержит лишь перечень установленных в городе дорожных знаков, не соответствует вышеуказанному Техническому нормативу. В судебном заседании прокурор Бородкин П.А. исковые требования подержал в полном объеме. Представитель администрации города Минусинска Носков В.Б. исковые требования не признал и пояснил, что законодательство не предъявляет требований к муниципальному образованию разрабатывать и утверждать проект организации дорожного движения. Утвержденный МВД России и Росавтодором Технический норматив «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» носит рекомендательный характер, так как в Минюсте не зарегистрирован, и, следовательно, на основании Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не обязателен к исполнению, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. На 2011 года бюджет города утвержден, поэтому финансирование требуемых прокурором мероприятий возможно только в 2012 году при утверждении в установленном законом порядке бюджета на следующий год. Поэтому указанный прокурором в исковом заявлении срок исполнения требований до 01.02.2012 года не реален. Представитель Отдела Главного Управления МВД РФ по Красноярскому краю "Минусинский" Губин С.Д. (доверенность л.д. 8) заявил о законности требований и пояснил, что бездействие администрации влечет неопределенность в отношении наведения порядка на дорогах, бесхозность, способствует аварийности. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворить частично. В соответствии с п. 5 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уставом муниципального образования определено, что муниципальное образование Город Минусинск является городским округом в соответствии с Законом Красноярского края от 18.02.2005 года № 13-3049 «Об установлении границ муниципального образования город Минусинск и наделении его статусом городского округа (ст. 4). Территорию города составляют все земли, расположенные в границах города, рабочий поселок Зеленый Бор (ст. 3). В силу ст. 38 Устава Администрация города входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Красноярского края. В соответствии со ст. 43 Устава администрация города организует эксплуатацию дорожного хозяйства (п. 1.7), разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета депутатов проекты планов и программ социально-экономического развития города, городского бюджета, осуществляет и организует их исполнение (п. 1.1). С учетом изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на муниципальных автомобильных дорогах в границах городского округа законодательство возлагает на администрацию города Минусинска. Согласно ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г. мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Статья 22 названного закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. То есть, в силу указанных положений законодательства наличие проектов организации дорожного движения автомобильных дорог является обязательным, направленным на повышение безопасности дорожного движения, служит целям защиты жизни и здоровья граждан – участников дорожного движения. Представителем ответчика для обозрения представлена Дислокация дорожных знаков города Минусинска (более 150 листов), утвержденная главой города 08.07.2004 года, в обоснование того, что разработка проекта организации дорожного движения имеет рекомендательный, не обязательный к исполнению характер, и администрацией города ведется работа по систематизации и упорядочиванию дорожных знаков. Суд не принимает довод представителя Носкова В.Б., так как представленная Дислокация не содержит сведений о сроке действия, не несет информации о дорожной разметке, не учитывает изменения дорожной сети городского округа после 2004 года, то есть документ является не полным и устаревшим. В соответствии с вышеуказанным совместным письмом МВД РФ и Росавтодора о порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения заказчиком ПОДД для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. В соответствии с п. 5 и 6 Порядка ПОДД подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком. Таким образом, администрация города Минусинска, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, несет обязанность заказчика по разработке и утверждению указанного проекта в отношении муниципальных автомобильных дорог. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать в случае признания незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. С учетом установленных законодательством требований по планированию бюджета, необходимость проведения конкурса или аукциона по определению подрядчика работ, времени для исполнения технической работы по составлению проекта и периода для согласования с ГИБДД, разумности, суд считает требуемый прокурором срок (до 01.02.2012 г.) является не достаточным и полагает установить до 01.08.2012 года. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению частично. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ. Признать бездействие администрации муниципального образования Город Минусинск по непринятию мер к разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для муниципальных дорог города Минусинска незаконным. Обязать администрацию города Минусинска осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утвердить проект организации дорожного движения для муниципальных дорог города Минусинска в срок до 01.08.2012 года. Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10-дней. Председательствующий