Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А. при секретаре Степановой С.Б., с участием представителя ответчика Иютиной Г.В. (доверенность от 11.01.11г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова Л.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе об обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании досрочно назначить пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: Мартынова Л.А. обратилась к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске с исковыми требованиями об обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании досрочно назначить пенсию по старости. Полагает, что ответчиком незаконно не были включены в льготный пенсионный стаж периоды ее работы в должности воспитателя ясельной группы детского комбината № 2 «Метелица» треста «Минусинскпромстрой» с 15 октября 1984 года по 10 января 1986 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 мая 1999 года по 24 июня 1999 года и с 23 мая 2004 года по 25 июня 2004 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 06 октября 1992 года по 28 сентября 1994 года. Свои требования истец в исковом заявлении и в судебном заседании мотивирует следующим. Она обратилась к ответчику с заявлением о включении периодов работы в льготный стаж, в чем ей было отказано, из пенсионного стажа были исключены указанные периоды работы. 17 декабря 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии; 18 февраля 2011 года ей направлено решение комиссии по назначению пенсии, в котором указано что период ее работы в должности воспитателя ясельной группы детского комбината № 2 «Метелица» треста «Минусинскпромстрой» с 15 октября 1984 года по 10 января 1986 года не включается в льготный стаж, так как учреждение- «детские ясли» не предусмотрено «Списком профессий, должностей, работ и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствие с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Период работы в должности воспитателя ясельной группы подлежит зачету в специальный стаж, так как фактически она выполняла функции как воспитателя, так и функции медсестры ясельной группы, то есть выполняла, в том числе и функции по охране здоровья населения. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии также должны быть включены периоды прохождения курсов повышения квалификации с 25 мая 1999 года по 24 июня 1999 года и с 23 мая 2004 года по 25 июня 2004 года, так как она была направлена на указанные курсы по распоряжению работодателя в связи с необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, в спорные периоды она продолжала состоять в трудовых отношениях, ей выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы, в том числе в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, подлежит зачету в специальный стаж период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 06 октября 1992 года по 28 сентября 1994 года в период работы лаборантом в Минусинской поликлинике взрослых № 2. В спорный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в период с 07 ноября 1991 года по 28 марта 1992 года, а в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 29 марта 1992 года по 28 сентября 1994 года. Таким образом, она воспользовалась своим правом до 06.10.92г., то есть вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР». До вступления в силу указанного Закона, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Просит включить в льготный стаж период работы в должности воспитателя ясельной группы детского комбината № 2 «Метелица» треста «Минусинскпромстрой» с 15 октября 1984 года по 10 января 1986 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 мая 1999 года по 24 июня 1999 года и с 23 мая 2004 года по 25 июня 2004 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 06 октября 1992 года по 28 сентября 1994 года и обязать ответчика назначить ей досрочно пенсию по старости с 17 декабря 2010 года. Ответчик- Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Иютину Г.В. и своем письменном отзыве, исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим. Досрочные трудовые пенсии по старости назначаются в строгом соответствии со списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Наименование должности «воспитатель ясельной группы» не входит в список должностей, работа в которых включается в льготный стаж. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06.10.92г. включению в специальный стаж не подлежит согласно п. 21 Разъяснения № 5 постановления № 29 от 22.05.96г.. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.02г. № 516 также не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации. В связи с изложенным, ответчик полагает, что указанные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В суд представлены также следующие доказательства: отказ УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске от 18.02.11г.; копия трудовой книжки истца; справка МБУЗ «Минусинская городская поликлиника» от 15.04.11г. и от 25.01.11г.; справка МУЗ «Курагинская ЦРБ» от 28.10.10г.; справки МБУЗ «Минусинская ЦРБ» от 27.09.10г. и от 03.11.10г.; архивная справка от 28.06.11г. и от 19.07.11г.; штатное расписание на 1985 год. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает следующее. Пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, назначается независимо от их возраста. (пп.20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»). В соответствии с пунктом 2 этой же статьи Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия согласно пункту 1 статьи 27 закона утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 были утверждены: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Списку должность воспитателя ясельной группы не относится к перечню данных должностей. Из представленной истицей копии трудовой книжки следует, что 15.10.84г. она была принята на работу в трест «Минусинскпромстрой» на должность воспитателя ясельной группы, уволена переводом в ЦРБ 10.01.86г.. Ответчик отказал во включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работы, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона. В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственный пенсиях в РФ», действовавшего до вступления в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 30 лет. Согласно ст. 83 этого же Закона списки соответствующих работ ( профессий, должностей и учреждений), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 года № 1000 была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения. Разделом № 1 «лечебно-профилактические учреждения» предусматривался подраздел 6 «учреждения охраны материнства и детства». Пунктом 20 названного подраздела предусматривались «детские ясли». Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 августа 1984 года № 1003 «Об исключении из номенклатуры учреждений здравоохранения детских яслей» в связи с включением Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании детских яслей в номенклатуру детских дошкольных учреждений, исключены из номенклатуры учреждений здравоохранения – «детские ясли». Издание данного приказа вызвано изменением Основ законодательства Союза ССР о здравоохранении, до 1984 года детские ясли являлись структурными подразделениями органов здравоохранения. Кроме того, в оспариваемый период работы истицы в детских яслях действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» ( утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 953 от 22 сентября 1993 года), которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Раздел II Перечня «Врачи и другие медицинские работники» предусматривал включение в стаж за выслугу лет работу всех медицинских сестер независимо от наименования должности, в том числе в детских яслях. При этом право на пенсию у работников здравоохранения возникало также при наличии 30 лет специального стажа в соответствие со ст. 58 Закона о государственных пенсиях ( п. 1 п.п. «б» Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) Истицей представлено штатное расписание детского комбината № 2 «Метелица» треста «Минусинскпромстрой» на 1985 год, из которого следует, что истица занимала должность «воспитателя»; в штатном расписании имеется должность «старшей медсестры», но истица данную должность не занимала. Согласно архивной справке от 19.07.11г. должностной инструкции воспитателя ясельной группы в архивных документах треста «Минусинскпромстрой» не имеется. Таким образом, доказательств того, что истица в спорный период фактически осуществляла деятельность по охране здоровья населения суду не представлено. Истица работала в детских яслях, не являвшихся в оспариваемый период лечебно-профилактическим учреждением ( в связи с изданием Приказа МЗ СССР № 1003 от 29 августа 1984 года). Должность ее согласно штатному расписанию за 1985 год указана как- «воспитатель». Оценивая данные периоды работы истицы в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.99г. и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91г. № 464, суд также не находит оснований для их удовлетворения. Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, (утр. Постановлением № 1066) и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( утв. Постановлением № 781) предусмотрено право на включение в льготный стаж периодов работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Детский сад учреждением здравоохранения в спорный период не являлся. Доводы истицы сводятся к фактическому занятию деятельностью по охране здоровья населения. Однако право на досрочное назначение пенсии имеют лица, замещавшие предусмотренные Списками должности в учреждениях, предусмотренных Списками. Занимаемая истицей должность вышеуказанными Списками не предусмотрена, учреждение, в котором работала истица, являлось образовательным, а не лечебно-профилактическим. Таким образом, суд считает необходимым во включении в льготный стаж для начисления пенсии Мартыновой Л.А. оспариваемого периода работы отказать. Оценивая требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 мая 1999 года по 24 июня 1999 года и с 23 мая 2004 года по 25 июня 2004 года, суд полагает следующее. Согласно статье 187 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Доводы ответчика, отказавшего во включении данных периодов в льготный стаж мотивированы тем, что это не предусмотрено п.п. 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, от 29.10.2002 г. № 781 лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, осуществляемая в (должности) в учреждениях здравоохранения, засчитывается в стаж и дает право на досрочную пенсию. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ. При обучении на курсах повышения квалификации за истицей сохранялся заработок по основному месту работы, проводились отчисления из заработной платы в соответствующие фонды социального страхования, в том числе и в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, данный период работы является страховым, и он подлежит к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Разрешая требования истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, суд приходит к следующим выводам. При разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"). Суд полагает, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению весь период отпуска по уходу за ребенком - до трех лет, если отпуск начался до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1. До вступления в силу названного Закона, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Пункт 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 07 ноября 1991 года по 28 марта 1992 года и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в период с 29 марта 1992 года по 28 сентября 1994 года. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При разрешении требований истицы о досрочном назначении пенсии с 17 декабря 2010 года суд не находит законных оснований для удовлетворения иска в этой части. Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии 17 декабря 2010 года, на указанную дату ее специальный стаж с учетом включенных спорных периодов составляет 29 лет 11 месяцев. Досрочная трудовая пенсия назначается с даты подачи заявления, но не ранее наступления права на нее. На дату подачи заявления истица необходимый 30-летний стаж не выработала, что является основанием для отказа в назначении пенсии. Данное обстоятельство не лишает истицу права повторного обращения к ответчику с соответствующим заявлением. Таким образом, суд считает необходимым обязать ответчика включить в льготный стаж для назначения пенсии Мартыновой Л.А. спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 мая 1999 года по 24 июня 1999 года и с 23 мая 2004 года по 25 июня 2004 года и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 06 октября 1992 года по 28 сентября 1994 года. В удовлетворении остальной части исковых требований суд полагает необходимым отказать. Учитывая изложенное, требования истицы подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Мартынова Л.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе об обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании досрочно назначить пенсию по старости удовлетворить частично. Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе включить Мартынова Л.А. в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 25 мая 1999 года по 24 июня 1999 года и с 23 мая 2004 года по 25 июня 2004 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 06 октября 1992 года по 28 сентября 1994 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Мартынова Л.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе об обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании досрочно назначить пенсию по старости- отказать. Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения сторонам мотивированного решения. Председательствующий: