Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 августа 2011 года г. Минусинск Минусинский городской суд в составе: председательствующего Дудусова Д.А., при секретаре Степановой С.Б., с участием представителя истца Ратниковой А.А. (доверенность от 03.02.11г.), представителя ответчика Макиенко Н.В. ( доверенность от 21.03.11г.) и представителя третьего лица Носкова В.Б. (доверенность от 11.01.11г.), рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия, УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковыми требованиями к МБУЗ «Минусинская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия. Свои требования истец в исковом заявлении и в судебном заседании через своего представителя Ратникову А.А. мотивировал следующим. В соответствии с Федеральным Законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в период с 12.01.2010 года по 01.03.2010 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование обстоятельств и причин возникновения гнойно-септического заболевания - сепсиса у новорожденной Л. Было установлено, что МБУЗ «Минусинская центральная районная больница» осуществляет свою деятельность с нарушением требований федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 25 от 12 января 2010 г. По результатам рассмотрения протокола № 25 от 12.01.2010 года Краснотуранскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 8 от 26.01.2010 года, в соответствии с которым МБУЗ «Минусинская ЦРБ» п. 1 предписания в части обеспечения архитектурно-планировочного решения - обеспечения четкого зонирования операционного блока: устройства входа в операционный блок для персонала через санпропускник, а для рожениц через шлюз, что является нарушением п. 10.4.2, п. 10.4.4 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (п. 3.10.; п. 3.10.2.; п. 3.14. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»). п. 2 предписания в части разделения потоков в операционном блоке на «стерильный» - для прохода операционного персонала, «чистый» - для доставки рожениц и прохода младшего персонала, «грязный» - для удаления отходов, использованного белья и т.д., что является нарушением п. 10.4.9 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (п. 3.10.3, п. 3.14.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»). По факту неисполнения предписания № 53 от 01.03.2010 года был Постановлением главного государственного санитарного врача РФ с 17.09.2010 г. введены в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». С момента введение в действие указанных санитарных правил СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утрачивают силу. Однако новые нормативно-правовые акты повторяет и детализирует требования СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции РФ развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчиком нарушены права и законные интересы своих работников, а также населения на благоприятную среду обитания. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ В соответствии с ч. 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999г. № Больницы относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье пациентов при несоблюдении санитарного законодательства. Нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения. Невыполнение п. п. 1, 2 предписания № 53 от 01.03.2010 года в части обеспечения четкого зонирования операционного блока устройствами входа в операционный блок для персонала через санпропускник, а для рожениц через шлюз; в части обеспечения разделения потоков в операционном блоке на «стерильный» - для прохода операционного персонала, «чистый» - для доставки рожениц и прохода младшего персонала, «грязный» - для удаления отходов, использованного белья и т.д., может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, вызванных условно-патогенной микрофлорой среди новорожденных и рожениц акушерского отделения. К условно-патогенной микрофлоре относится (стафилококк, стрептококк и др.) микроорганизмы, приводящие к возникновению инфекционного процесса. В целях соблюдения строгого эпидемиологического режима в операционном боксе должно предусматриваться строгое зонирование внутренних помещений. Помещение стерильной зоны (операционные), зона строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного -наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зона общебольничного режима (шлюз). Зона строгого режима, к которой относится, санпропускник для персонала должен включать в себя помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока. В зоне общебольничного режима (шлюзе) персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Деятельность ответчика связана с оказанием медицинской помощи населению Красноярского края (неопределенному кругу лиц). Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Медицинская помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации Истец просит признать бездействие ответчика по непринятию мер для устранения нарушений санитарного законодательства незаконным и обязать ответчика в срок до 11.01.2013 года исполнить п. 1 и п. 2 предписания № 53 от 01.03.2010 г. - оборудовать операционный блок акушерского отделения МБУЗ «Минусинская ЦРБ» санпропускником, состоящим из трех смежных помещений и шлюзом (зоной общебольничного режима). Ответчик, действующий в судебном заседании через своего представителя Макиенко Н.В., в судебном заседании исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим. В связи с недостаточным финансированием МБУЗ «Минусинская ЦРБ» не имело возможности привести материально-техническую базу в соответствие с лицензионными требованиями. Акушерское отделение МБУЗ «Минусинская ЦРБ» было сдано в эксплуатацию в 2006 году, его застройка осуществлялась с учетом требований СанПин 2003 года, в нарушение санитарных норм акушерское отделение было введено в эксплуатацию без оборудования операционного блока санпропускниками. Полагает не обоснованным требование о признании его бездействия незаконным, так как полагает, что неисполнение всех вышеуказанных действия явилось следствием не бездействия ответчика, а отсутствием необходимого финансирования. В связи с изложенным, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, просит в иске отказать. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Администрация г. Минусинска, действующее через своего представителя по доверенности Носкова В.Б., полностью согласился с позицией ответчика по делу. В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: информация от 11.01.10г.; распоряжение от 11.01.10г.; протоколы от 12.01.10г., от 11.04.11г.; постановление от 26.01.10г.; предписание от 01.03.10г.; акт проверки от 11.04.11г.; определение от 11.04.11г.; Устав ответчика; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.06г.; акты приема- передачи от 28.01.09г., от 10.03.09г.; договор № 87 от 02.12.08г.; план мероприятий от 01.09.09г.. Выслушав стороны, представителя третьего лица и исследовав материалы дела, суд полагает следующее. Суд соглашается с правовой позицией, изложенной истцом в исковом заявлении и в судебном заседании. Суд полагает, что в силу приведенных истцом норм права, указанные действия должны быть произведены ответчиком. Так, согласно пункту 3.1.1. договора № 87 от 02.12.08г. о порядке использования муниципального имущества ответчиком, Учреждение обязуется обеспечивать соблюдение санитарно- гигиенических и иных норм и правил. Оценивая доводы сторон относительно требования истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в необорудовании операционного блока акушерского отделения МБУЗ «Минусинская ЦРБ» санпропускником, состоящим из трех смежных помещений и шлюзом (зоной общебольничного режима), суд полагает, что данное требование подлежит полному удовлетворению. Оценивая довод ответчика о том, что требования о признании его бездействия незаконным являются необоснованными, так как неисполнение всех вышеуказанных действия явилось следствием не бездействия ответчика, а отсутствием необходимого финансирования, суд также соглашается с позицией истца по данному вопросу. Так, согласно требований статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.». Таким образом подлежит признанию незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований пунктов 1 и 2 предписания № 53 от 01.03.10г.; ответчика надлежит обязать исполнить требования закона и пунктов 1 и 2 предписания в указанном в исковом заявлении объеме. Учитывая вышеизложенное, суд полагает исковые требования удовлетворить в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница», выразившееся в неисполнении требований пунктов 1 и 2 предписания лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 53 от 01.03.10г.. Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Минусинская центральная районная больница» в срок до 11 января 2013 года оборудовать операционный блок акушерского отделения МБУЗ «Минусинская ЦРБ» санпропускником, состоящим из трех смежных помещений и шлюзом (зоной общебольничного режима). Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения сторонам мотивированного решения. Председательствующий:
главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску,
Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому,
признано виновным в совершении административного правонарушения по
ст. 6.3 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде
штрафа. 01 марта 2010 года истцом ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 53 со сроком исполнения до 01.03.2011 г.. В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось устранить, в том числе нарушения СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». В период с 01 апреля 2011 года по 11 апреля 2011 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания № 53 от 01.03.2010 года. В ходе проведения проверки обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания. В частности, не исполнены требования:
составлен протокол об административном правонарушении № 297 от
11.04.2011г., в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об
административных правонарушениях, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ. Материалы дела направлены для рассмотрения мировому судье.
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели, а также юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять
требования санитарного законодательства, а также постановлений,
предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях
предупреждения возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны
своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.