Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Минкиной М.Т., при секретаре Ениной Т.Е. рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город Минусинск о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город Минусинск о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Минусинска Красноярского края по непринятию мер к оборудованию светофорного объекта на пересечении <адрес> – <адрес>- <адрес> напротив <адрес>, ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, к оборудованию светофорного объекта на пересечении <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес>, секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, обязать Администрацию города Минусинска оборудовать светофорный объект на пересечении <адрес> – <адрес>-<адрес>, ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, светофорный объект на пересечении <адрес> – <адрес> – <адрес>, светофорный объект на пересечении <адрес> – <адрес>, секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, светофорный объект на пересечении <адрес> напротив <адрес>, ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода. Требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки, с привлечением специалистов ОГИБДД МУВД «Минусинское» 20 апреля 2011 года исполнения и соблюдения администрацией г. Минусинска требований федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области дорожного движения, выявлен ряд нарушений действующего федерального законодательства при организации дорожного движения в г. Минусинске. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из мер обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения. В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 21 ФЗ № 196-ФЗ установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ к органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Частью 8 статьи 6 ФЗ № 257-ФЗ установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода. Согласно реестру муниципального имущества города Минусинска, светофорный объект, по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, реестровый номер № 05181/5, зарегистрирован в реестре муниципального имущества <адрес> 30.08.2007 г. на основании постановления администрации г. Минусинска от 30.08.2007 № 165-орг; светофорный объект, по адресу: <адрес> – <адрес> – <адрес>, реестровый номер № 044174, зарегистрирован в реестре муниципального имущества города Минусинска 30.08.2007 г. на основании постановления администрации г. Минусинска от 30.08.2007 № 2126-орг; светофорный объект, по адресу: <адрес> – <адрес>, реестровый номер № 04417/4, зарегистрирован в реестре муниципального имущества <адрес> 30.08.2007 г. на основании постановления администрации г. Минусинска от 30.08.2007 № 2126-орг; светофорный объект, по адресу: <адрес>, реестровый номер № 05118/2, зарегистрирован в реестре муниципального имущества города Минусинска 30.08.2007 г. на основании постановления администрации г. Минусинска от 30.08.2007 № 165-орг. Несмотря на проведенные ОГИБДД МУВД «Минусинское» мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений в области дорожного движения, необходимы также действенные и реальные меры по приведению в соответствие существующей дорожной сети и мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог со стороны органов местного самоуправления. Без наличия надлежаще обустроенной дорожной сети на территории г. Минусинска проведение мероприятий и снижение аварийности на дорогах с участием пешеходов невозможно (л.д. 3-4, 11-12, 20-21, 29-30). Определением суда от 29.06.2011 года гражданские дела соединены в одно производство (л.д. 36). Определением суда от 13.09.2011 г. производство по делу в части требований о признании незаконным бездействие Администрации г. Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорного объекта на пересечении <адрес> – <адрес>, секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, возложению обязанности оборудовать светофорный объект на пересечении <адрес> – <адрес>, секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода- прекращено. В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорных объектов на пересечении улиц Комсомольская - <адрес> – <адрес> – <адрес>, <адрес> - <адрес> ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода и секциями пешеходных светофоров. Обязать администрацию г. Минусинска оборудовать светофорные объекты по <адрес>, <адрес> – <адрес> – <адрес>, <адрес>, ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода с разрывами не менее 3 метров для обеспечения доступа лиц проживающих в зоне установки ограждений, <адрес> – <адрес> – <адрес> секциями пешеходных светофоров. Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился суду пояснил, что оснований для возложения на администрацию г. Минусинска обязанности по оборудованию светофорных объектов дополнительными секциями пешеходных переходов и защитными ограждениями перильного типа не имеется, поскольку ГОСТ, на который ссылается прокурор, имеет лишь рекомендательный характер. Кроме того, требования в части оборудования светофорных объектов ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 метров в каждую сторону, являются не выполнимыми и нарушающими права граждан, поскольку оборудование перекрестков такими перильными ограждениями приведет к тому, что граждане, проживающие вблизи указанных перекрестков будут лишены возможности подъехать к своему дому, подвезти уголь, дрова. Представитель третьего лица МО МВДРФ «Минусинский» исковые требования полностью поддержал, суду пояснил, что правила не запрещают делать разрыв в ограждении обеспечивающий проезд к жилым домам, а также не запрещается заезд по тротуару для погрузки или выгрузки, кроме того, выполнение требуемых прокурором работ по оборудованию светофорных объектов дополнительными секциями пешеходных светофоров и защитными ограждениями необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Судом установлено, что на светофорных объектах, установленных на перекрестках <адрес>, <адрес> отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа протяженностью не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, на светофорном объекте, установленном на перекрестке <адрес> – <адрес> – <адрес> отсутствуют секции пешеходных светофоров и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа протяженностью не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, что подтверждается актами проверки (л.д. 5, л.д.13, л.д.22, л.д.31) и фототаблицами (л.д.6, л.д. 14-15, л.д. 23, л.д.32-33). Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Минусинска (л.д. 24) светофорные объекты установленные на перекрестках <адрес>, <адрес> – <адрес>, <адрес> - <адрес> зарегистрированы в реестре муниципального имущества г. Минусинска. В соответствии с п.6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» на органы местного самоуправления возложена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст.2, 5-6 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления деятельности по организации дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ст.ст. 21, 22 этого закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что администрация г. Минусинска, в пределах своей компетенции, обязана обеспечивать на указанных светофорных объектах безопасность дорожного движения. При этом деятельность по обеспечению безопасности должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. В соответствии с п.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. Согласно п.7.3.4 указанного стандарта пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке. В силу п.8.1.27 указанного стандарта, ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. В связи с изложенным, суд полагает обоснованными исковые требования и доводы прокурора о незаконности бездействия администрации г. Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорных объектов секциями пешеходных переходов и ограничивающими пешеходными ограждениями и о необходимости возложения на администрацию обязанности произвести такое оборудование. Доводы представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется поскольку вышеуказанный ГОСТ носит лишь рекомендательный характер суд считает необоснованными. По мнению суда, исполнение указанных требований ГОСТа необходимо для повышения уровня безопасности дорожного движения в связи с чем, требуемые прокурором мероприятия подлежат безусловному исполнению. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Учитывая изложенное, суд полагает обоснованными исковые требования и доводы прокурора о незаконности бездействия администрации г. Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорных объектов секциями пешеходных переходов и ограничивающими пешеходными ограждениями и о необходимости возложения на администрацию обязанности произвести такое оборудование. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации г. Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорного объекта на пересечении <адрес> – <адрес>, <адрес>- <адрес> напротив д. № по ул. <адрес>, ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, к оборудованию светофорного объекта на пересечении <адрес> – <адрес> – <адрес>, секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода. Обязать администрацию г. Минусинска оборудовать светофорные объекты на пересечении улиц <адрес> - <адрес> - ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода с разрывами не менее 3 м. для обеспечения доступа лиц, проживающих в зоне установки ограждения; <адрес> – <адрес> – <адрес> - секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода с разрывами не менее 3 м. для обеспечения доступа лиц, проживающих в зоне установки ограждения; <адрес> - ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода с разрывами не менее 3 м. для обеспечения доступа лиц, проживающих в зоне установки ограждения. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: Полный текст решения изготовлен 19.09.2011г. Решение не вступило в законную силу.