Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года г. Минусинск Минусинский городской суд в составе: председательствующего: Сергеева Ю.С. при секретаре: Алюшиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Дружининой О.Р. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор предъявил в Минусинском городском суде иск в интересах Дружининой О.Р. к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе от 07 июля 2011 года об отказе в удовлетворении заявления Дружининой О.Р. о распоряжении средствами материнского капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства незаконным. Свои требования прокурор мотивирует тем, что истица является собственником квартиры <данные изъяты> дома <данные изъяты> по ул. <адрес>, а также собственником земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>. Квартира расположена в одноэтажном доме на два хозяина, квартира истицы расположена на отдельно выделенном земельном участке. В настоящее время истица решила улучшить жилищные условия путем проведения реконструкции жилья, а именно пристроить комнаты. В связи с этим 26 мая 2011 года истицей было получено разрешение на реконструкцию объекта, против чего соседи не возражали. Все необходимые документы были переданы истицей ответчику с заявлением, в котором истица просила дать ей разрешение по использованию части материнского капитала на реконструкцию указанной квартиры. Однако ответчиком было отказано в этом, по мнению прокурора, незаконно, решение необоснованно и нарушает конституционные права граждан на охрану материнства. В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Истица в судебном заседании пояснила, что считает свои действия направленными на улучшение жилищных условий в порядке Федерального Закона № ФЗ-256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которого к указанным мерам относятся действия, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий и нет указаний, где именно могут быть улучшены жилищные условия в домах или квартирах этих домов. Реконструкция жилья, по мнению истицы, делается в интересах детей, так как после завершения реконструкции у каждого ребенка будет своя комната, следовательно, свое игровое место, место для занятий (учебы), свое спальное место. Кроме того, истица пояснила суду, что при реконструкции части жилого дома в виде квартиры 2 (принадлежащей истице) доли соседей (квартиры 1 дома) не увеличатся. Квартира истицы полностью изолирована от соседей, обе квартиры имеют раздельный вход и расположены на разных земельных участках, хотя и смежных между собой. Квартиры соприкасаются одной общей стеной, не имеют общих коммуникаций и систем жизнеобеспечения. Истица также пояснила суду, что проживание её семьи в квартире с такой маленькой площадью и без наличия отдельных комнат для детей нарушает права детей, поэтому истица приняла решение с целью улучшить жилищные условия, реконструировать свое жилое помещение. На основании изложенного истица просила суд признать незаконным решение ответчика об отказе в удовлетворении её заявления о распоряжении средствами материнского капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. В судебном заседании представитель ответчика Рамбургер О.А. по доверенности (л.д. 95) суду пояснила, что требования истицы ей понятны, с требованиями она не согласна, так как истица является собственником квартиры в жилом доме, состоящем из двух квартир, согласно действующего законодательства средства материнского капитала могут быть направлены лишь на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, к которым Градостроительный кодекс РФ относит отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи, поэтому, по мнению стороны ответчика, квартира истицы не может быть отнесена к объектам индивидуального жилищного строительства, следовательно, решение ответчика № № от 07.07.2011 года является законным и обоснованным. Представитель ответчика пояснил суду, что решение было бы положительным, если бы истица была собственником одноквартирного дома, а не квартиры, других оснований для отказа не имеется. На основании и изложенного представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований истца. В судебном заседании третье лицо Пильщиков А.М. (л.д. 24) суду пояснил, что является собственником квартиры № дома № по ул. <адрес>, а также земельного участка под указанной квартирой. Истица по делу является собственником соседней квартиры № № того же дома. Пильщикову А.М. известно о получении разрешения на реконструкцию квартиры истицей, указанной реконструкцией квартира третьего лица не затрагивается, так как после проведения строительных работ увеличиться площадь квартиры истицы. Пильщиков А.М. давал свое согласие на указанную реконструкцию, что он подтвердил в судебном заседании. В судебное заседание третье лицо Красненко Л.М. (л.д. 88) не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, против удовлетворения требований прокурора не возражала, о чем подала письменное ходатайство (л.д. 93). Выслушав прокурора, истицу, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Дружининой О.Р. о признания решения ответчика незаконным подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки). В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд. В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. В соответствии с требованиями п. 5 ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.10 (1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления; б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Суд установил в судебном заседании, что оспариваемым Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе в Красноярском крае (л.д. 5, 65) отказано в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 8 п.2 п.п. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно указанной нормы закона в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом. Вместе с тем в оспариваемом решении указано, что истицей были предоставлены следующие документы: заявление Дружининой О.Р., копия паспорта заявителя, копия сертификата МСК, копия СНИЛС, нотариальная копия свидетельства о регистрации права на квартиру, нотариальная копия свидетельства о регистрации права на землю, разрешение на реконструкцию (нотариальная копия), обязательство, справка о наличии счета. Таким образом, судом установлено, что в Деле (л.д. 34) лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки - Дружининой О.Р. находятся исчерпывающий перечень документов, необходимых для реализации прав, предоставленных истице Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно заявления Дружининой О.Р. (л.д. 67) истица подала заявление ответчику, в котором просит направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Судом не установлено, что истицей не предоставлены какие-либо документы, предоставить которые необходимо в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, а также что истицей нарушен установленный порядок подачи заявления и документов или что имеются указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом, поэтому ссылка в оспариваемом решении ответчика на ст. 8 п.2 п.п. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» необоснованна. Согласно протокола заседания комиссии Управления Пенсионного фонда РФ от 07 июля 2011 года (л.д. 64), согласно которого комиссия пришла к выводу о вынесении отрицательного решения в соответствии со ст. 8 п.2 п.п. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Согласно, указанной нормы закона, в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом. Мотивируя свое решение, комиссия пришла к выводу, что истица, являясь собственником квартиры в доме, является собственником объекта капитального строительства, предназначенного для проживания более чем одной семьи, поэтому указанный объект не может быть отнесен к объектам индивидуального жилищного строительства и в отношении такого объекта не могут применяться законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы индивидуального жилищного строительства. Заявителем предоставлен документ, в котором объектом права является квартира, что противоречит п. 10 (1) Правил. Соответственно, по мнению Комиссии, заявитель направляет средства материнского (семейного) капитала по виду распоряжения, не предусмотренного Законом. В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что ответчик своим решением № № от 07 июля 2011 года необоснованно отказал в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на реконструкцию квартиры № дома № по ул. <адрес> и указанное решение является незаконным. Право собственности на указанную квартиру и земельный участок удостоверены свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 01 декабря 2005 года (л.д. 9) и 01 декабря 2005 года (л.д. 10) Разрешение на реконструкцию квартиры истицей было получено 26 мая 2011 года (л.д. 21, 15,16). Д. В.А., Д. Л.Б. являются детьми истицы, что подтверждается материалами дела (л.д. 37, 40, 41). Таким образом, судом установлено, что квартира № дома № по ул. <адрес> принадлежит истице, с которой проживают её дети, что не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика. Суду предоставлен выписка из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности на квартиру № в двухквартирном одноэтажном, деревянном жилом доме, согласно плана которого (л.д. 23) судом установлено, что дом состоит из двух изолированных квартир имеющих изолированные входы и смежную стену. Квартира истицы состоит из двух помещений, общей площадью 37,2 кв.м., жилой площадью 27,1 кв.м. (л.д. 22). Действующее законодательство в качестве объектов прав предусматривает жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры и комнату. Жилищный кодекс определяет понятие квартиры как структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Действующее законодательство РФ не закрепило понятие двухквартирного жилого дома, имеется лишь понятие многоквартирного жилого дома, из которого следует определение такого объекта права как квартира, однако квартира истицы не полностью соответствует тем признакам, которые ЖК РФ закрепил для данного объекта права в ст. 16. Учитывая технические характеристики квартиры истицы, а также отсутствие мест общего пользования, а также наличием права собственности на раздельные земельные участки и отсутствие общего права собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом у собственников квартиры 2 и собственников квартиры 1 дома 72 по ул. Ленина с. Малая Минуса Минусинского района (как предусмотрено ст. 36 ГК РФ) суд приходит к выводу о наличии у квартиры истицы признаков, позволяющих отнести данное жилое помещение, как объект строительства, к индивидуальному жилищному фонду. Кроме того, в ходе судебного заседания судом достоверно установлено, что целью реконструкции истицей своего жилого помещения является улучшение жилищных условий, то есть действия истицы полностью соответствуют положениям Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Судом установлено отсутствие злоупотребления правом истицей при обращении к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на реконструкцию квартиры № дома № по ул. <адрес>. Реконструкция жилого помещения истицы за счет средств материнского капитала будет являться способом реализации положений Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах Дружининой О.Р. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Дружининой О.Р. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе № № от 07.07.2011 года незаконным. Председательствующий: Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.11.2011 года