решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием прокурора Чекамеевой А.В,

представителя истца Казаковой Н.Г. (доверенность от 16.11.11г.) и

представителя ответчика Носкова В.Б. (доверенность от 11.01.11г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Малышева Л.Ф. к администрации г. Минусинска о признании незаконным статуса жилого помещения, признании права на приватизацию и об обязании заключить договор приватизации жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в интересах Малышева Л.Ф. к администрации г. Минусинска с исковыми требованиями об обязании заключить с Малышева Л.Ф. договор приватизации жилого помещения: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Заявленные требования прокурор уточнил, просит признать незаконным статус жилого помещения, признать право истицы на приватизацию жилого помещения и обязать заключить договор приватизации жилого помещения.

В исковом заявлении и в судебном заседании прокурор Чекамеева А.В. заявленные в интересах Малышева Л.Ф. требования мотивировал следующим. Малышева Л.Ф. проживает в спорной квартире на основании ордера № 220 от 12.01.89г., выданного исполкомом Минусинского городского Совета народных депутатов. В соответствии с решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 25.12.85г. № 451 «О строительстве домов для ветеранов войны и труда» и на основании решения малого Совета Минусинского городского Совета депутатов от 25.12.92г. № 373 «Об обеспечении жильем ветеранов войны и труда» жилой дом по <адрес> был отнесен к специализированному для улучшения жилищных условий ветеранов войны и труда, достигших пенсионного возраста и не имеющих близких родственников. В соответствии с целевым использованием жилого фондах в домах для ветеранов, данное жилье считалось безордерным и не подлежащим приватизации. Постановлением администрации г. Минусинска № 3020-п от 16.11.07г. за домом закреплен специализированный статус указанного жилого дома для социальной защиты отдельных категорий граждан. В связи с тем, что данный дом не являлся специализированным на момент получения Малышева Л.Ф. ордера на квартиру, в которой она до настоящего времени проживает, у нее имеется право на заключение договора приватизации квартиры. Кроме того, жилой дом по <адрес> не отвечает требованиям, предъявляемым к специализированному жилому фонду социального обслуживания граждан пожилого возраста, установленным п.1 ст. 92, п.1 ст. 99 ЖК РФ, п. 4, 8 и 11 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фронду, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.06г.. По результатам проверки соблюдений правил пожарной безопасности, проведенной в период с 09.03.11г. по 11.03.11г. выявлены многочисленные грубые нарушения правил пожарной безопасности; администрации г. Минусинска вынесено предписание № 31/1/1-27 от 11.03.11г. об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.11г., с 15.09.11г. проводится внеплановая проверка исполнения требований предписания. С жителями дома в период, когда дому был присвоен статус специализированного, заключались договоры коммерческого найма жилого помещения, что свидетельствует о необоснованном отнесении жилого дома к специализированному жилому фонду. Кроме того, ордер истице был выдан в 1989 году, в период действия ЖК РСФСР, согласно статье 51 которого на основании полученного ордера между гражданином- нанимателем и наймодателем должен быть заключен договор найма жилого помещения. На основании статьи 2 закона РСФСР от 04.07.91г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» у истицы возникло право на приватизацию указанного жилого помещения. На основании изложенного прокурор просит признать незаконным статус специализированного жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан <адрес>, признать за Малышева Л.Ф. право на приватизацию указанного жилого помещения и обязать администрацию г. Минусинска заключить с Малышева Л.Ф. договор приватизации жилого помещения: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Истица Малышева Л.Ф., действующая в судебном заседании через своего представителя по доверенности Казакову Н.Г., заявленные в ее интересах требования поддержала, полностью согласившись с позицией прокурора по делу.

Представитель ответчика по доверенности Носков В.Б., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, свою позицию мотивировал следующим. В соответствии со статьей 10 ЖК РФ, жилищные права граждан возникают не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. Статьей 19 ЖК РФ, жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделен на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд и индивидуальный жилищный фонд, а также жилищный фонд коммерческого использования. Согласно п.п. 7 п. 1 и ст. 92 ЖК РФ, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан относятся к специализированному жилищному фонду. Статьей 98 ЖК РФ определено, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Жилой дом по <адрес> изначально строился по краевой программе и за счет средств субъекта РФ, как дом ветеранов. В силу п. 2 и 3 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Постановлением администрации города Минусинска № 2020-п от 16.11.2007 года данный дом был включен в состав специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан и внесен в Реестр объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием граждан, расположенных на территории Красноярского края. Юридическими основаниями предоставления всех видов специализированных жилых помещений (по договорам найма или безвозмездного пользования) являются решения собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти либо органов местного самоуправления) или уполномоченных собственниками лиц. Определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 2 ст. 13 Кодекса). Определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п. 4 ст. 14 Кодекса). В соответствии со ст. 99, 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Для всех видов договора найма специализированного жилого помещения установлено ограничение прав нанимателей: наниматель не вправе произвести обмен предоставленного ему специализированного жилого помещения (в том числе на другое специализированное жилое помещение), сдать его в поднаем. Такие жилые помещения не могут быть также переданы нанимателем другому лицу по договорам аренды, доверительного управления и т.п., так как соответствующие правомочия могут принадлежать только собственнику (п. 3 ст. 92 ЖК РФ). С учетом этого, назначение специализированного жилого фонда - целевое, поэтому законодатель установил пределы его использования. При этом, положения ч. 2 ст. 92 ЖК РФ устанавливают, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Собственник спорного жилого помещения, относящегося к специализированному фонду, не принимал решения об изменении статуса жилого помещения и исключения <адрес>, из числа специализированных. Спорное жилое помещение истице было предоставлено в соответствии с действующим законодательством, на основании ее согласия на получение квартиры в специализированном жилом фонде, предоставление которых осуществляется в силу ЖК РФ, только по договорам безвозмездного пользования или найма. Нарушений действующего законодательства при предоставлении истице спорного жилого помещения и заключении с ней договора не имеется. В связи с изложенным просил в иске Малышева Л.Ф. отказать.

В суд сторонами также представлены и судом истребованы в качестве доказательств: предписание № 31/1/1-27; заявление Малышевой Л.Ф.; копия паспорта истца; постановления администрации г. Минусинска от 15.09.10г., от 16.11.07г., от 26.02.99г., от 30.08.95г. с приложением, от 17.11.09г., от 04.08.97г. от 07.05.97г., от 09.11.10г.; сообщение УСЗН администрации г. Минусинска от 01.09.11г.; приказ КУМИ г. Минусинска от 06.09.10г.; акт приема-передачи от 06.09.10г.; решение Красноярского краевого совета народных депутатов № 451 от 25.12.85г.; решения Минусинского городского Совета народных депутатов от 25.12.92г. и от 10.01.89г.; протокол заседания социально-бытовой комиссии от 22.12.88г.; сообщение Правительства Красноярского края от 22.11.10г.; сообщение Министерства социальной политики Красноярского края от 25.08.11г.; реестр; сообщение Минусинской межрайонной прокуратуры от 27.08.11г.; решения Минусинского городского суда от 15.09.11г. и от 09.09.11г.; Устав МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; кассационное определение от 19.10.11г.; контрольный талон к ордеру от 12.01.09г.; финансово- лицевой счет от 21.11.11г.; справки БТИ от 28.11.11г.; ответы Росреестра от 21.11.11г.; счета- квитанции.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает следующее.

В соответствии с требованиями статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 19 ЖК РФ жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделен на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд и индивидуальный жилищный фонд, а также жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

Согласно статье 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 99, 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Жизнедеятельность дома по адресу <адрес>, регламентируется Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Минусинска от 30.08.1995 г. № 455-п, согласно Постановлению администрации г. Минусинска от 15.09.2010 г. № 1602, дом отнесен к муниципальному специализированному жилищному фонду.

В соответствии с постановлением администрации г. Минусинска от 16.11.2007г. жилой дом по <адрес> включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда.

Из Постановления № 3020-п Администрации г. Минусинска от 16.11.2007 г. следует, что в состав муниципального специализированного жилищного фонда включены жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, расположенные по адресу <адрес>. Постановлением № 455-п Администрации г. Минусинска от 30.08.1995 г. утверждено Положение о городском муниципальном жилищном фонде и Положение о специальном доме для одиноких престарелых граждан. Из Положения о специальном доме для одиноких престарелых граждан следует, что специальный дом находится в муниципальной собственности, и входит в состав муниципального жилищного фонда, относится к числу специализированных домов. Согласно п.2.1. Положения о специальном доме для одиноких престарелых граждан, утвержденным постановлением администрации г. Минусинска от 30.08.1995 М 455-п жилая площадь в специальном доме предоставляется одиноким гражданам пенсионного возраста, а также супружеским парам из их числа, состоящим на учете по месту постоянного жительства на улучшение жилищных условий, и имеющие право на первоочередное получение жилой площади, не нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и не страдающим тяжелыми заболеваниями…. Согласно п.2.6 приватизация, дарение, купля-продажа жилых помещений в специальном доме, обмен жилой площади с поселением на ней лиц, не подпадающих под действие Положения, или прописка таких лиц не допускается.

Согласно решению Минусинского районного Совета народных депутатов № 6 от 10.01.89 г. утверждено решение районного Совета ветеранов о выделении Малышева Л.Ф. однокомнатной <адрес> доме ветеранов по адресу <адрес>.

Согласно Постановлению администрации г. Минусинска № 1602-п от 15.09.2010 г. специальные жилые дома для пожилых граждан, по адресу <адрес> отнесены к виду специализированного жилищного фонда, для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно решению исполкома Красноярского краевого совета народных депутатов № 451 от 25.12.85г., было решено осуществить строительство жилых домов для малосемейных престарелых ветеранов войны и труда, в том числе, в г. Минусинске.

Из Решения Минусинского городского совета народных депутатов об обеспечении жильем ветеранов войны и труда № 373 от 25.12.1992 г. следует, что за счет средств субвенций из краевого и местного бюджета, решено построить три 71 квартирных дома для ветеранов войны и труда, достигших пенсионного возраста и не имеющих близких родственников, в связи с целевым использованием жилого фонда в домах для ветеранов, данное жилье считать безордерным и не подлежащим приватизации, в том числе в доме ветеранов по <адрес>.

Согласно реестру объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, с круглосуточным пребыванием людей, расположенных на территории Красноярского края дом по адресу <адрес>, относится к социальному жилому дому.

Согласно Постановлению № 2020-п от 16.11.2007 г. в состав муниципального специализированного жилищного фонда включены жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, и п<адрес>.

Из Устава муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» следует, что оно имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе социально-реабилитационное отделение, расположенное по адресу: <адрес>.

Приказом КУМИ г. Минусинска № 94-орг от 06.09.2010 г. утвержден перечень недвижимого имущества закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Из акта приема-передачи следует, что за МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплено муниципальное имущество: нежилые помещения и по адресу <адрес>. Согласно Постановлению администрации г. Минусинска жилое помещение по адресу <адрес>, переведено в нежилое.

Жилой дом по адресу <адрес> возведен за счет средств субвенций из краевого и местного бюджета, для ветеранов войны и труда, достигших пенсионного возраста и не имеющих близких родственников, и в связи с целевым использованием жилого фонда в домах для ветеранов, данное жилье признано считать безордерным и не подлежащим приватизации, что следует из Решения об обеспечении жильем ветеранов войны и труда № 373 от 25.12.1992 г.. Постановлением № 3020-п Администрации г. Минусинска от 16.11.2007 г. жилой дом по адресу <адрес> включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан, Постановлением администрации г. Минусинска № 1602-п от 15.09.2010 г. специальный жилой дом для пожилых граждан, по адресу <адрес>, отнесен к виду специализированного жилищного фонда, для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Постановлением № 455-п Администрации г. Минусинска от 30.08.1995 г. утверждено положение о городском муниципальном жилищном фонде и положение о специальном доме для одиноких престарелых граждан. Из Положения о специальном доме для одиноких престарелых граждан следует, что специальный дом находится в муниципальной собственности, и входит в состав муниципального жилищного фонда, относится к числу специализированных домов, приватизация, дарение, купля-продажа жилых помещений в специальном доме, обмен жилой площади с поселением на ней лиц, не подпадающих под действие Положения, или прописка таких лиц не допускается.

Анализ вышеприведенных норм закона и представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что правовой режим спорного жилого помещения, препятствует лицам в нем проживающим заключать договоры социального найма жилого помещения, а также препятствует приватизации указанных жилых помещений. Данный вывод суда подтверждается также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Доводы истицы о том, что статус дома по <адрес> в настоящее время утрачен, поскольку дом не соответствует требованиям, предъявляемым к специализированному жилищному фонду, суд во внимание принять не может, поскольку указанный дом строился именно как жилье для ветеранов войны и труда, достигших пенсионного возраста и не имеющих близких родственников, решениями органов местного самоуправления отнесен к виду специализированного жилищного фонда, для социальной защиты отдельных категорий граждан, в доме располагается социально-реабилитационное отделение МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», предметом деятельности которого является том числе и оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, и др. услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании.

Истица вселена в спорное жилое помещение на основании ордера, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, согласно ст. 47 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г.. Данный ордер выдан на основании решения Минусинского районного Совета депутатов от 10.01.89г. № 6 о выделении квартир в доме ветеранов по <адрес>. Таким образом, статус данного дома на момент выдачи ордера и вселении Малышева Л.Ф. в спорную квартиру был определен как специализированный дом для ветеранов. Пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09г. № 14 разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

С учетом изложенного, суд полагает в удовлетворении требований Малышева Л.Ф. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Малышева Л.Ф. к администрации г. Минусинска о признании незаконным статуса специализированного жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан <адрес>, признании за Малышева Л.Ф. право на приватизацию указанного жилого помещения и обязании заключить с Малышева Л.Ф. договор приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения сторонам мотивированного решения.

Председательствующий: