решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Л.А. к администрации г. Минусинска о заключении договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Казакова Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Минусинска о понуждении заключить социальный договор на жилое помещения в доме по <адрес>, мотивируя требования тем, что проживает по адресу: <адрес> 1990 года, более 20 лет Данная квартира была предоставлена бывшему супругу ХВН в декабре 1988 года. В мае 1991 г. она была зарегистрирована в квартире, ХВН был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. До вселения в данную квартиру проживала в служебной квартире по адресу: <адрес>. Квартира была выделена ей по месту работы в СБ г. Минусинска. При переселении в квартиру мужа свою квартиру по <адрес> она сдала. Квартира была предоставлена мужу в качестве служебного жилья. В тот период он работал в Ж. г. Минусинска в качестве слесаря-сантехника. Брак был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, в 2000 году брак был расторгнут. На основании заключения межведомственной комиссии от 20.03.2006 года, дом признан аварийным и подлежащим сносу. Неоднократно обращалась в администрацию г. Минусинска с просьбами, заявлениями о переводе квартиры из разряда служебного жилья и заключении договора социального найма. Однако, получала отказы. Согласно реестру муниципального имущества г. Минусинска объект недвижимого имущества квартира, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрирована в реестре муниципального имущества г. Минусинска за с 30.03.1992 г. На основании Государственного акта на право муниципальной собственности Красноярского краевого Совета народных депутатов от 30.03.1992 г., составленного в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов М. и СП и муниципальную собственность» как объект социальной инфраструктуры. Данных о принадлежности спорной квартиры к специализированному жилому фонду в реестре муниципального имущества нет. Предприятие Ж. в оперативном управлении, которого находилась спорная квартира давно не существует. Полагает, что квартира является муниципальной собственностью и из разряда служебных она выведена. Между администрацией г. Минусинска и ею сложились правоотношения по договору социального найма. В связи с тем, что после прекращения деятельности Ж. истец не заявил иск о ее выселении, она продолжала проживать в квартире, оплачивала коммунальные услуги, следила за состоянием квартиры, производила в квартире косметический и капитальный ремонт. Кроме того, бывший муж ХВН действительно отработал в Ж., однако предприятие Ж. не предъявило иск о выселении в связи с прекращением трудовой деятельности. После прекращения работы ХВН в Ж. прошло 18 лет. Распоряжением от 22.10.2010 г. № Управления социальной защиты населения Администрации г. Минусинска, решением комиссии по рассмотрению заявлений о признании граждан малоимущими от 22.10.2010 г. в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии с Законом Красноярского края от 20.06.2006 г. № «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» она признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье. Просит суд обязать администрацию города Минусинска заключить с ней социальный договор на жилое помещение № в доме по <адрес>.

В судебном заседании истец, представитель истца заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика (л.д. 23) оставил рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда, пояснил, что администрация не может заключить с истцом договор социального найма, т.к. квартира является служебной, дом действительно признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем ряд жильцов, проживавших в указанном доме, были переселены в другие жилые помещения, с заключением с ними договоров социального найма.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ордеру от 04.12.1991 г. ХВН, работник Ж., получил жилую площадь на себя и на семью Казакову Л.А., КИП, по адресу <адрес>, квартира имеет статус служебной (л.д. 7).

Согласно выписке из поквартирной карточки от 04.02.2011 г. (л.д. 8) в квартире по адресу <адрес>, зарегистрированы ХВН, Казакова Л.А.

Из заключения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 20.03.2006 г. в отношении жилого дома по адресу <адрес> (л.д. 9-10) следует, что межведомственная комиссия большинством голосов вынесла заключение о нецелесообразности проведения капитального ремонта и признала жилой дом по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Выписке из Распоряжения Администрации г. Минусинска от 22.10.2010 г. (л.д. 11) Казакова Л.А. признана малоимущей.

Из сообщения администрации г. Минусинска от 09.02.2010 г. (л.д. 13) следует, что указанное Казаковой Л.А. жилое помещение по адресу <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду и является служебным, в связи с чем отказано в заключении договора социального найма.

Согласно сообщению Администрации г. Минусинска от 22.01.2010 г. (л.д. 14) Казаковой Л.А. сообщено о необходимости предоставить ходатайство организации в ведении которой находится жилое помещение по адресу <адрес>

Из ответа Администрации г. Минусинска от 26.09.2005 г. (л.д. 15) следует, что Казаковой Л.А. сообщено о том, что жилое помещение по адресу <адрес>, на основании решения исполкома от 16.11.1988 г., было включено в число служебных квартир ЖК, предоставлено ХВН, ХВН в Администрацию г. Минусинска, об исключении жилого помещения из служебных числа квартир не обращался. Ходатайство об исключении квартиры из числа служебных от администрации МУП «ДОЖ» не поступало.

Согласно свидетельству о расторжении брака (л.д. 16) ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между ХВН и Хрипачевой Л.А., Хрипачевой Л.А. присвоена фамилия Казакова Л.А.

Решением исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов № 360 от 16.11.1988 г. (л.д. 24) решено квартиры № , по <адрес>, утвердить служебными городской ЖК.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Минусинска (л.д. 25) квартира № по ул<адрес>, г. <адрес>, зарегистрирована в реестре муниципального имущества г. Минусинска за № с 30.03.1992 г., на основании Государственного акта на право муниципальной собственности Красноярского краевого Совета народных депутатов от 30.03.1992 г., как объект социальной инфраструктуры.

Согласно выписке из поквартирной карточки № 2390 от 11.10.2011 г. (л.д. 26) в квартире по адресу <адрес> зарегистрированы ХВН, Казакова Л.А.

Из справки Администрации г. Минусинска (л.д. 29) следует, что Казакова Л.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2010 г., номер очереди в едином списке на 01.01.2011 г. – 744.

Решением Минусинского городского от 27.01.2010 г. по делу по иску Казаковой Л.А. к ХВН о расторжении договоров социального найма и служебного найма (л.д.30) в удовлетворении требований Казаковой Л.А. отказано. Решение суда вступило в законную силу 07.02.2010 г.

Решением Минусинского городского суда от 05.05.2011 г. по делу по иску администрации г. Минусинска к ХВН и Казаковой Л.А. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и по встречному исковому заявлению Казаковой Л.А. к администрации города Минусинска обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (л.д.34-39) постановлено: «Выселить ХВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Казакову Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. В удовлетворении исковых требований Казаковой Л.А. к администрации города Минусинска обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать».

Кассационным определением Красноярского краевого суда от 15.06.2011 г. (л.д.31-33) решение Минусинского городского суда от 05.05.2011 г. по делу по иску администрации г. Минусинска к ХВН и Казаковой Л.А. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и по встречному исковому заявлению Казаковой Л.А. к администрации города Минусинска обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, частично отменено, судом постановлено: «Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 5 мая 2011 года в части выселения ХВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Казаковой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, отменить, рассмотреть вопрос по существу и в удовлетворении исковых требований администрации <адрес> к ХВН и Казаковой Л.А. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказать, в остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Решением Минусинского городского суда от 09.06.2010 г. (л.д. 40-41) в удовлетворении исковых требований Казаковой Л.А. к ХВН о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> отказано.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В соответствии с п. 3 ст. 19, ст. 49 ЖК РФ, договор социального найма может быть заключен в отношении жилого помещения, относящегося к жилищному фонду социального использования.

В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Таким образом, судом установлено, что на основании ордера от 04.12.1991 г. ХВН, работник Ж., получил жилую площадь на себя и на семью Казакову Л.А., КИП, по адресу <адрес>, квартира имела статус служебной, при этом сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что квартира по адресу <адрес>, которой Решением исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов от 16.11.1988 г. присвоен статус служебной и квартира, в отношении которой заявлены требования о заключении договора социального найма по адресу <адрес> является одним и тем же жилым помещением.

На основании Государственного акта на право муниципальной собственности Красноярского краевого Совета народных депутатов от 30.03.1992 г., квартира № , по ул. <адрес>, зарегистрирована в реестре муниципального имущества г. Минусинска за с 30.03.1992 г., как объект социальной инфраструктуры, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества г. Минусинска (л.д. 25).

Жилищным кодексом РФ жилищный фонд, в зависимости от целей использования, подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования (ст. 19).

Таким образом, судом установлено, что квартира по адресу <адрес> является муниципальной собственностью с 1992 года, истец была вселена в квартиру на законных основаниях и проживает в ней с 1991 года, на квартиру был открыт финансово-лицевой счет с указанием всех членов семьи, в том числе и истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при включении спорной квартиры в муниципальный жилой фонд, на основании Государственного акта на право муниципальной собственности Красноярского краевого Совета народных депутатов от 30.03.1992 г., был изменен статус указанного жилого помещения со служебного (специализированный жилой фонд) на фонд социального использования, поскольку квартира была включена в реестр муниципальной собственности как объект социальной инфраструктуры, в отношении которого ст. 19, ст. 49 ЖК РФ предусмотрена возможность заключения договора социального найма, в связи с чем, суд критически относится к доводом ответчика о том, что статус жилого помещения с 1988 года не менялся, и администрация г. Минусинска лишена возможности заключения с истцом договора найма на спорную квартиру в силу прямого запрета закона.

В соответствии со ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент включения спорной квартиры в муниципальный жилой фонд, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Таким образом, суд полагает, что с момента включения спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности как объект социальной инфраструктуры, и изменения статуса указанного жилого помещения со служебного (специализированный жилой фонд) на фонд социального использования, у истца и ответчика фактически складываются правоотношения по договору социального найма жилого помещения, в связи с чем, факт признания в 2006 году дома аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о невозможности, по мнению суда, заключения письменного договора социального найма, поскольку по сути, речь идет о восстановлении нарушенных прав нанимателя.

Право истца на обеспечение жилым помещение по договору социального найма подтверждаются постановкой Казаковой Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признании её малоимущей, в связи с чем, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию города Минусинска заключить с Казаковой Л.А. договор социального найма квартиры по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен –23.12. 2011 г.

Решение не вступило в законную силу.