Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 декабря 2011года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего Минкиной М.Т. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Переверзиной Л.А., Шевелевой Г.Ю. к муниципальному учреждению здравоохранения «Минусинская городская детская поликлиника» о взыскании недоплаченной надбавки стимулирующего характера к заработной плате, У С Т А Н О В И Л: Минусинский межрайонный прокурор в интересах Переверзиной Л.А., Шевелевой Г.Ю. обратился в суд с исками к МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» о взыскании недоплаченной надбавки стимулирующего характера к заработной плате, мотивируя требования следующим. Переверзина Л.А. работает в МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» в должности участковой медицинской сестры. Шевелева Г.Ю. работает в МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» в должности участкового врача-педиатра. 10.01.2006 г. с Переверзиной Л.А. и Шевелевой Г.Ю. работодателем в рамках реализации национального проекта «Здоровье» заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 01.03.2002 года, в соответствии с которым Шевелева Г.Ю. и Переверзина Л.А. обязались выполнять объем работ, обусловленный трудовым договором, в пределах установленной нормальной продолжительности рабочего времени с выполнением показателей. За выполнение работ работодатель обязался ежемесячно выплачивать работнику Переверзиной Л.А. персональную надбавку (доплату) стимулирующего характера к заработной плате в размере 5000 руб., Шевелевой Г.Ю. персональную надбавку (доплату) стимулирующего характера к заработной плате в размере 10000 руб. Надбавка выплачивается с применением установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями. Аналогичные дополнительные соглашения заключались 09.01.2007 года и 09.01.2008 года. Таким образом, установленная надбавка стимулирующего характера является частью заработной платы. В ходе, проведенной в мае 2011 года, проверки установлено, что администрацией МБУЗ «МГДП» нарушается одно из основных прав работников Переверзиной Л.А. и Шевелевой Г.Ю. на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, которое закреплено в правовой норме ст. 21 ТК РФ. Так, Постановлением Совета Министров СССР, и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 94 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» установлена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Статьей 21 ТК РФ предусмотрено право работника на своевременное и в полном объеме получение заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда количеством и качеством выполненной работы. Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать работнику заработную плату своевременно и в полном размере. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особо климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особым климатическими условиями. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. На территории Минусинского района к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,3, установленный Постановлением администрации Красноярского края № 311-п от 21.08.1992 года, а также процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы от 10 до 30 процентов, введенная Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 № 794, что в совокупности максимально, работника составляет коэффициент - 1,6 к заработной плате. Из анализа приведенных норм следует, что медицинским работникам, участвующим в реализации национального проекта «Здоровье», стимулирующие выплаты должны производиться с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного администрацией Красноярского края в размере 30%, а также надбавке к заработной плате за непрерывный стаж работы. В нарушение вышеуказанных требований закона надбавку стимулирующего характера к заработной плате медицинских работников муниципальных учреждений, участвующих в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2008 г. выплачивалась без учета процентной надбавки 30% за работу в южных районах Красноярского края и 10% районного коэффициента. Переверзина Л.А. и Шевелева Г.Ю. получали стимулирующую надбавку к заработной плате лишь с учетом районного коэффициента 20%. Согласно расчету, представленному МБУЗ «МГДП», Переверзиной Л.А. недоплачено 71566,41 руб., Шевелевой Г.Ю. недоплачено 143924,4 руб. стимулирующих выплат с января 2006 года по декабрь 2008 года. Согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Бюджетное учреждение отвечает своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с абз. 14 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодатель - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), дополнительную ответственность несет собственник (учредитель). Согласно Уставу МБУЗ «МГДП» является юридическим лицом. Функции ее учредителя выполняет в пределах делегированных полномочий отдел здравоохранения администрации города Минусинска (пункт 1.4 Устава). Учитывая, что у МБУЗ «МГДП» собственных средств на данные выплаты не имеется, соответчиком по данному спору является учредитель Учреждения - отдел здравоохранения администрации города Минусинска. При этом органы местного самоуправления в рамках бюджетных правоотношений праве предъявить требования о возмещении указанных средств из бюджета Красноярского края (статья 132 БК РФ). Просит суд взыскать в пользу Переверзиной Л.А. с МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника»» и в субсидиарном порядке с отдела здравоохранения администрации города Минусинска за счет средств бюджета города Минусинска 71566,41 руб. недоплаченной надбавки стимулирующего характера к заработной плате, в пользу Шевелевой Г.Ю. с МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» и в субсидиарном порядке с отдела здравоохранения администрации города Минусинска за счет средств бюджета города Минусинска 143924,4 руб., недоплаченной надбавки стимулирующего характера к заработной плате (л.д.4, 65 т. 1). Определением суда от 22.09.201г. гражданские дела соединены в одно производство (л.д.117 т.1). В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что поскольку требования о взыскании невыплаченных сумм являются правомерными, то установленный ст. 392 ТК РФ срок применению не подлежит. Истцы Переверзина Л.А., Шевелева Г.Ю. судебном заседание исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, суду пояснили, что о том, что им не доплачивается районный коэффициент им было известно еще в 2008 году до проведения прокурорской проверки, расчетные листки получали ежемесячно, вопрос о недоплате ставили перед руководством на планерке, но им пояснили, что все выплаты производятся в соответствии с законодательством, поэтому они в исками о взыскании сумм недоплаты не обращались. Представитель ответчика - МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» (л.д.58 т. 1) с заявленными исковыми требованиями не согласилась, по 2006 году пояснила, что в соответствии со ст. 9 ФЗ от 22.12.2005 года №171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» финансовое обеспечение государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований дополнительной медицинской помощи являлось расходным обязательством Российской Федерации. Средства, на финансовое обеспечение государственного задания предоставлялись территориальным фондам обязательного медицинского страхования в виде субвенций. В состав субвенций входили средства на денежные выплаты медицинским работникам в размере 10 и 5 тысяч рублей с применением коэффициентов за работу в районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, средства на уплату единого социального налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляли средства субвенций учреждениям здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Учреждения здравоохранения муниципальных образований, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, оформляли трудовые отношения с работниками, заключая дополнительные соглашения к трудовым договорам, в части увеличения объема выполняемой ими работы, в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи и производили выплату надбавки стимулирующего характера в размере, установленном указанным законом. Методика распределения субвенций на финансовое обеспечение государственного задания устанавливалась Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований...государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» были утверждены правила предоставления субвенций, типовая форма договора и методика распределения субвенций. Согласно правил, территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляли средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения после представления последними, бюджетной заявки. Согласно представленной в методике формуле размер субвенций рассчитывался с учетом коэффициента, установленного решениями органов государственной власти СССР. В соответствии с Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30.12.2005 года № 133 «Об утверждении порядка предоставления субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований...» был утвержден порядок предоставления субвенций, а также образец бюджетной заявки учреждения здравоохранения. 31.03.2006 года в МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» поступило официальное письмо Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования «О перечислении денежных средств на дополнительные выплаты за март и на выплату районных коэффициентов», где было указано, что в соответствии с Постановлением государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы... от 21.10.1969 № 421/26 для Минусинского района Красноярского края установлен районный коэффициент 20%. На основании изложенного МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» ежемесячно направляла в Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования утвержденную последними форму бюджетной заявки, с учетом районного коэффициента 20%. Графу о надбавке за стаж: работы в районах Крайнего Севера форма бюджетной заявки не содержала. По 2007-2008 годам пояснила следующее. Нормативные акты 2007-2008 года, а именно: Федеральный закон РФ от 29.12.2006 3 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», Федеральный закон РФ от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 № 825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь...государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.01.2007 № 8 «Об утверждении порядка предоставления субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь..., государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и бюджетных заявок на перечисление субвенций на оплату дополнительной медицинской помощи», Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.01.2008 № 6 «Об утверждении порядка предоставления в 2008 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь..., государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» содержали в себе требования, аналогичные нормативным актам 2006 года, в соответствии с которыми выплаты персональных надбавок стимулирующего характера к заработной плате работников МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» производились также, как в 2006 году. Полагает, что МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» выполняя государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, выплачивая персональную надбавку стимулирующего характера к заработной плате медицинских работников, действовала в рамках, установленных действующими на тот момент законодательством РФ и нормативными актами Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Таким образом, расходные обязательства, по начислению данной надбавки стимулирующего характера несет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, указала, что истцами пропущен предусмотренный законом трех месячный срок для обращения в суд за разрешением трудового спора, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ответчика - отдела здравоохранения администрации города Минусинска (том 1 л.д. 57) с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду дала пояснения аналогичные пояснениям представителя ответчика - МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника», указала, что истцами пропущен предусмотренный законом трех месячный срок для обращения в суд за разрешением трудового спора, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - ТФОМС Красноярского края (том 1 л.д. 205), привлеченный для участия в деле определением от 27.10.2011г. (л.д. 197 т.1), в зал суда не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в отзыве указала, что согласно ст. 9 ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» от 22.12.2005 №171-ФЗ финансовое обеспечение государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований дополнительной медицинской помощи являлось расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год. Средства на финансовое обеспечение государственного задания предоставлялись территориальным фондам обязательного медицинского страхования в виде субвенций. В состав субвенции входили средства на денежные выплаты в размере 10 и 5 тысяч рублей, и определенных указанным законом коэффициентов. При этом, согласно части 4 ст. 9 Закона денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта, участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, в 2006 году, в состав денежных выплат согласно Закону не включается процентная надбавка к заработной плате, а также не предусмотрена выплата районных коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма установлена статьей 10 Федерального закона от 29.12.2006, № 243-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год». С 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» в состав средств, передаваемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования включены на обеспечение государственного задания включены средства на реализацию гарантий, предусмотренных статьями статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 ТК РФ. При этом, выплата процентной надбавки к заработной плате, районных коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2008 году также не предусматривается. Согласно установленному порядку территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляли средства субвенции учреждениям здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Учреждения здравоохранения муниципальных образований, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, оформляли трудовые отношения с работниками, заключая дополнительные соглашения к трудовым договорам, в части увеличения объема выполняемой ими работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи и производили выплату «надбавки стимулирующего характера» в размере, установленном в Законе. ТФОМС Красноярского края по отношению к истцам не является работодателем, а по отношению к МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» не является собственником имущества, то есть не обладает качествами лица, обязанного отвечать перед истцами по предмету заявленного требования. Кроме того, в силу статьи 392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (том 1 л.д. 202-204, том 1 л.д. 212-214). Представитель финансового управления администрации г. Минусинска, привлеченный для участия в деле определением суда от 24.08.2011г. (л.д.97 т. 1) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Свидетель ХГГ суду пояснила, что работает бухгалтером расчетчиком в детской поликлинике и по поручению прокуратуры подготовила расчет невыплаченных сумм. До 2009 года к стимулирующей надбавке выплачивалось 20 %, в настоящее время выплачивается 60 %, выплаты производятся за счет средств ФОМС. Свидетель ГНО суду пояснила, что работает главным бухгалтером в детской поликлинике. До 2009 года к стимулирующей надбавке выплачивалось 20 %, в настоящее время выплачивается 60 %, выплаты производятся за счет средств ФОМС. За период с 2006-2009 год законодательство не менялось, почему с 2009 года начали выплачивать не 20%, а 60% пояснить не может, ими готовятся только списки работников получающих стимулирующую надбавку, которые вносятся в заявку, форма заявки определяется специальной программой, изменить форму заявки не возможно. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцами без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, исходя из следующего: В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Из смысла ст. 315 ТК РФ следует, что районный коэффициент начисляется сверху на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. N 76, в соответствии с п. 13 которого предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Из анализа действующего законодательства следует, что районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер МРОТ. В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 г. № 255 (в последующих редакциях), Приказа Министерства Труда РСФСР от 22 ноября 1990 №3 «об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области социальные гарантии и компенсации в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г.№255 установлено, что к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных на выше указанных территориях (включая южные районы Красноярского края) производят, выплаты процентных надбавок в процентном отношении пропорционально непрерывному стажу работы, но не свыше 30 процентов заработка. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы от 10 до 30 %. Согласно постановлению Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 г. N 393-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 ноября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает г. Минусинск, при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций. Согласно Уставу МБУЗ «МГДП» является юридическим лицом (л.д.14-21, л.д.77-84 т.1), учредителем и собственником имущества является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия учредителя от имени муниципального образования г. Минусинск осуществляет отдел здравоохранения администрации города Минусинска Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 13.07.2011 г. (л.д. 25-30, л.д.88-93 т.1) МБУЗ «МГДП» является действующим юридическим лицом. Из дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой от 15.03.2006 г. (л.д. 7, л.д.41 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой от 09.01.2008 г. (л.д. 6 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой от 09.01.2007 г. (л.д. 7-8, л.д. 42 т. 1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 10.01.2006 г. (л.д.40 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 09.01.2008 г. (л.д. 43 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 11.01.2011 г. (л.д. 48 т. 1) следует, что работник Переверзина Л.А. обязана выполнять дополнительный объем работы, за что работодатель, обязуется ежемесячно выплачивать надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 5000 руб., с применением коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями. Согласно ведомости начисления заработной платы первичному звену МУЗ «МГДП» за 2006 г. (л.д. 11 т.1) участковой медсестре Переверзиной Л.А. за период с января по декабрь 2006 г. начислено 51190,48 руб., 20 % районного коэффициента 10238,10 руб., дополнительные выплаты составили 20476,19 руб. Из ведомости по начислению заработной платы (л.д. 12-13 т.1) следует, что участковой медсестре Переверзиной Л.А. за период с января по декабрь 2007 г. начислено 49764,04 руб., 20 % районного коэффициента 9952,80 руб., отпускные 21557,75 руб., дополнительные выплаты составили 19905,62 руб., выплат к отпуску 7185,92 руб. Из договора о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при его отсутствии соответствующим учреждением здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи от 12.01.2007 г. (л.д. 37-38 т. 1) и договора о выполнении учреждением здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи от 09.01.2008 г. (л.д. 39 т.1) следует, что Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования рассматривает бюджетную заявку МУЗ «МГДП», на предоставление средств на оплату дополнительной медицинской помощи, осуществляет в установленном порядке перечисление Учреждению средств на финансирование дополнительной медицинской помощи до конца месяца, в котором учреждением была подана бюджетная заявка на предоставление указанных средств, использует перечисленные фондом средства в соответствии с их целевым назначением. Из дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 10.01.2006 г. (л.д. 44, л.д. 68 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 15.03.2006 г. (л.д. 45, л.д. 68 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 09.01.2007 г. (л.д. 46, л.д.69 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 09.01.2008 г. (л.д.47 т.1), дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой медицинской сестрой участковой, врача-педиатра участкового от 11.01.2011 г. (л.д. 48т.1) следует, что работник Шевелева Г.Ю. обязана выполнять дополнительный объем работы, за что работодатель, обязуется ежемесячно выплачивать надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10000 руб., с применением коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями. Согласно бюджетной заявке на перечисление субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из бюджета территориального фонда ОМС за январь 2007 г. (л.д. 50 т.1), за январь 2008 г. (л.д. 51 т.1) на надбавку стимулирующего характера к заработной плате начислялся районный коэффициент в размере 1,2, за январь 2009 г. (л.д. 52 т.1), за январь 2010 г. (л.д. 53 т.1), за май 2010 г. (л.д. 55 т. 1) начислялся районный и северный коэффициенты в размере 1,5. Из бюджетной заявки на предоставление дополнительных финансовых средств из краевого бюджета дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными медицинскими сестрами, участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами, врачей общей практики (семейных врачей) на апрель 2010 г. (л.д. 54 т.1), на май 2010 г. (л.д. 56 т.1) следует, что сделан перерасчет в части доплаты коэффициента за работу в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях с 1,2 до 1,3. Согласно ведомости начисления заработной платы первичному звену МУЗ «МГДП» за 2006 г. (л.д. 74 т.1) участковому врачу-педиатру Шевелевой Г.Ю. за период с января по декабрь 2006 г. начислено 102094,87 руб., 20 % районного коэффициента 20418,97 руб., дополнительные выплаты составили 40837,95 руб. Из ведомости по начислению заработной платы (л.д. 75-76 т.1) следует, что участковому врачу-педиатру Шевелевой Г.Ю. за период с января по декабрь 2007 г. начислено 101923,84 руб., 20 % районного коэффициента 20384,76 руб., отпускные 42959,15 руб., дополнительные выплаты составили 40769,54 руб., выплат к отпуску 14319,72 руб. Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истцы Переверзина Л.А. и Шевелева Г.Ю. являются работниками МБУЗ «МГДП», что подтверждается трудовыми договорами от 04.03.2002 г. (том 1 л.д. 8-10, том 1 л.д. 70) и сведениями из трудовых книжек (том 1 л.д. 9-10, том 1 л.д. 71-72) Переверзина (Бертенева) Л.А. принята на работу в МБУЗ «МГДП», на должность участковой медицинской сестры, Шевелева Г.Ю. принята на работу в МБУЗ «МГДП», на должность педиатра отделения № 1. В период с 2006 по 2008 год начисление истцам коэффициента за работу в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях и коэффициента за непрерывный стаж работы к персональной надбавке (доплаты) стимулирующего характера к заработной плате производилось, в нарушение норм действующего законодательства, не в полном объеме, что подтверждается лицевыми счетами о начислении заработной платы, расчетными листками (л.д. 46-62 т.2), в связи с чем, учитывая, что суммы подлежащие выплате истцам в качестве коэффициентов к персональной надбавке (доплаты) стимулирующего характера к заработной плате не начислялись и выплачивались не в полном объеме, между истцами и ответчиками существует спор о праве на данные выплаты, являющиеся составной частью заработной платы. Спор о праве на получение заработной платы или её части является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем, и по такому спору установлен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как установлено в судебном заседании, и не отрицается истцами, они каждый месяц в течение 2006-2008 годов получали расчетные листки с указанием причитающихся им выплат по заработной плате, а кроме того в 2008 году ставили вопрос о не получении процентной надбавки в полном размере перед руководством учреждения. За данный период работы с требованиями о перерасчете заработной платы не обращались, в связи с чем, о предполагаемом нарушении своего права они должны были узнать в момент получения заработной платы в меньшем размере. Согласно ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В силу ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Доводы прокурора о том, что к возникшим правоотношениям не может быть применен трех месячный срок на обращение в суд, в связи с тем, что Переверзина Л.А., Шевелева Г.Ф. являются работниками ответчика и нарушение – невыплата в полном размере процентной надбавки -носит длящийся характер, суд принять во внимание не может, поскольку процентная надбавка к выплатам стимулирующего характера работникам не начислялась в полном размере, а согласно разъяснениям, данным в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в данному случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Как установлено в судебном заседании, и не отрицается истцами, они каждый месяц в течение 2006-2008 годов получали расчетные листки с указанием причитающихся им выплат по заработной плате, в том числе надбавки (доплаты) стимулирующего характера к заработной плате. За данный период работы с требованиями о перерасчете заработной платы не обращались, в связи с чем, о предполагаемом нарушении своего права они должны были узнать в момент получения заработной платы в меньшем размере. Таким образом, судом установлено, что с момента когда истцы узнали о предполагаемом нарушении своего права, срок для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате, истекал в марте 2009 года, по последнему месяцу 2008 года. С исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате истцы обратились 06 июля 2011 года с нарушением предусмотренного ст. 392 ТК РФ трех месячного срока, каких-либо доказательств обращения к работодателю с претензиями относительно невыплаты зарплаты в пределах установленного ст. 392 ТК РФ срока истцом не представлено, доказательств уважительности причин пропуска срок для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что в трехмесячный срок с того момента, когда истцы достоверно узнали о нарушении своего права, они в установленном законом порядке иск не предъявила. Таким образом, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске в соответствии с абзацем вторым пункта 2 ст. 199 ГК РФ. С учетом представленных сторонами доказательств, (при этом судом сторонам разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ) которые были всесторонне исследованы в судебном заседании, суд считает, что истцами не представлено доказательств соблюдения сроков на обращение в суд и уважительности причин его пропуска. Ходатайств о восстановлении срока для обращения в суд за защитой нарушенного права истцами заявлено не было. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцы Переверзина Л.А., Шевелева Г.Ю. пропустили без уважительных причин срок для обращения в суд за защитой своих нарушенных трудовых прав, поэтому в иске следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора поданных в интересах Переверзиной Л.А., Шевелевой Г.Ю. к муниципальному учреждению здравоохранения «Минусинская городская детская поликлиника» о взыскании недоплаченной надбавки стимулирующего характера к заработной плате отказать, в связи с пропуском срока для обращения в суд. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме. Председательствующий: Полный текст решения изготовлен –28.12.2011 г. Решение не вступило в законную силу.
при секретаре Ениной Т.Е.