Решение Минусинского городского суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2012 года город Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Зданович Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курго С.А. к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе об установлении права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

истица предъявила в суде иск к ГУ УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе, отказавшему ей в назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, мотивируя свои требования тем, что 22 июня 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением комиссии по назначению пенсии УПФ г. Минусинска ей отказано, в связи с тем, что, по мнению стороны ответчика, период ее работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом д. <данные изъяты> МУЗ «<данные изъяты>» с 09 марта 1989 года по 16 июня 2007 года не включается в льготный стаж, так как должность – «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» не предусмотрена «Списком профессий, должностей, работ и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствие с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В указанный период она занималась лечебно-профилактической деятельностью и первой неотложной помощью. Просила обязать ответчика назначить пенсию с 22 июня 2011 года.

В ходе рассмотрения дела по существу 27 января 2012 года истца требования уточнила, просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в числе указанного в иске периода, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.02.1991 года по 02.01.1992 года и на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании истица требования поддержала, пояснила, что в период с 09 марта 1989 года по 16 июня 2007 года она являлась единственным медицинским работником фельдшерско-акушерского пункта д. <данные изъяты>, выполняла работу фельдшера, а не только руководящую работу, относилась к среднему медицинскому персоналу. Считает, что ее работа должна оцениваться по ранее действовавшему законодательству. Также с 16 июня 2007 года по 20 апреля 2008 года истица работала фельдшером выездной бригады скорой помощи «<данные изъяты>», а с 28 апреля 2008 года по настоящее время работает заведующей ФАП п. <данные изъяты> в МБУЗ «<данные изъяты>». В соответствии с должностной инструкцией в обязанности истицы входило не только руководство работой ФАП, но и оказание доврачебной медицинской помощи населению на территории ФАП – ведение амбулаторного приема, приема больных на дому, оказание неотложной врачебной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, проведение лабораторных исследований, лечебного массажа, физиотерапевтических процедур. В штат ФАП входила заведующая и санитарка на 0,5 ставки, следовательно, как считает истица, вся лечебная работа выполнялась истицей. Кроме того, истица просила суд включить в льготный стаж работы период нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.02.1999 года по 30.03.1999 года, с 23.01.2005 года по 02.04.2005 года с 09.02.2010 года по 21.04.2010 года, так как прохождение этих курсов обязанность медицинского работника, а не его право и в случае уклонения от прохождения указанных курсов работник может быть отстранен от работы.

Представитель ответчика по доверенности Рамбургер О.А. иск не признала, пояснила, что наименование должности истцы в период 1989-2007 годы не соответствует Списку, утвержденному для досрочного назначения пенсии. Также не подлежит в включению в стаж работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, так как должность с которой истица ушла в отпуск не является предусмотренной списком. Курсы повышения квалификации не подлежат включения в стаж в связи с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Курго С.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и 30 лет в городах и сельской местности, независимо от возраста (ст. 28 ч.1 п.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

В соответствии со ст. 28 этого Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»…», что Список и Правила применяются в отношении лечебной деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях.

Из копии трудовой книжки Курго С.А. (л.д. 6-7) следует, что истца была принята на работу в 09 марта 1989 года на должность заведующей <данные изъяты> ФАП, фельдшером <данные изъяты> центральной районной больницы, где была переведена на должность заведующей фельдшерско-акушерского пункта, фельдшером на 0,5 ставки д. <данные изъяты> 01 июня 2007 года и 16 июня 2007 года была переведена на должность фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи
<данные изъяты> центральной районной больницы. С 28 апреля 2008 года работает заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в п. <данные изъяты> МУЗ «<данные изъяты>», где продолжает работать по настоящее время.

Разрешая требования истцы по включению в специальный стаж периода работы с 09 марта 1989 года по 16 июня 2007 года в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом д. <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> края суд приходит к выводу об их обоснованности в части по следующим основаниям.

Согласно справки МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» от 23.08.2010 года № (л.д. 8) истица была принята на должность заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом с 09.03.1989 года и работала на 1 савку до 01.06.2007 года на указанной должности, затем на 0,5 ставки работала в указанной должности до момента перевода (с 16 июня 2007 года) фельдшером выездной бригады в отделении скорой медицинской помощи.

Также Гл. врач МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» (л.д. 9) сообщил суду, что <данные изъяты> фельдшерско-акушерский пункт являлся структурным подразделением <данные изъяты> центральной районной больницы и обслуживал сельское население. ФАП д. <данные изъяты> расположен в <данные изъяты> районе Красноярского края и относится к сельской местности.

Согласно сведений сельской администрации (л.д. 11) штат <данные изъяты> ФАП <данные изъяты> района <данные изъяты> края финансировался из бюджета <данные изъяты> сельсовета с января 1989 года по декабрь 2005 года и состоял из заведующей ФАП – ставка и 0,5 ставки санитарки. За указанный период штатное расписание не менялось. Данные сведения также подтверждаются штатным расписанием (л.д. 88-95)

Факт работы истицы в указанный период на должности заведующей <данные изъяты> ФАП подтверждается выписками из приказов, копиями приказов и личной карточкой истицы (л.д. 26-31, л.д. 37, 38) и не оспаривается сторонами, в том числе представителем ответчика.

Образование по специальности «фельдшерская» подтверждается выданным истице в 1989 году дипломом с отличием <данные изъяты> (л.д. 32).

Истица имеет несколько благодарственных писем и грамот (л.д. 39-41), которые получила как фельдшер <данные изъяты> ФАП.

В подразделе 1 "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения" раздела II "Врачи и другие медицинские работники" Перечня от 17.12.1959 г. № 1397 в числе учреждений предусмотрены ФАПы, в числе должностей - фельдшеры.

В соответствии с п. 3 Положения от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитываются работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.

Должность истицы - заведующий - относилась к руководящим должностям среднего медицинского персонала, учреждение - ФАП к учреждениям органов здравоохранения.

Факт наличия у истицы специального медицинского образования установлен в судебном заседании и не оспаривался сторонами.

В <данные изъяты> фельдшерско-акушерском пункте истица была единственным медицинским работником, что ответчиком не оспаривалось, следовательно, она выполняла обязанности по всем направлениям деятельности ФАПа, определенным в Положении о ФАПе, утвержденном приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 года № 1000 и приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566.

В соответствии с указанным приказами, в ФАП имелись должности: заведующего ФАПом - фельдшера, акушерки, медсестры, санитарки. Данными приказами утверждено Положение о фельдшерско-акушерском пункте и Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, в соответствии с которым заведующий выполнял не только руководящие функции, но и непосредственно осуществлял лечебную деятельность, оказывал доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта, вел амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте и на дому, оказывал первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, своевременно направлял больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения, выполнял врачебные назначения, проводил простейшие лабораторные исследования, лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия и др.

Так, в период работы истицы в должности заведующей <данные изъяты> ФАП Советом Министров РСФСР были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 6 сентября 1991 года согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием № 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Доводы представителя ответчика о том, что должности "заведующий ФАП" не дополнены наименованием специальности, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска Курго С.А.. Учитывая, что в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", и ранее принятыми Номенклатурами, наименование должности "заведующий" дополнялось наименованием соответствующей медицинской специальности, фактически истица принималась на работу и выполняла работу заведующей ФАП с одновременным осуществлением лечебной деятельности по всем направлениям деятельности этого ФАП.

При оценке пенсионных прав истицы, суд считает, что, поступая на работу соответственно в 1989 году на должность заведующей ФАП, истица обоснованно полагала, что период ее работы в этом учреждении подлежит включению в специальный стаж в соответствие с Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Право на включение спорного периода в льготный стаж истица приобрела в период действия этого нормативного акта. До приведения системы пенсионного обеспечения в полное соответствие с пенсионным законодательством РФ, лица обязаны иметь равные права на пенсионное обслуживание. Исключение указанного периода работы из льготного стажа в настоящее время ставит истицу в неравные пенсионные права с другими лицами.

В соответствие с пунктом 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года, учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Период работы истицы в фельдшерском пункте д. <данные изъяты> <данные изъяты> района проходил в сельской местности, поэтому период работы до 1 ноября 1999 года может исчисляться в льготном порядке, то есть как 1 год 3 месяца за 1 год работы.

В связи с тем, что период работы истицы в указанной должности – заведующая ФАП подлежит включению в специальный стаж суд считает обоснованными требования истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком до достижения 1,5 лет с 01.02.1991 года по 02.01.1992 года, так как сам факт нахождения в отпуске подтвержден материалами дела (л.д. 9, 37, 38).

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (действовавшего в оспариваемые сторонами периоды) время нахождение женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в льготный стаж.

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25 сентября 1992 в статью 167 КЗоТ РФ внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно письма Минтруда России от 1 января 1994 года № 554-кв эти периоды до 06 октября 1992 (т.е. до вступления в действие указанного Закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Закон РФ от 25 сентября 1992 N 3543-1 утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

В силу ст. 12 КЗоТ РСФСР, ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действия.

В соответствии с п. 21 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.96 г. № 5, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.96г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Период нахождения истицы в указанных отпусках по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, на основании постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 156/10-30 от 06 июля 1982 года "О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22 августа 1989 года "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", п. 7 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет". Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения подобных отпусков в связи с отсутствием подтверждения отнесения должности истицы к среднему медицинскому персоналу суд полагает, не основаны на Законе.

Суд со ссылкой на положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18,19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения и возможность реализации гражданином приобретенных на основе действующего законодательства прав, приходит к выводу о наличии оснований для зачета в специальный стаж истицы периода ее нахождения в указанных отпусках с 01 февраля 1991 года по 02.01.1992 года (всего 11 месяцев 2 дня).

Суд считает обоснованными требования истицы о включении в стаж работы периодов её нахождения на курсах повышения квалификации с 01.02.1999 года по 30.03.1999 года, с 23.01.2005 года по 02.04.2005 года с 09.02.2010 года по 21.04.2010 года и подлежащими удовлетворению.

Стороной ответчика сам факт нахождения истицы на указанных курсах в указанное время не оспаривается, кроме того, данный факт подтверждается материалами дела (л.д. 32-36).

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации (у истицы всего 6 месяцев 22 дня) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Суд считает необходимым согласиться с доводами стороны ответчика о невозможности включения в специальный стаж в льготном исчислении периода работы истицы на 0,5 ставки в должности заведующей <данные изъяты> ФАП с 01.06.2007 года по 15.06.2007 года, так как условие о подтверждении выполнения требуемого объема работы в должностях, предусмотренных Списком от 29.10.2002 № 781 (медицинские работники), предъявляется за периоды, начиная с 01.11.1999. Кроме того, ответчиком было обосновано отказано во включении периода с 21 марта 2007 года по 23 марта 2003 года – отпуск без сохранения заработной платы.

Ответчик в бесспорном порядке включил в специальный стаж истцы на момент обращения истцы 4 года 1 месяц 5 дней на дату обращения 10 октября 2011 года. При включении в льготный стаж истцы спорных периодов продолжительностью соответственно 2 года 4 месяца 14 дней (с 09.03.1989 года по 31 января 1991 года), периоды с 03 января 1992 года до 21 марта 2007 года и с 23 марта 2007 года по 31 мая 2007 года, а также включенные судом в специальный стаж 11 месяцев 2 дня и 6 месяцев 22 дня, на указанную истицей дату в исковых требованиях – 22 июня 2011 года специальный стаж истцы составляет менее 25 лет, необходимых для досрочного назначения пенсии.

Суд не может выйти за рамки исковых требований по данному гражданскому делу.

На основании изложенного суд считает необходимым отказать истице в удовлетворении требований о понуждении ответчика назначить пенсию с 22 июня 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Курго С.А. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения периоды ее работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом д. <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> края с 09 марта 1989 года по 31 января 1991 года, с 03 января 1992 года до 21 марта 2007 года и с 23 марта 2007 года по 31 мая 2007 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01 февраля 1991 года по 02.01.1992 года, периоды нахождения в на курсах повышения квалификации с 01.02.1999 года по 30.03.1999 года, с 23.01.2005 года по 02.04.2005 года с 09.02.2010 года по 21.04.2010 года, в удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 06 февраля 2012 года