решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием: прокурора Оловниковой Г.А.,

представителя заявителя Бахова А.О.(доверенность от 06.02.12г.),

представителя заинтересованного лица Боковой И.А. ( решение от 27.12.11г.),

представителя заинтересованного лица Маликова В.Н. ( решение от 16.12.10г.) и

представителя заинтересованного лица Шимохиной О.А.( доверенность от 18.01.12г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова Г.Н. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Г.Н. обратилась в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии № 8 г. Минусинска № 5/22 от 28.01.12г. об отказе в регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 и обязании окружной избирательной комиссии № 8 г. Минусинска(далее по тексту ОИК-8) зарегистрировать Кузнецова Г.Н. кандидатом в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8.

Свои требования в заявлении и в судебном заседании через своего представителя по доверенности Бахова А.О. мотивирует следующим.

Решением Минусинского городского совета депутатов № 38-317р от 09.12.11г. были назначены выборы депутатов Минусинского городского совета депутатов пятого созыва.

Оспариваемым решением ОИК- 8 г. Минусинска ей было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8. Основаниями принятого решения послужили следующие обстоятельства.

При указании сведений о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей- П, в подписных листах №№ 15, 17, 18 указал орган, выдавший ему паспорт следующим образом: УФМС г. Минусинска, вместо полного наименования органа- отдел УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе.

Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.02г.: « Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.».

Из указанного сокращения нетрудно сделать вывод, что органом, выдавшим паспорт, является именно отдел УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе. В связи с изложенным, указанные обстоятельства не могут служить основаниями для признания недействительными подписей избирателей в строках 1,2 подписного листа № 15, в строке 1 подписного листа № 17 и в строке 1 подписного листа № 18.

Кроме того, при указании сведений о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей- П, в подписных листах №№ 15 и 18 ошибочно указал в дате выдачи паспорта вместо цифры «5» в указании месяца цифру «6», в подписном листе № 16 ошибочно не указал дату выдачи паспорта. При этом, лицо, осуществлявшее сбор подписей не преследовало цель сокрытия сведений о дате выдачи паспорта, так как на других подписных листах дата выдачи паспорта им была указана. В данных случаях П была допущена техническая ошибка, обнаружение которой не может повлечь за собой никаких правовых последствий.

Согласно пункту 1.1 статьи 29 Закона Красноярского края № 8-1411 от 02.10.03г. « О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»: «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.».

Согласно данной норме права ей 27.01.12г. в ОИК-8 было представлено заявление о внесении дополнений в протокол об итогах сбора подписей избирателей; данные дополнения устраняли обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения. Срок представления данных дополнений соответствовал требованиям указанной выше нормы права; однако, ОИК-8 было принято решение об отказе во внесении изменений в протокол об итогах сбора подписей избирателей.

На основании вышеизложенного, просит отменить решение окружной избирательной комиссии № 8 г. Минусинска № 5/22 от 28.01.12г. об отказе в регистрации Кузнецова Г.Н. в качестве кандидата в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 и обязать окружную избирательную комиссию № 8 г. Минусинска зарегистрировать Кузнецова Г.Н. кандидатом в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8.

Заинтересованное лицо- ОИК-8 г. Минусинска, действующее через своего представителя Бокову И.А. полагала необходимым принять решение по делу в соответствии с требованиями закона, отказав в удовлетворении заявления, мотивировав свою позицию следующим. Решением Минусинского городского совета депутатов № 38-317р от 09.12.11г. были назначены выборы депутатов Минусинского городского совета депутатов пятого созыва; Кузнецова Г.Н. уведомила ОИК-8 о выдвижении своей кандидатуры в порядке самовыдвижения 17.01.12г., представив для этого необходимые документы. Согласно статье 25 Закона края № 8-1411 от 02.10.03г. самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона края количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного округа. В данном случае 1% составляет 46 подписей; представлено должно быть от 46 до 51 подписи избирателей. Кузнецова Г.Н. было представлено 18 подписных листов, содержащих 51 подпись; рабочей группой по приему подписных листов было принято решение проверить все представленные подписи, представленные Кузнецова Г.Н.. В ходе проведения такой проверки у членов рабочей группы возникли сомнения в достоверности сведений в указании даты выдачи паспорта и указании органа, выдавшего паспорт гражданина РФ сборщику подписей П. Были выявлены указанные заявителем недостоверные сведения в указании даты выдачи паспорта и указании органа, выдавшего паспорт гражданина РФ сборщику подписей П на подписных листах 15-18. Данные недостоверные сведения явились основанием для признания недействительными подписей избирателей: на подписном листе 15- 3 подписей, на листе 16- 2, на листе 17- 2, на листе 18- 3. Также у членов Рабочей группы возникли сомнения в собственноручности внесения дат подписей избирателями в подписных листах. Согласно экспертному заключению № 281039 от 25.01.12г. в подписном листе № 15 в строке 3, в подписном листе № 17 в строке 3, в подписном листе № 18 в строках 2, 3, даты внесения подписей избирателями вероятно выполнены сборщиком подписей. Учитывая то, что вывод эксперта не являлся категоричным, указанные подписи не были признаны рабочей группой недействительными. По итогам проверки подписей был составлен протокол проверки подписных листов, согласно которому из 51 подписи действительными и достоверными признана 41 подпись. 10 подписей избирателей были признаны недействительными на основании требований подпунктов «з» и «е» пункта 10 статьи 29 Закона края, что составляет 19,6 % от общего количества подписей, представленных для регистрации Кузнецова Г.Н. в качестве кандидата в депутаты Минусинского городского совета. Иных претензий к представленным для регистрации в качестве кандидата в депутаты Кузнецова Г.Н. документам и иных оснований для отказа в регистрации Кузнецова Г.Н. качестве кандидата не имеется. Учитывая изложенное, полагает обжалуемое решение законным, заявление Кузнецова Г.Н. не подлежащим удовлетворению.

Заинтересованное лицо- ТИК г. Минусинска, действующее через своего представителя Маликова В.Н., согласилось с позицией ОИК-8 по делу, полагая действия ОИК-8 законными и обоснованными.

Заинтересованное лицо- Администрация г. Минусинска, действующее через своего представителя Шимохину О.А., полагало принять решение по делу в соответствии с требованиями закона.

В суд также представлены и судом истребованы следующие доказательства: Устав г. Минусинска; решение Минусинского городского совета депутатов № 38-317р от 09.12.11г.; решения № 5/22 от 28.01.12г; № 5/21 от 28.01.12г; № 18/92 от 27.12.11г; № 18/93 от 27.12.11г., № 2/9 от 02.01.12г., № 124/719 от 16.12.10г.; заявление от 27.01.12г.; письменные подтверждения от 17.01.12г., от 23.01.12г.; протокол от 23.01.12г.; подписные листы №№ 15- 18; ответ УФМС от 25.01.12г.; заключение эксперта от 25.01.12г.; итоговый протокол и ведомость от 25.01.12г..

Выслушав представителя заявителя, заинтересованных лиц и прокурора Оловникову Г.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

При разрешении заявлений по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований( пункт 3 статьи 246 ГПК РФ).

Анализируя установленные обстоятельства и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно требований статьи 25 Закона края № 8-1411 от 02.10.03г. самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона края количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного округа. Согласно пункту 3 статьи 29 Закона края в данном случае представлено должно быть от 46 до 51 подписи избирателей. Кузнецова Г.Н. было представлено 18 подписных листов, содержащих 51 подпись; рабочей группой по приему подписных листов было принято решение проверить все представленные подписи, представленные Кузнецова Г.Н..

В ходе проведенной проверки было установлено что при указании сведений о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей- П, в подписных листах №№ 15, 17, 18 указал орган, выдавший ему паспорт следующим образом: УФМС г. Минусинска, вместо полного наименования органа- отдел УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе; также, при указании сведений о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей- П, в подписных листах №№ 15 и 18 указал в дате выдачи паспорта вместо цифры «5» в указании месяца цифру «6», в подписном листе № 16 не указал дату выдачи паспорта.

Согласно заключению эксперта от 25.01.12г. в подписном листе № 15 в строке 3, в подписном листе № 17 в строке 3, в подписном листе № 18 в строках 2, 3, даты внесения подписей избирателями вероятно выполнены сборщиком подписей.

По итогам проверки подписей был составлен протокол проверки подписных листов, согласно которому из 51 подписи действительными и достоверными признана 41 подпись. 10 подписей избирателей были признаны недействительными на основании требований подпунктов «з» и «е» пункта 10 статьи 29 Закона края, что составляет 19,6 % от общего количества подписей, представленных для регистрации Кузнецова Г.Н. в качестве кандидата в депутаты Минусинского городского совета.

Согласно требований подпункта «з» пункта 10 статьи 29 Закона края недействительными считаются: «все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.».

Согласно требований подпункта «е» пункта 10 статьи 29 Закона края недействительными считаются: «подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи».

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона № 67- ФЗ: «Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.».

Согласно требований пункта 5 статьи 38 Федерального закона № 67- ФЗ: « Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.».

В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона края: «При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.».

Оценивая допущенные при составлении подписных листов №№ 15- 18 нарушения, суд полагает следующее.

По мнению суда, допущенные нарушения не могут являться основаниями для признания подписей недействительными.

Так, указание П, в подписных листах №№ 15, 17, 18 органа, выдавшего ему паспорт следующим образом: УФМС г. Минусинска, вместо полного наименования органа- отдел УФМС России по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе не может быть расценено как неполнота сведений о лице. По мнению суда, орган выдавший паспорт лицом, осуществлявшим сбор подписей, был указан, было неправильно указано его наименование, что не может расцениваться судом, как неполнота сведений о лице.

Указание П, в подписных листах №№ 15 и 18 в дате выдачи паспорта вместо цифры «5» в указании месяца цифры «6», расцениваются судом, как технические ошибки и, не могут быть расценены судом, как указание сведений о лице не в полном объеме, при наличии всех иных данных о паспорте данного лица.

Не указание П, в подписном листе № 16 даты выдачи паспорта, расценивается судом, как указание сведений о лице не в полном объеме. Однако, на подписном листе содержится две подписи, признание которых недействительными не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

Заявителем 27.01.12г. было подано в ОИК-8 заявление об уточнении и дополнении соответствующих сведений, эти сведения были проверены путем направления запроса в отдел УФМС РФ по г. Минусинску и Минусинскому району.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что допущенные при составлении подписных листов технические ошибки не могли служить основанием для признания содержащихся в них подписей недействительными, на основании подпункта «з» пункта 10 статьи 29 Закона края.

Наличие же неполноты сведений в подписном листе № 16 также не является таковым основанием, так как данный лист содержит всего две подписи избирателей.

Кроме того, оценивая заключение эксперта от 25.01.12г., суд приходит к выводу, что данное заключение содержит в себе вероятностное суждение, в связи с чем, не может служить основанием для признания данных четырех подписей(в подписном листе № 15 в строке 3, в подписном листе № 17 в строке 3, в подписном листе № 18 в строках 2, 3) недействительными.

Таким образом, суд полагает применение подпункта «е» пункта 10 статьи 29 Закона края к вышеуказанным подписям необоснованным.

Таким образом, суд полагает, что доводы заявителя о том, что обжалуемое решение является незаконным является обоснованным.

Также, суд полагает, что предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67- ФЗ и пунктом 5 статьи 24 Закона Красноярского края № 8-1411 от 02.10.03г. « О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» условия и порядок выдвижения в качестве кандидата в депутаты ККузнецова Г.Н. были соблюдены в полном объеме.

Суд также полагает, что оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67- ФЗ, в отношении Кузнецова Г.Н. не имелось.

При таких условиях, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Кузнецова Г.Н. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии удовлетворить.

Отменить решение окружной избирательной комиссии № 8 г. Минусинска № 5/22 от 28.01.12г. об отказе в регистрации Кузнецова Г.Н. в качестве кандидата в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 и обязать окружную избирательную комиссию № 8 г. Минусинска зарегистрировать Кузнецова Г.Н. кандидатом в депутаты Минусинского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 5 дней со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий: