Дело № 2-1692/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года г.Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего Лощакова Д.В. при секретаре Козловской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Возмилова А.В. к администрации г.Минусинска о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор в интересах Возмилова А.В. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил признать незаконным бездействие по непредоставлению жилого помещения Возмилову А.В. и обязать ответчика приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 11 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Возмилову А.В.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Возмилова А.В. в рамках исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Возмилов А.В. 11.09.1987 года рождения с раннего детства остался без попечения родителей, его мать умерла 24.07.1997г., отец лишен в отношении него родительских прав решением Минусинского городского суда от 30.12.2002г.. Постановлением администрации г.Минусинска № 546-п от 12.11.1997г. над Возмиловым А.В. установлена опека. Согласно гарантийному письму № 267 от 20.03.2003г. администрация г.Минусинска гарантировала постановку Возмилова А.В. на учет в отдел по учету и распределению жилья по внеочередному списку. До достижения 23 лет Возмилов А.В., поскольку собственного жилья не имел, обратился в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет для предоставления жилья вне очереди, собрал и предоставил все необходимые документы, однако получил от Министерства образования и науки Красноярского края отказ в постановке на учет по причине того, что проживает не на территории Красноярского края. Поскольку сирота Возмилов А.В. был выявлен исполнительным органом местного самоуправления - администрацией г.Минусинска, она обязана в соответствии с законодательством обеспечить Возмилова А.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В ходе рассмотрения дела Минусинский межрайонный прокурор исковые требования уточнил, просил предоставить Возмилову А.В. изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м., мотивируя тем, что 02.08.2011г. Минусинским городским Советом депутатов было принято решение №3-281р, которым норма предоставления жилья в муниципальном образовании г.Минусинск детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения была увеличена до 30 кв.м.. В судебном заседании прокурор Чекамеева А.В. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Возмилов А.В. исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что родился в <адрес> Республики Хакасия, где проживала его мать и ее родственники, затем с родителями переехал для проживания в <адрес> Красноярского края, посещал там детский сад и начальную школу. Когда ему исполнилось 10 лет его мать умерла, отец его воспитанием не занимался и был лишен родительских прав. Истец, оставшись без попечения родителей, с 1997 года стал проживать у своей бабушки К. в <адрес> РХ, решением главы г.Минусинска она была назначена его опекуном. В данной квартире также проживает бабушкина дочь - его тетя и ее дети. В 2007 году истец окончил Абаканский политехнический колледж, получил специальность бухгалтер-экономист. С этого времени он узнал, что имеет право на внеочередное получение жилья, в связи с чем обратился в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г.Минусинска для постановки на учет для получения жилого помещения и предоставил все требуемые документы, однако в постановке на учет ему Министерством образования и науки Красноярского края было отказано в связи с тем, что он проживает не на территории Красноярского края. Представитель ответчика администрации г.Минусинска Малей И.Ф. исковые требования не признала. Суду пояснила, что органы местного самоуправления могут отвечать за реализацию какой либо обязанности только в случае если они наделены в установленном законом порядке соответствующими полномочиями. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено в соответствии с законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ осуществляемые ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии с положениями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и жилищного законодательства, обязанность предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение указанной категории детей возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом местное самоуправление также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются в пределах и за счет средств субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Учитывая указанное, бездействия со стороны Администрации не имеется, поскольку у ответчика нет соответствующих полномочий и необходимых для их реализации материальных и финансовых средств. Администрация г.Минусинска по данному делу является не надлежащим ответчиком, поскольку отказано в постановке на учет истцу было Министерством образования и науки Красноярского края, которое должно быть ответчиком по данному делу. Так как истцу было отказано в постановке на учет, соответственно денежные средства в бюджет муниципального образования на приобретение ему жилья выделены не были, в связи с этим жилье должно быть приобретено за счет средств краевого бюджета. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края Малицкая С.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Возмилов А.В. 11.09.1987 года рождения остался без попечения родителей. Его мать Возмилова Е.А. умерла 29.07.1997г., отец Возмилов В.М. решением Минусинского городского суда от 30.12.2002 года был лишен в отношении него родительских прав. Постановлением Калининского сельсовета <адрес> Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ попечителем Возмилова А.В. была назначена его бабушка К., у которой он проживал в д.Чапаево <адрес> Республики Хакасия. Согласно гарантийному письму № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> гарантировала районному отделу образования <адрес> постановку Возмилова А.В. по достижению им совершеннолетия на учет для предоставления жилья по внеочередному списку. 27.06.2007г. Возмилов А.В. окончил ГОУ СПО «Хакасский политехнический колледж» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». ДД.ММ.ГГГГ истец заключил брак, у него родился сын Возмилов Р.А.. До достижения 23 лет истец обратился в администрацию г.Минусинска с заявлением для постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье, его документы были направлены в Министерство образования и науки Красноярского края, однако решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края от 21.10.2010г. Возмилову А.В. было отказано в постановке на учет в связи с тем, что он не проживает на территории Красноярского края. В настоящее время собственного жилья Возмилов А.В. не имеет, проживает с супругой и малолетним ребенком у родителей супруги. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельствами о рождении Возмилова А.В., о смерти Возмиловой Е.А., решением Минусинского городского суда от 30.12.2002г. о лишении Возмилова В.М. родительских прав, постановлением МО Калининского сельсовета <адрес> Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении попечителя, справками ГУП РХ УТИ и Калининского сельсовета РХ об отсутствии жилого помещения у истца на территории <адрес>, гарантийным письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дипломом об окончании Возмиловым А.В. ГОУ СПО «Хакасский политехнический колледж», свидетельствами о заключении брака, рождении ребенка, ответом Министерства образования и науки Красноярского края № 9316/и от 09.12.2010г. об отказе в признании истца нуждающимся в жилом помещении, в связи с тем, что он выявлен проживающим на территории РХ, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма». В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 ( в ред. Закона от 11.11.2010г. № 11-5201) "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" администрация г.Минусинска наделена на 2010-2011 годы государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ от 27.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006г., достижение лицом вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, то, что с заявлением о предоставления жилья Возмилов А.В. обратился еще до достижения им 23 лет, суд приходит к выводу, что бездействие администрации г.Минусинска, выразившееся в своевременном непринятии мер по обеспечению Возмилова А.В. жилым помещением является незаконным. Доводы представителя ответчика о том, бездействия со стороны ответчика не имелось, суд считает необоснованными, поскольку администрация г.Минусинска является исполнительным органом, на которую в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению вне очереди жилой площадью истца, однако эта обязанностей ею до настоящего времени не исполнена, жилое помещение Возмилову А.В. не предоставлено. Факт проживания Возмилова А.В. в настоящее время на территории Хакасии, по мнению суда, также не может являться основанием для отказа в постановке его на учет и предоставлении жилья на территории г.Минусинска поскольку, как установлено судом, первоначально Возмилов А.В. находился под опекой администрации г.Минусинска, она гарантировала постановку его на учет в связи с чем с заявлением о постановке на учет по месту своего жительства в Хакасии Возмилов А.В. не обращался, что подтверждается ответом Министерства образования и науки Республики Хакасия № 100-3655 от 26.07.2011г.. Согласно ответа администрации Усть-Абаканского района Хакасии № 1192 от 29.07.2011г. истец является лицом, оставшимся без попечения родителей. Управлением образования района был направлен запрос ответчику о постановке Возмилова А.В. на учет для получения жилья по списку внеочередников и администрация г.Минусинска своим письмом гарантировала постановку его на учет для предоставления жилья. В приватизации на территории района Возмилов А.В. не участвовал, жильем не обеспечивался. Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м.. С учетом изложенного, суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить и обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Возмилову А.В.. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска по необеспечению Возмилова А.В. жилым помещением. Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Возмилову А.В.. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Решение в окончательной форме изготовлено 03.10.2011г.