Дело № 2-419/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года г.Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего Лощакова Д.В. при секретаре Козловской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Эповой Ю.В. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор в интересах Эповой Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Эповой Ю.В. в г.Минусинске не ниже социальной нормы и обязать приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Эповой Ю.В.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Эпова Ю.В. является лицом из числа детей-сирот, с раннего детства осталась без попечения родителей, в 2005 году её мать умерла, в 2007г. отец лишен в отношении нее родительских прав. После смерти матери Эпова Ю.В. была помещена в ЦСРН «Лучик» г.Минусинска, затем в 2007г. на основании постановления администрации г.Минусинска определена в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. В период с 01.09.2007г. по 30.06.2010г. обучалась в КГОУ НПО «ПУ № 28» в пос.Шушенское. В 2009 году Эпова Ю.В., поскольку собственного жилья не имела, обратилась в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет для предоставления жилья вне очереди. В ходе сбора документов было установлено, что мать Эповой Ю.В. - ХХ имела на праве собственности 1/2 доли жилого дома в <адрес> Красноярского края, по <адрес>, однако данное жилое помещение за истицей после принятия ее на полное государственное обеспечение, не закреплялось, мер по обеспечению сохранности данного жилого помещения органами местного самоуправления не принималось. Согласно акту обследования № 85 от 01.03.2011г. и заключению № 82 от 01.03.2011г. данное жилое помещение признано не пригодным для проживания. Органы опеки и попечительства г.Минусинска оказали Эповой Ю.В. содействие в сборе необходимого пакета документов, которые затем были направлены в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет Эпову Ю.В. для предоставлении жилого помещения, как ребенку оставшемуся без попечения родителей, однако решение о постановке Эповой Ю.В. на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края до настоящего времени не принято, жилым помещением до настоящего времени Эпова Ю.В. не обеспечена. Поскольку сирота Эпова Ю.В. была выявлена исполнительным органом местного самоуправления - администрацией г.Минусинска, она обязана в соответствии с законодательством обеспечить Эпову Ю.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эпова Ю.В. не имеет юридического образования, в связи с чем не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, Минусинский межрайонный прокурор обратился с настоящим исковым заявлением в суд в защиту ее законных интересов. В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. и Эпова Ю.В. исковые требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно Эпова Ю.В. суду пояснила, что в 2005 году после смерти ее матери она была помещена в ЦСРН «Лучик» г.Минусинска. Отца своего она почти не знала, в 2007г. он был лишен в отношении нее родительских прав, после чего она была определена на полное государственное обеспечение. В 2010 году она закончила КГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» в <адрес>, в настоящее время проживает и обучается в КГОУ «Профессиональное училище №» в <адрес>, зарегистрирована по месту жительства вы общежитии училища. О том, что ее мать имеет в собственности 1/2 доли жилого помещения в <адрес> тона узнала уже после ее смерти. При осмотре этого дома оказалось, что он полуразрушен, в настоящее время пустует и не пригоден для проживания. Собственного жилого помещения Эпова Ю.В. в собственности не имеет. Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что со стороны администрации г.Минусинска были предприняты все необходимые меры для содействия в обеспечении Эповой Ю.В. жильем. Пакет документов в Министерство образования и науки Красноярского края был направлен, однако был возвращен Министерством в связи с наличием у матери Эповой Ю.В. жилого помещения в <адрес> Красноярского края, по <адрес>. Позже, акт о непригодности данного жилого помещения для проживания был направлен в Министерство, однако Эпова Ю.В. на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края поставлена не была, денежные средства на приобретение жилья для нее из краевого бюджета не выделялись в связи с чем администрация не имеет возможности исполнить свои обязательства по приобретению жилья для истицы. Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Малицкая С.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Суду представила отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя свою позицию следующим. Порядок учета, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005г. «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет указанных категорий граждан с учетом даты их рождения и даты предоставления документов. Документы необходимые для постановки Эповой Ю.В. на учет были Министерством получены, однако предоставленный пакет документов был не полным, в связи с чем оснований для постановки истцы на учет не имелось. Кроме того, в соответствии с постановлением администрации <адрес> № –п от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м. общей жилой площади помещения, в связи с чем заявленные истцом требования о предоставлении жилого помещения Эповой Ю.В. в размере 30 кв.м. являются не соответствующими указанному постановлению и удовлетворению не подлежат. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Эпова Ю.В. 05.06.1992 года рождения осталась без попечения родителей. 24.10.2005 г. умерла ее мать Х, отец ХХ решением Курагинского районного суда от 23.04.2007 года был лишен родительских прав. Согласно направлению администрации г.Минусинска от 14.11.2005г. Эпова была помещена в ЦСРН «Лучик» г.Минусинска для содержания и воспитания. На основании постановления администрации г.Минусинска № 1127-п от 09.07.2007г. Эпова Ю.В. определена на полное государственное обеспечение в учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. После окончания школы, Эпова Ю.В. в 2010 году закончила КГОУ НПО «Профессиональное училище № 28» в пос.Шушенское, в настоящее время проходит обучение в КГБОУНПО «Профессиональное училище №61» в г.Минусинске, проживает и состоит там на регистрационном учете по месту пребывания. В апреле 2011 года Эпова Ю.В. обратилась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г.Минусинска для обеспечения её жилым помещением как оставшуюся без попечения родителей, 29.04.2011г. Управлением образования администрации г.Минусинска в Министерство образования и науки Красноярского края направлен пакет документов для постановки на учет Эпову Ю.В. в качестве нуждающейся в жилье, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Согласно справок Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Эповой Ю.В. отсутствуют. Согласно сообщения нотариуса Минусинского нотариального округа Кожуховой Г.П., наследственно дело после смерти Эповой И.М. не заводилось, с заявлением о вступлении в наследство после указанного лица никто не обращался. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о смерти Х, решением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ХХ родительских прав, направлением управления образования администрации г.Минусинска № 1205 от 14.11.2005г., постановлением администрации г.Минусинска № 1127-п от 09.07.2007г. об определении Эповой Ю.В. на полное государственное обеспечение, договором купли-продажи доли жилого дома от 08.08.19990 г., заключением № 82 от 01.03.2011г. администрации Курагинского района Красноярского края о признании жилого помещения не пригодным для проживания и актом № 85 от 01.03.2012г. обследования к нему, сообщением нотариуса Минусинского нотариального округа Кожуховой Г.П., заявлением Эповой Ю.В. в Министерство образования и науки Красноярского края от 20.04.2011г., сопроводительным письмом от 29.04.2011г. управления образования администрации г.Минусинска о направлении документов Эповой Ю.В. в Министерство образования и науки Красноярского края, сообщением администрации Курагинского района от 15.12.2010г., справками администрации г.Минусинска, сопроводительными письмами УО администрации г.Минусинска. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 этого же закона и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма». В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку именно на администрации г.Минусинска в силу вышеуказанных положений нормативных правовых актов лежит обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, однако эта обязанность по обеспечению Эповой Ю.В. ею не исполнена, суд считает, что бездействие это является незаконным. В результате этого бездействия Эпова Ю.В. не обеспечен жилым помещением, нарушено гарантированное ему законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести в муниципальную собственность жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Эповой Ю.В.. Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истице жилое помещение должно быть не менее этой нормы. Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истиц, суд полагает удовлетворению не подлежащими. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска по необеспечению Эповой Ю.В. жилым помещением. Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Эповой Ю.В.. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме Председательствующий Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2012г.