о предосталвении жилья



Дело № 2-468/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Зорина В.Н. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Зорина В.Н. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Зорину В.Н. в г.Минусинске не ниже социальной нормы, признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска в связи с непредоставлением жилого помещения Зорину В.Н. и обязать приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Зорину В.Н. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Зорина В.Н. в рамках исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Зорин В.Н. 03.06.1988 года рождения остался без попечения родителей. В период с 2002 г. по 2004г. он воспитывался в МУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Минусинска. Решением Минусинского городского суда от 22.05.2006г. его родители были лишены в отношении него родительских прав. В 2009г., до достижения 23 лет Зорин В.Н., поскольку собственного жилья не имел, обратился в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет для предоставления жилья вне очереди, собрал и предоставил все необходимые документы. Факт обращения Зорина В.Н. подтверждается письмом администрации г.Минусинска № 3704-01-22 от 25.08.2010г. и прилагаемым к нему списком детей- сирот, состоящих на учете в администрации г.Минусинска, в котором указана фамилия Зорина В.Н., однако информации о направлении документов Зорина В.Н. в Министерство образования и науки Красноярского края в органе опеки и попечительства администрации г.Минусинска не имеется. Зорин В.Н. неоднократно обращался в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска для предоставления жилья, однако жилье ему предоставлено не было, собственного он не имеет. Поскольку Зорин В.Н. обратился в органы опеки и попечительства до достижения им возраста 23 лет, администрация г.Минусинска обязана в соответствии с законодательством обеспечить Зорина В.Н. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Зорин В.Н. не имеет юридического образования, в связи с чем не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, Минусинский межрайонный прокурор обратился с настоящим исковым заявлением в суд в защиту его законных интересов.

В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. и истец Зорин В.Н. исковые требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Зорин В.Н. дополнительно суду пояснил, что до 2002г. он проживал с отцом, затем, поскольку его родители злоупотребляли спиртными напитками, в период с 2002г. по 2004г. он был проживал в МУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Минусинска, решением Минусинского городского суда от 22.05.2006г. его родители были лишены в отношении него родительских прав. С 2006г. по 2008г. он служил в рядах Российской Армии, затем вернулся г.Минусинск для проживания. В 2009г. он узнал, что имеет право на внеочередное получение жилья в связи с чем обратился в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г.Минусинска для постановки на учет для получения жилого помещения и предоставил все требуемые документы. Специалист отдела приняла у него документы и пояснила, что о постановке на учет ему дополнительно сообщат. Поскольку длительное время ему сообщений ему не поступало, он лично обратился в органы опеки, однако оказалось, что его документы были утрачены. Необходимый пакет документов направлялся в Министерство образования и науки Красноярского края повторно 31.10.2011г., однако на учет он поставлен не был, жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время он работает, снимает жилье в аренду, собственного он не имеет возможности приобрести.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что органы местного самоуправления могут отвечать за реализацию какой либо обязанности только в случае если они наделены в установленном законом порядке соответствующими полномочиями, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются в пределах и за счет средств субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Учитывая указанное, бездействия со стороны администрации не имеется, поскольку нет необходимых финансовых средств.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Малицкая С.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Суду представила отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя свою позицию следующим. Порядок учета, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005г. «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет указанных категорий граждан с учетом даты их рождения и даты предоставления документов. Зорин В.Н., с заявлением в Министерство, о постановке его на учет для получения жилья не обращался. Кроме того, в настоящее время оснований поставить его на учет у Министерства не имеется, поскольку он достиг возраста 23 лет.

Свидетель Д. суду показала, что с августа 2010г. работает в управлении образования администрации <адрес> специалистом отдела опеки и попечительства. Осенью 2011 года к ней обратился истец Зорин В.Н. по вопросу предоставления ему жилого помещения, как оставшемуся без попечения родителей. Ею было установлено, что в 2009г. Зорин В.Н. обращался в их отдел опеки и попечительства и предоставлял необходимый пакет документов для предоставления жилья, однако на учет Министерством образования и науки Красноярского края он поставлен не был и данных о направлении его документов в Министерство не имеется.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Зорин В.Н. 03.06.1988 года рождения остался без попечения родителей. В период с 2002г. по 2004г. он проживал в МУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Минусинска. Решением Минусинского городского суда от 22.05.2006 года, его родители - З. и К. были лишен в отношении него родительских прав. С 2006г. по 2008г. З. служил в Российской Армии. В 2009г. вернулся г.Минусинск для проживания и обратился в администрацию г.Минусинска с заявлением для постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье, предоставив необходимый пакет документов. Согласно письма администрации г.Минусинска № 3704-01-22 от 25.08.2010г. и прилагаемого к нему списка детей- сирот, Зорин В.Н. был поставлен на учет в администрации г.Минусинска в качестве лица, из числа детей-сирот нуждающихся во внеочередном получении жилья, однако Министерством образования и науки Красноярского края на такой учет Зорин В.Н. поставлен не был, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. В настоящее время собственного жилья Зорин В.Н. не имеет, снимает жилье в аренду.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о рождении Зорина В.Н., решением Минусинского городского суда от 22.05.2006г. о лишении Зорина Н.В. и Костиной М.В. родительских прав, справкой КГАУ КЦСО «Тесь» № 555 от 27.08.2009г., о том, что с 30.08.2002г. по 09.01.2004г. Зорин В.Н. проживал в МУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Минусинска, письмом администрации г.Минусинска № 3704-01-22 от 25.08.2010г. и прилагаемым к нему списком детей- сирот, где Зорин В.Н. указан в качестве лица, из числа детей-сирот нуждающегося во внеочередном получении жилья, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 этого же закона и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ от 27.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006г., достижение лицом вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку именно на администрации г.Минусинска в силу вышеуказанных положений нормативных правовых актов лежит обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, однако эта обязанность по обеспечению Зорина В.Н. ею не исполнена, хотя с заявлением о предоставлении жилого помещения Зорин В.Н. обратился, как установлено судом, еще до достижения им возраста 23 лет, суд считает, что бездействие это является незаконным.

В результате этого бездействия Зорин В.Н. не обеспечен жилым помещением, нарушено гарантированное ему законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения.

Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести в муниципальную собственность жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Зорину В.Н..

Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истицу жилое помещение должно быть не менее этой нормы.

Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истиц, суд полагает удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска по необеспечению Зорина В.Н. жилым помещением.

Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Зорину В.Н..

В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение изготовлено 24.02.2012г.