Дело № 2-554/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 февраля 2012 года г.Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего Лощакова Д.В. при секретаре Козловской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Щербакова Р.А. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор в интересах Щербакова Р.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Зорину В.Н. в г.Минусинске не ниже социальной нормы 30 кв.м., признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска в связи с непредоставлением жилого помещения Щербакову Р.А. и обязать приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Щербакову Р.А.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Щербакова Р.А. в рамках исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Щербаков Р.А. 17.08.1990 года рождения с раннего детства остался без попечения родителей, его отец и мать были лишены в отношении него родительских прав решением Минусинского городского суда от 19.09.2000г.. Постановлением администрации г.Минусинска № 449-п от 12.07.1996г. над Щербаковым Р.А. была установлена опека. До достижения 23 лет Щербаков Р.А., поскольку собственного жилья не имел, обратился в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на его учет для предоставления жилья вне очереди, собрал и предоставил все необходимые документы, однако решение о постановке Щербакова Р.А. на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края не принято, жилым помещением до настоящего времени Щербаков Р.А. не обеспечен. В судебном заседании прокурор Коптева Е.И. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Щербаков Р.А. исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что с раннего детства проживал с бабушкой, поскольку родители его воспитанием не занимались. В 2000 году решением Минусинского городского суда они были лишены в отношении него родительских прав, бабушка постановлением администрации г.Минусинска она была назначена его опекуном. Истец окончил среднюю общеобразовательную школу в г.Минусинске, затем в 2009г. окончил ПУ-61 г.Минусинска. В настоящее время он проживает в г.Минусинске в съемной квартире со своей супругой, собственного жилья не имел и не имеет. С этого времени он узнал, что имеет право на внеочередное получение жилья, в связи с чем обратился в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г.Минусинска для постановки на учет для получения жилого помещения и предоставил все требуемые документы, однако решение о постановке его на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края не принято, жилым помещением до настоящего времени он не обеспечен. Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что право на получение жилья истцом не оспаривает, однако бездействия со стороны администрации г.Минусинска не имеется. Администрацией были приняты все меры в оказании содействия истцу в получении жилого помещения. Документы в Министерство образования и науки Красноярского края были направлены своевременно, однако на учет истец поставлен Министерством не был, денежные средства на приобретение ему жилья не выделены, в связи с чем приобрести жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Щербакову Р.А. администрация г.Минусинска не имеет возможности. Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду представил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя, тем что Министерство образования и науки Красноярского края, в отличии от органов местного самоуправления не наделено полномочиями обеспечивать сирот жилыми помещениями на территории г.Красноярска и Красноярского края по договору социального найма, в связи с чем Министерство по данной категории дел не может являться ответчиком. Порядок учета, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005г. «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Для постановки на учет данной категории лиц, необходимо предоставить в Министерство определенный пакет документов. Документы истцом были предоставлены в Министерство не в полном объеме, в связи с чем решить вопрос о постановке истца на учет, либо об отказе в приеме документов Министерство не имело возможности. Истцу был направлен ответ о необходимости предоставления недостающих документов. По состоянию на 20.01.2012г. необходимые документы истцом предоставлены не были. Кроме того, физические лица, в данном случае истец, не могут являться субъектами бюджетных правоотношений. Щербаков Р.А. не обладает правом требования к органу публичной власти о выделении ему денежных средств на приобретение жилья, следовательно данные требования не могут быть заявлены прокурором в интересах Щербакова Р.А. Также нельзя возлагать на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести жилое помещение истцу, поскольку по федеральному и краевому законодательству сироты имеют право на обеспечение и предоставление им жилого помещения, при этом право требовать приобретения им жилья законом не предусмотрено, в связи с чем заявленное требование о приобретении жилья Щербакову Р.А. не соответствует нормам права. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Щербаков Р.А. 17.08.1990 года рождения остался без попечения родителей. Решением Минусинского городского суда от 19.09.2000 года его родители Щ. и Щ. были лишены в отношении него родительских прав. Постановлением администрации г.Минусинска № 449 от 12.07.1996года опекуном Щербакова Р.А. была назначена его бабушка Кузьмина А.В..В 2010 году Щербаков Р.А. окончил в г.Минусинске и КГБОУНПО «Профессиональное училище №61», обратился в администрацию г.Минусинска с заявлением для постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и предоставил необходимые документы. 13.05.2010г. заявление и документы были направлены администрацией г.Минусинска в Министерство образования и науки Красноярского края, 28.01.2011г. администрацией направлены дополнительно требуемые документы, однако до настоящего времени решения о постановке на учет Щербакова Р.А. Министерством не принято, жилым помещением он не обеспечен. В настоящее время Щербаков Р.А. проживает на территории г.Минусинска и собственного жилья не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельствами о рождении Щербакова Р.А., решением Минусинского городского суда от 19.09.2000г. о лишении Щ. родительских прав, свидетельством о смерти Щ., постановлением администрации г.Минусинска № 449 от 12.07.1996года о назначении опекуном Щербакова Р.А. - К. А.В., ходатайством администрации г.Минусинска о направлении документов Щербакова Р.А. в Министерство от 13.05.2010г., ответом Министерства образования и науки Красноярского края № 2448/и от 14.04.2011г. о предоставлении недостающих документов, справками администрации г.Минусинска, выписками из финансово- лицевого счета, адресными справками, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма». В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку именно на администрации г.Минусинска в силу вышеуказанных положений нормативных правовых актов лежит обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, однако эта обязанность ею не исполнена, суд считает, что бездействие это является незаконным. В результате этого бездействия Щербаков Р.А. не обеспечен жилым помещением, нарушено гарантированное ему законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести в муниципальную собственность жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Щербакову Р.А.. Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истицу жилое помещение должно быть не менее этой нормы. Доводы представителя администрации <адрес> о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истиц, суд полагает удовлетворению не подлежащими. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска по необеспечению Щербакова Р.А. жилым помещением. Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Щербакову Р.А.. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Решение в окончательной форме изготовлено 24.02.2012г.