Решение Минусинского городского суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Сафоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыковой М.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе об установлении права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

истица обратилась в Минусинский городской суд с иском к УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе о понуждении включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период работы в должности преподавателя теории в <данные изъяты> детской музыкальной школе <данные изъяты> районного отдела культуры с 01 января 1984 года по 31 июля 1984 года и периоды работы в должности музыкального руководителя 0,75 ставки в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года и с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2011 года.

16 декабря 2011 года истица уточнила свои требования, просила обязать ответчика назначить и выплатить пенсию с 26 января 2009 года, то есть со дня приобретения права на пенсию (л.д. 93, 94).

30 января 2012 года истица вновь уточнила свои требования, просила суд включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии дополнительно к ранее заявленным периодам, период работы в должности музыкального работника в детском саду <данные изъяты> с 01 августа 1984 года по 11 апреля 1996 года.

13 марта 2012 года истица вновь уточнила свои требования (л.д. 225), просила суд включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы в должности музыкального руководителя на 1 ставку в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года и с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2011 года, в остальной части требования не изменила.

12 декабря 2011 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Минусинского района (л.д. 78), представитель которого в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, что является основаниям для рассмотрения дела в отсутствии представителя третьего лица.

В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске, кроме того суду пояснила, что согласно требованиям, установленным Министерством просвещения, музыкальные руководители являются педагогами, осуществляющими музыкальное воспитание детей. Право данных педагогических работников на получение пенсии за выслугу лет было предусмотрено законодательством РФ, действующим до 1991 года. Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года «периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условий выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основанному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)». Список, указанный в Постановлении Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года включает в себя должность «музыкальный руководитель». Факт работы в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой. Вся трудовая деятельность связана с осуществлением педагогической работы в детских образовательных учреждениях. Также истица суду пояснила, что один из двух детских садов был ликвидирован (детские сады были объединены), она продолжала получать заработную плату в том же объеме, что и раньше и о том, что её перевели на 0,75 ставки никто не сообщал, поэтому она считает, что работала на 1 ставку музыкальным руководителем.

Представитель ответчика Дмитриева М.В. по доверенности (л.д. 219) суду пояснила, что требования ей понятны, с требованиями Пенсионный фонд не согласен по следующим основаниям. Порядок исчисления трудового стажа с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П применяется ко всей трудовой деятельности до 01.01.2002 года, а не к отдельным периодам работы до 01.01.2002 года и производится следующим образом: работа до 01.11.1999 года – в соответствии с нормами постановления от 06 сентября 1991 года № 463; работа с 01.11.1999 года по 11.11.2002 года – по нормам постановления от 22 сентября 1999 года № 1067; работа с 12.11.2002 года – по нормам постановления от 29 октября 2002 года № 781. Перечни должностей и учреждений, предусмотренные вышеуказанными Списками, являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Периоды работы в должностях учреждениях, не предусмотренных списками, в стаж на соответствующих видах работ не включаются. У истицы стаж на соответствующих видах работ при оценке пенсионных прав в соответствии с нормами Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П составляет 19 лет 5 месяцев 5 дней на дату обращения в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении пенсии, то есть на 27 июня 2011 года.

Допрошенная в качестве свидетеля К суду пояснила, что работала вместе с истицей в детском саду <данные изъяты>. Истица работала музыкальным работником, занималась с детьми, готовила с детьми праздники и выступления.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные требования Лыковой М.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из трудовой книжки (л.д. 28) видно, что Лыкова М.В. 01 января 1984 года принята преподавателем теории <данные изъяты> детской музыкальной школы. С 08 августа 1986 года истица освобождена от должности преподавателя ДМШ переводом в распоряжение <данные изъяты> районо и 09 августа 1986 года принята музыкальным руководителем в детский сад № (на 0,25 ставки) и детский сад № (на 0,75 ставки) в с. <данные изъяты>.

Истица до заключения брака имела фамилию М., после заключения брака истице присвоена фамилия Лыкова, что подтверждается свидетельством о заключении барка (л.д. 206).

Ответчик не принял к зачету периоды работы с 01.10.1993 года по 1999 года в должности музыкального руководителя 0,75 ставки в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО, так как наименование должности не предусмотрено списком, утвержденным постановлением № 463, а период с 01.09.2000 года по 31.12.2001 года в должности музыкального руководителя 0,75 ставки в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО, подтверждено сведениями ПУ (список, утвержен постановлением № 1067), что указанно в письменном ответе истице (л.д. 15).

При этом период работы истицы в <данные изъяты> детской музыкальной школе <данные изъяты> районного отдела культуры с 01 января 1984 года по 31 июля 1984 года ответчиком вообще не рассматривался и не оценивался на предмет наличия оснований для включения в льготный пенсионный стаж по причине, со слов представителя ответчика, наличия в трудовой книжке истицы записи о дате приказа, которым она была оформлена на работу от 01.12.1984 года (приказ № ), то есть после того как истица год проработала в указанной должности.

Разрешая требования истицы о включении в льготный стаж периода работы истицы с 01 января 1984 года по 31 июля 1984 года в должности преподавателя теории в <данные изъяты> детской музыкальной школе, суд приходит к следующим выводам.

Основанием для не включения указанного периода работы в стаж истицы является неверная ссылка на приказ в трудовой книжке истицы.

Судом был истребован подлинный приказ, копия которого приобщена в материалы гражданского дела (л.д. 74), согласно которой Приказом № от 3 ноября 1983 года М.М.В. принята преподавателем <данные изъяты> с 01 января 1984 года.

Учитывая, что некорректно (неправильно) внесенная запись в трудовую книжку истицы, не может является основанием для нарушения её пенсионных прав, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы в части возложения обязанности на ответчика включить в специальный стаж истицы период её работы в должности преподавателя теории в <данные изъяты> детской музыкальной школе с 01 января 1984 года по 31 июля 1984 года, так как иных оснований для отказа во включении указанного периода в стаж работы истицы ответчик не предоставил.

Разрешая требования истицы о включении в льготный стаж периода работы истицы в должности музыкального руководителя на 1 ставку в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года и с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2011 года и в должности музыкального работника в детском саду <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» с 01 августа 1984 года по 11 апреля 1996 года, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Суд учитывает, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.

В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.

Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

При таких обстоятельствах вывод истицы о возможности включения вышеназванных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является неправильным, так как материалы дела не содержат сведений о том, что Лыковой М.В. была выработана норма рабочего времени (в должности музыкального руководителя в <данные изъяты> детском саду), установленная за ставку заработной платы, а в период, когда такая работа осуществлялась, нормы материального права, на которые ссылается истица применению не подлежали.

Однако судом установлено, что истица одновременно с работой на 0,75 ставки в должности музыкального руководителя в <данные изъяты> детском саду работала в должности музыкального работника в детском саду <данные изъяты> с 01 августа 1984 года по 11 апреля 1996 года, что подтверждается приказами (л.д. 147, 148) и свидетельскими показаниями, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истицы частично, так как имеются основания для суммирования периодов работы исходя из следующего.

Судом установлено, что ответчиком сделан вывод об отсутствии нагрузки в 1 ставку у истицы исходя из предоставленной по запросу ответчика администрацией <данные изъяты> сельсовета справки (л.д. 22), к которой относился детские сады в спорные периоды, согласно которой основанием для исчисления ставки 0,75 являются расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы с 1984 по 2001 годы. Следовательно, нагрузку истицы рассчитали из размера заработной платы получаемой в указанные периоды.

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал способ расчета нагрузки в спорный период истицы.

Суду предоставлены сведения о размере заработной платы истицы в период работы в должности музыкального руководителя <данные изъяты> детского сада на 0,75 ставки с 1986 по 2001 год (л.д. 149-166), а также сведения о размере заработной платы истицы в период работы в должности музыкального работника в детском саду <данные изъяты> с 01 августа 1984 года по 11 апреля 1996 года (л.д. 132-133).

Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 № 39 установлено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель".

Суд, анализируя приказ о приеме на работу истицы в детский сад <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 147), приказ об увольнении, а также, оценив соотношение размера заработной платы истицы, получаемой в один и тот же период (период наложения работы в должности музыкального руководителя и музыкального работника) с 01.01.1993 года по 11 апреля 1996 года, приходит к выводу, что истица работала суммарно по указанным должностям и в указанное время более чем на 1 ставку.

Таким образом, суд приходит к выводу, что, при определении факта выполнения истицей нормы рабочего времени (нагрузки), допустимо производить суммирование периода работы музыкального работника и музыкального руководителя, с учетом работы истицы на указанных должностях одновременно (совмещение должностей).

Доводы истицы, что она работала на ставку заработной платы весь спорный период опровергается материалами дела, так суду предоставлены первичные документы: штатные расписания (л.д. 103-107, 119), тарификационные списки (л.д. 108, 116, 118, 121), а также справки (л.д. 149-166), согласно которых в спорные периоды истица работала на 0,75 ставки музыкальным работником <данные изъяты> детского сада.

Обстоятельства слияния детских садов (№ 1 и № 2), на что ссылается истица судом установлено, данный факт подтверждается справкой <данные изъяты> сельской администрации (л.д. 22) и не оспаривается ответчиком, однако правового значения для истицы не имеет, так как в штатных расписаниях вновь образованного детского сада предусмотрена нагрузка 0,75 ставки музыкального работника.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы в части и обязать ответчика включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с 01 января 1984 года по 31 июля 1984 года в должности преподавателя теории (сольфеджио) в <данные изъяты> детской музыкальной школе <данные изъяты> райотдела культуры, а также период с 01.01.1993 года по 11 апреля 1996 года в должности музыкального руководителя в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО и в должности музыкального работника детского сада <данные изъяты> <данные изъяты> производства ОАО «<данные изъяты>», а в удовлетворении остальной части требований, в том числе о понуждении назначит пенсию с даты наступления права на пенсию (с 26 января 2009 года) отказать, так как, во-первых, назначение пенсии носит заявительный характер, а во-вторых, на указанную дату истица не имеет льготный стаж работы 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Лыковой М.В. в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с 01 января 1984 года по 31 июля 1984 года в должности преподавателя теории (<данные изъяты>) в <данные изъяты> детской музыкальной школе <данные изъяты> райотдела культуры; с 01.01.1993 года по 11 апреля 1996 года в должностях музыкального руководителя в <данные изъяты> детском саду <данные изъяты> РАЙОНО и в должности музыкального работника детского сада <данные изъяты> производства ОАО «<данные изъяты>».

В удовлетворении остальной части требований Лыковой М.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 26 марта 2012 года