Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 апреля 2012 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А. при секретаре Степановой С.Б., с участием представителей истца Комисаровой Т.Н. (доверенность от 12.01.12г.) и представителя ООО «Центр юридических консультаций» Маликовой В.А.(договор от 31.01.12г.), представителя ответчика Носкова В.Б. (доверенность от 10.01.12г.), представителя ответчика Бобровой Н.А.(доверенность от 26.10.11г.) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Тусловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лунева М.П. к Администрации г. Минусинска, Управлению социальной защиты населения Администрации г. Минусинска и Министерству социальной политики Красноярского края об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Лунева М.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Минусинска об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Определением судьи от 13 февраля 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска и Министерство социальной политики Красноярского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Комисарова Т.Н., Комиссаров Э.В., Комиссаров В.Э., Туслова Н.А., Антонов А.А. и Антонов Г.А.. Свои требования истица в исковом заявлении и в судебном заседании через своих представителей Комисарову Т.Н. и Маликову В.А. мотивировала следующим. Истица Лунева М.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>; указанное жилое помещение имеет общую площадь 55,8 метров квадратных и принадлежит на праве собственности дочери истицы Комисаровой Т.Н.. В этом же жилом помещении помимо истицы зарегистрированы и проживают также: сама Комисарова Т.Н. и члены ее семьи Комиссаров Э.В., Комиссаров В.Э., Туслова Н.А., Антонов А.А. и Антонов Г.А.. 26.03.10г. истица обратилась в Администрацию г. Минусинска с заявлением о предоставлении жилья в собственность на основании требований Федерального закона РФ «О ветеранах»; постановлением Администрации г. Минусинска № 79-п от 14.05.10г. она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пп.1 п.1 ст. 51 ЖК РФ и пункта 4 статьи 21 закона «О ветеранах». До настоящего времени мера социальной поддержки ей не предоставлена; более того, позднее она получила уведомление УСЗН г. Минусинска от 27.12.11г. о том, что приказом Министерства социальной политики Красноярского края № 733- од от 21.10.11г. в предоставлении данной меры социальной поддержки ей отказано. Общая площадь жилого помещения, принадлежащего Комисаровой Т.Н. составляет 55,8 метров квадратных, в квартире проживает семь человек; с учетом общей площади квартиры, на одного члена семьи приходится 7, 9 метров квадратных, что менее учетной нормы для постановки на жилищный учет в г. Минусинске( 9 метров). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. С учетом изложенного, полагает, что отказ в предоставлении данной меры социальной поддержи является незаконным, так как противоречит подпункту 4 пункта 1 статьи 21 «О ветеранах» и нарушает ее законные права. Справки Росреестра об отсутствии прав на иные жилые помещения всех членов семьи Комисаровой Т.Н. предоставлялись ей в Администрацию г. Минусинска 26.03.10г., однако, справки у нее не приняли, пояснив, что они для принятие решения не нужны. С учетом заявления об уточнении исковых требований, просит обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Носкова В.Б., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Полагает, что Администрация г. Минусинска является ненадлежащим ответчиком по делу, так как обязанность по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения лежит в силу действующих правовых норм на Министерстве социальной политики Красноярского края. Полагает исковые требования истицы к Министерству основанными на законе и, подлежащими удовлетворению; в иске к Администрации г. Минусинска просит отказать в полном объеме. Ответчик- Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Боброву Н.А., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Полагает, что УСЗН г. Минусинска является ненадлежащим ответчиком по делу, так как обязанность по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения лежит в силу действующих правовых норм на Министерстве социальной политики Красноярского края. Полагает исковые требования истицы к Министерству основанными на законе и, подлежащими удовлетворению; в иске к Администрации г. Минусинска просит отказать в полном объеме. Представитель ответчика- Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Полагает, что истица является членом семьи собственника жилого помещения в котором она проживает- своей дочери Комисаровой Т.Н.; не предоставила в Министерство доказательств, подтверждающих то, кто фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> и, не предоставила сведений об отсутствии у иных членов семьи собственника Комиссарова Т.Н. прав на иные жилые помещения. Полагает постановление Администрации г. Минусинска о принятии истицы на учет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ незаконным. С учетом изложенного, просит в иске к Министерству отказать в полном объеме. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Туслова Н.А., действующая от своего имени и от имени своих несовершеннолетних детей Антонова А.А. и Антонова Г.А. в судебном заседании с требованиями истицы согласилась, подтвердив изложенные истицей обстоятельства. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Комисарова Т.Н., действующая от своего имени и от имени своего несовершеннолетнего ребенка Комисарова В.Э., в судебном заседании с требованиями истицы согласилась, подтвердив изложенные истицей обстоятельства. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Комиссаров Э.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Свидетель А показала, что ее семья и семья истицы длительное время находятся в дружеских отношениях, часто бывает в гостях у семьи истицы. В квартире по адресу: <адрес>, действительно фактически проживают семь человек, в том числе и истица, которые другого жилья не имеют. В суд представлены также следующие доказательства: удостоверение от 20.05.02г.; заявление Луневой М.П. от 26.03.10г.; уведомления от 24.05.10г., от 01.11.11г. и от 27.12.11г.; договор дарения от 22.04.98г.; паспорт истицы; свидетельство о заключении брака от 21.10.82г.; свидетельство о смерти от 12.07.01г.; копия военного билета от 15.03.65г.; выписка из домовой книги от 21.09.10г.; паспорта и свидетельства о рождении членов семьи Комисаровой Т.Н.; выписка из постановления № 792-п от 14.05.10г. с приложением; справки от 06.09.10г., от 28.04.10г.; ответы Росреестра от 22.04.10г., от 27.03.12г.; протоколы назначения субсидий; копия домовой книги; договор аренды жилого помещения от 25.01.09г.; решения Минусинской городской Думы от 13.07.05г. № 10-85р и № 26-221р от 21.09.10г.. Выслушав стороны и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает следующее. Стороны не оспаривают изложенные истицей фактические обстоятельства, однако, дают этим обстоятельствам различную юридическую оценку. Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 «О ветеранах»: «Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.». Согласно пункту 1 статьи 23.2. закона «О ветеранах»: « Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Закона: «По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.». В силу требований статьи 2 Федерального закона № 79- ФЗ от 06.05.10г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», указанные выше положения подпункта 4 пункта 1 статьи 21 закона «О ветеранах» распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.10г.. Статьей 2 Закона Красноярского края от 18.02.10г. № 10- 4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Согласно статье 3 Закона края: «Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края". В силу статьи 5 Закона Красноярского края № 18- 4751 от 23.05.06г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет (приложение 1), при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете. Согласно Закону края № 18-4751 полномочия по определению нуждаемости граждан в жилых помещениях и принятию их на учет возложены на органы местного самоуправления. Суд соглашается с истицей в том, что она относится к категории лиц, для которых Федеральным законом РФ «О ветеранах» установлены различные виды социальной поддержки, в том числе такой вид социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Судом установлено, что истица принята на соответствующий учет органом местного самоуправления г. Минусинска. Также суд полагает установленным, что истица относится к членам семьи своей дочери Комисаровой Т.Н., проживает в квартире последней по адресу: <адрес>; в данном же жилом помещении проживает в общей сложности семь человек, общая площадь жилого помещения 55,8 квадратных метров. Таким образом обеспеченность истицы жилым помещением составляет менее учетной нормы для постановки на жилищный учет в г. Минусинске( 9 метров). Прав на иные жилые помещения истица, Комисарова Т.Н. и члены семьи последней не имеют. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. С учетом изложенного, суд полагает, что отказ в предоставлении истице данной меры социальной поддержи является незаконным, так как противоречит подпункту 4 пункта 1 статьи 21 «О ветеранах» и нарушает ее законные права. Справки Росреестра об отсутствии прав на иные жилые помещения всех членов семьи Комисаровой Т.Н. предоставлялись ей в Администрацию г. Минусинска 26.03.10г., однако, справки у нее не были приняты органом местного самоуправления. При таких обстоятельствах, суд полагает отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки незаконным, а исковые требования к Министерству социальной политики Красноярского края подлежащими удовлетворению. В иске к Администрации г. Минусинска и Управлению социальной защиты населения г. Минусинска надлежит отказать в связи с тем, что данные ответчики являются ненадлежащими ответчиками по делу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Лунева М.П. к Министерству социальной политики Красноярского края удовлетворить в полном объеме. Обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Лунева М.П., ДД.ММ.ГГГГг.р., единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. В удовлетворении исковых требований Лунева М.П. к Администрации г. Минусинска и Управлению социальной защиты населения Администрации г. Минусинска об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения- отказать. Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения. Председательствующий: