Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В. при секретаре Эйснер М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жерлыкского сельсовета о признании бездействий незаконными и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л. Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет; о понуждении администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Жерлыкского сельсовета, размещаемой в сети Интернет, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; понуждении администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края создать в сети Интернет официальный сайт, а в случае отсутствия возможности разместить на официальном сайте Минусинского района Красноярского края информацию о деятельности органов местного самоуправления Жерлыкского сельсовета в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования прокурор мотивирует тем, что администрацией Жерлыкского сельсовета не исполняются требования законодательства о противодействии коррупции в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, поскольку не разработан и не утвержден нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации для опубликования в сети Интернет, не создан официальный сайт органа местного самоуправления. На официальном сайте администрации Минусинского района информация о деятельности Жерлыкского сельсовета отсутствует, на официальном сайте Красноярского края размещена лишь общая информация, что не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал частично. Определением суда от 23 апреля 2012 года производство по делу в части требований о понуждении администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Жерлыкского сельсовета, размещаемой в сети Интернет прекращено в связи с отказом прокурора от требований. В остальной части прокурор требования поддержал и пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Прокурорской проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края не принято должных мер для исполнения требований ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» и ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», так как нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, до обращения с иском в суд не были разработаны, официальный сайт органа местного самоуправления не создан до настоящего времени. На официальном сайте администрации Минусинского района информация о деятельности Жерлыкского сельсовета отсутствует, на официальном сайте Красноярского края размещена лишь общая информация. Отсутствие официального сайта администрации Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям. Глава Жерлыкского сельсовета Минусинского района Коннов М.П. с требованиями Минусинского межрайонного прокурора не согласился. Пояснил, что действительно у администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района отсутствует собственный сайт в Интернете из-за отсутствия технической возможности. При этом информация о деятельности администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района имеется на официальном сайте администрации Минусинского района и на официальном сайте Красноярского края. 29 марта 2012 года постановлением № 13-П главы администрации Жерлыкского сельсовета утвержден Перечень информации, размещаемой на официальном сайте администрации района. Кроме того, вся информация имеется в здании администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района, препятствий никому для получения интересующей информации не имеется. Представитель третьего лица Администрации Минусинского района по доверенности Валиулина Р.Ф. пояснила, что постановлением главы администрации Минусинского района № от 17.05.2010 года утверждено Положение об официальном Интернет-сайте администрации Минусинского района. Для каждого муниципального образования выделена своя страница. При поступлении информации на официальном сайте администрации Минусинского района и сайте Красноярского края размещается вся необходимая информация о деятельности Жерлыкского сельсовета, которая продублирована в помещении администрации Жерлыкского сельсовета. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает в иске отказать по следующим основаниям. В силу ч.2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Статьей 309 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 4 ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: - открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; - достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; - свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; - соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. Согласно ст. 7 ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами. В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных государственным органом, органом местного самоуправления на ее предоставление. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть передана по сетям связи общего пользования. Разрешая требования прокурора о понуждении администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края создать в сети Интернет официальный сайт, а в случае отсутствия возможности разместить на официальном сайте Минусинского района информацию о деятельности органов местного самоуправления Жерлыкского сельсовета в течение трех месяцев со дня вступления решения суду в законную силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для требований. Статьи 6 и 7 ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяют несколько способов (перечень которых не является исчерпывающим) и форм обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. То есть, размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" является одним из способов, которым согласно ст. 6 указанного Федерального закона может обеспечиваться доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, но не является безусловной обязанностью. Приведенные нормы закона не является императивными, следовательно, не возлагают на органы местного самоуправления обязанность по созданию собственного официального сайта в системе «Интернет». Доводы прокурора о том, что указанная обязанность следует из норм ст. 10 и ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» суд считает необоснованными, так как сама ст. 10 Закона является диспозитивной, позволяющей размещать указанную информацию на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, но не влекущей обязанность совершать указанные действия. Кроме того, информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте муниципального района. Из приобщенных к материалам дела данных официального портала Красноярского края и официального сайта администрации и Минусинского района установлено наличие сведений о деятельности муниципального образования Жерлыкский сельсовет Минусинского района (л.д. 6-10). В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что орган местного самоуправления допустил бездействие по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, а также допустил нарушение Закона, разместив на официальном портале - сайте субъекта Российской Федерации информацию о деятельности муниципального образования Жерлыкского сельского совета не в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Анализ изложенного свидетельствует о том, что федеральными законами размещение в сети Интернет информации о деятельности органа местного самоуправления предусматривается как один из способов осуществления доступа к информации. Размещение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на официальном сайте муниципального района, портале субъекта Российской Федерации Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяется как возможность, но не обязанность для муниципального образования. На основании изложенного суд приходит к выводу, что законных оснований требовать от муниципального образования размещать информацию о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет у прокурора не имеется. Руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л. В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора о признании бездействий администрации муниципального образования Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края незаконными и возложении обязанностей - отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца. Председательствующий