о признании бездействия незаконным



Дело №2-787/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Минусинского межрайонного прокурора об оспаривании бездействия администраций Городокского, Прихолмского, Кавказского, Маломинусинского, Жерлыкского сельсоветов и администрации Минусинского района,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлениями об оспаривании бездействий глав администраций муниципальных образований Городокского, Прихолмского, Кавказского, Маломинусинского, Жерлыкского сельсоветов Минусинского района Красноярского края в части непринятия мер по подготовке проектов генеральных планов поселений, просил обязать принять решения о подготовке проектов генеральных планов и направлении их для утверждения в соответствующие сельские Советы депутатов. Свои требования истец мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения градостроительного законодательства муниципальными образованиями Минусинского района, которой установлено, что в нарушение положений ст.ст.18, 24 Градостроительного кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве», главами администраций вышеуказанных муниципальных образований решения о подготовке проектов генеральных планов соответствующих сельских поселений не принимались и такие планы представительными органами муниципальных образований не утверждались. Отсутствие в поселениях генеральных планов нарушает права неопределенного круга граждан на землю, индивидуальное жилищное строительство, участие в градостроительной деятельности, препятствует разделению земель на территориальные зоны, строительству и развитию муниципальных образований.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявления дважды уточнял и дополнял (т.1 л.д.223, 226, 229, 232, 235, 238, 254-258), в окончательной их редакции, мотивируя тем, что в период 2010-2011 годов полномочия по подготовке проектов генеральных планов Городокский, Прихолмский, Кавказский, Маломинусинский и Жерлыкский сельсоветы передали администрации Минусинского района, просил признать незаконным бездействие администраций вышеуказанных сельсоветов в части непринятия мер по подготовке проектов генеральных планов поселений в период с 30.12.2004г. до момента передачи этих полномочий администрации Минусинского района (Городокского до 22.11.2010г., Прихолмского до 01.06.2010г., Кавказского до 20.10.2010г., Маломинусинского до 01.06.2011г. и Жерлыкского до 01.06.2011г.), признать незаконным бездействие администрации Минусинского района в части непринятия мер по подготовке проектов генеральных планов поселений в период с момента принятия у указанных сельсоветов соответствующих полномочий, обязать главу администрации Минусинского района принять решения о подготовке проектов генеральных планов Городокского, Прихолмского, Кавказского, Маломинусинского, Жерлыкского сельсоветов, обязать администрацию Минусинского района подготовить проекты этих планов и направить их для утверждения в Городокский, Прихолмский, Кавказский, Маломинусинский и Жерлыкский сельские Советы депутатов.

В судебном заседании прокурор Федорченко М.С. заявление полностью поддержал по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представители Городского сельсовета Арокина С.И., Прихолмского сельсовета - Форсел К.Г., Кавказского сельсовета - Герасимова И.И., Маломинусинского сельсовета Коротких В.А. и Жерлыкского сельсовета Коннов М.П. с заявлением прокурора не согласились. Суду пояснили, что собственных специалистов и средств для подготовки проектов генеральных планов поселений их сельсоветы не имели и не имеют, поэтому полномочия по их подготовке были переданы на оснований решений сельских Советов депутатов и соответствующих соглашений муниципальному образованию Минусинский район. До момента передачи полномочий необходимости в подготовке и утверждении генеральных планов не было, нет острой необходимости в их подготовке и сейчас.

Представитель администрации Минусинского района Каракатова Н.Г. с заявлением также не согласилась. Суду пояснила, что действительно полномочия по подготовке проектов генеральных планов поселений Городокского, Прихолмского, Кавказского, Маломинусинского и Жерлыкского сельсоветов на основании решений сельских Советов депутатов и соответствующих соглашений были переданы муниципальному образованию Минусинский район. В настоящее время работа по разработке проектов генеральных планов поселений ведется, однако финансирование на эти цели поступает в недостаточном объеме, в связи с чем выполнить сразу всю необходимую работу администрация Минусинского района не имеет возможности, пока проекты генеральных планов может. Администрация Минусинского района с целью получения средств из краевого бюджета участвует в краевой долгосрочной целевой программе «О территориальном планировании, градостроительном зонировании и документации по планировке территории Красноярского края», разработала проект собственной долгосрочной целевой программы «О территориальном планировании Минусинского района на 2012-2014 годы».

Представитель администрации Минусинского района Казачкова Л.А. в представленном в суд отзыве с заявлением прокурора также не согласилась, указав, что передача сельсоветами администрации Минусинского района полномочий по подготовке проектов генеральных планов возможна только с денежными средствами, необходимыми на осуществление этих полномочий. Таких средств из бюджетов поселений в администрацию Минусинского района не поступало и не поступает в связи с чем осуществить полномочия администрация не имеет возможности. Кроме того, согласно ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельны в определении порядка и сроков подготовки генерального плана. Отсутствие генеральных планов права и законные интересы неопределенного круга лиц не нарушает, доказательств этого прокурор суду не представил в связи с чем он не вправе обращаться в суд с подобным заявлением.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Городокский, Прихолмский, Кавказский, Маломинусинский и Жерлыкский сельсоветы являются самостоятельными муниципальными образованиями, находящимися в границах Минусинского района Красноярского края, наделены Законом Красноярского края от 18.02.2005г. №13-3022 статусом сельских поселений и имеют в своих границах застроенные и предназначенные для строительства земельные участки, что подтверждается пояснениями участников судебного заседания и Уставами сельсоветов.

В соответствии со ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно ч.1, 6 ст.18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

В силу ст.41 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

На основании ч.5,6 ст.45 Кодекса органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса.

В соответствии с Положениями Уставов вышеуказанных сельсоветов к вопросам местного значения этих поселений относится, в том числе, утверждение генеральных планов сельсовета, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельсовета документации по планировке территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции, объектов капитального строительства, расположенных на территории сельсовета, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель.

Учитывая установленные обстоятельства, указанные положения закона и Уставов Городокского, Прихолмского, Кавказского, Маломинусинского, Жерлыкского сельсоветов, суд приходит к выводу, что разработка проекта генерального плана поселения является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. Отсутствие генерального плана в сельском поселении может повлечь невозможность решения других вопросов местного значения и нарушает права и интересы неопределенного круга граждан в области землепользования.

Как установлено в судебном заседании генеральных планов сельских поселений, отвечающих установленным в настоящее время требованиям, Городокский, Прихолмский, Кавказский, Маломинусинский и Жерлыкский сельсоветы не имели и не имеют.

Согласно ст.24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Из пояснений их представителей и представленных в материалы дела решений сельских Советов депутатов и соглашений о передаче части своих полномочий органам местного самоуправления Минусинского района от 30.12.2011г. (п.2.1.5.), следует, что свои полномочия по принятию решений о подготовке генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки поселений, документации по планировке территории поселений и их фактической подготовке сельсоветы на период 2012-2015 годов передали муниципальному образованию Минусинский район. Передавались эти полномочия сельсоветами на основании аналогичных соглашений и в период 2008-2011 годов.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что доказательств принятия решение о подготовке проектов генеральных планов и их подготовки, представители сельсоветов и администрации Минусинского района в судебном заседании не преставили, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора в части оспаривания бездействия администраций Городокского, Прихолмского, Кавказского, Маломинусинского и Жерлыкского сельсоветов до момента передачи своих полномочий и администрации Минусинского района с момента передачи ей полномочий по непринятию мер решений о подготовке и подготовке генеральных планов поселений.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, решения которого оспорены, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, с учетом факта передачи полномочий муниципальному образованию Минусинский район и отсутствия доказательств наличия решений о подготовке проектов генеральных планов и совершения конкретных действий по их фактической подготовке, суд полагает необходимым возложить в судебном порядке на его исполнительно-распорядительный орган – администрацию обязанность принять решение о подготовке проектов генеральных планов, подготовить эти проекты и направить их для утверждения в соответствующие сельские Советы депутатов для их утверждения или отклонения.

Доводы представителей администрации Минусинского района об отсутствии средств на реализацию переданных полномочий, по мнению суда, не могут быть основанием для отказа в удовлетворения заявления. Вопросы о наличии или отсутствии у администраций сельсоветов и Минусинского района денежных средств на исполнение полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках настоящего гражданского дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края принять решения о подготовке проектов генеральных планов поселений Городокский сельсовет, Прихолмский сельсовет, Кавказский сельсовет, Маломинусинский сельсовет и Жерлыкский сельсовет Минусинского района Красноярского края, подготовить эти проекты и направить их для утверждения в соответствующие сельские Советы депутатов для утверждения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение изготовлено 02.05.2012г.