Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 мая 2012 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А. при секретаре Степановой С.Б., с участием представителя истца Казаковой Н.Г. (доверенность от 16.11.11г.) и представителей ответчиков Бобровой Н.А.(доверенность от 26.10.11г.) и Шимохиной О.А.(доверенность от 18.01.12г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышева Л.Ф. к Управлению социальной защиты Администрации г. Минусинска и Администрации г. Минусинска о признании членом семьи участника войны и обязании совершить действия, УСТАНОВИЛ: Малышева Л.Ф. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты Администрации г. Минусинска и Администрации г. Минусинска о признании членом семьи участника Великой Отечественной войны, обязании выдать удостоверение члена семьи участника войны и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Определением судьи от 02 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора было привлечено Министерство социальной политики Красноярского края. Свои требования истица в исковом заявлении и в судебном заседании через своего представителя по доверенности Казакову Н.Г. мотивировала следующим. Малышева Л.Ф. проживает в жилом помещении специализированного жилищного фонда- в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, на основании ордера № 220 от 12.01.89г., выданного исполкомом Минусинского городского Совета народных депутатов. Ордер был выдан ей как вдове участника Великой Отечественной войны. Малышева Л.Ф. с 1954 по 1983 годы проживала в гражданском браке с М, с последним у них имеется двое детей 1955 и 1962 года рождения. Истица прожила с М совместно около 30 лет в ведомственном жилом помещении; М при жизни стоял на очереди, как нуждающийся в получении жилья, не дождавшись квартиры, ДД.ММ.ГГГГ он умер, вместо него на очереди осталась истица. М, ДД.ММ.ГГГГ. являлся участником Великой Отечественной войны и, ордер от 12.01.89г. она получила именно как вдова участника Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Красноярского края от 18.02.10г. № 10- 4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» члены семей умерших участников ВОВ имеют право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом № 5- ФЗ от 12.01.95г. «О ветеранах». Малышева Л.Ф. и М длительное время состояли в фактических брачных отношениях, проживали совместно, вели общее хозяйство, вырастили совместных детей. Однако, в связи с тем, что их брак официально зарегистрирован не был, Малышева Л.Ф. не имеет статуса и удостоверения вдовы участника Великой Отечественной войны и не может воспользоваться соответствующими мерами социальной поддержки, предусмотренными для членов семей умерших участников Великой Отечественной войны. При обращении в УСЗН Администрации г. Минусинска Малышева Л.Ф. получила отказ в выдаче удостоверения вдовы Участника Великой Отечественной войны; при обращении в Администрацию г. Минусинска она получила отказ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, также в связи с отсутствием у нее указанного статуса. Считает действия ответчиков незаконными по следующим основаниям. Так, согласно требованиям статьи 69 ЖК РФ: «К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.». Согласно пункту 6 статьи 1 Закона Красноярского края от 18.02.10г. № 10- 4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов»: «члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны относятся к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, при условии, что они являются нуждающимися в соответствии со статьей 51 ЖК РФ. Члены семей умерших участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Истица проживает в жилищном помещении специализированного жилищного фонда, другого жилья у нее не имеется. С учетом изложенного, просит признать Малышева Л.Ф. членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны М; обязать УСЗН Администрации г. Минусинска выдать Малышева Л.Ф. удостоверение члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны и обязать Администрацию г. Минусинска принять Малышева Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Ответчик- Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Боброву Н.А., исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»: «Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.». В силу требований статьи 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших(погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. Права и обязанности супругов возникают лишь после регистрации брака, как акта гражданского состояния(статья 17 КоБС РСФСР, действовавшего в период с 1969 года по 1996 год). Как следует из материалов гражданского дела и из пояснений самой истицы, брак между истицей и М, не заключался, истица не являлась супругой М. Учитывая изложенное, истица не имеет права на получения мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей умерших участников Великой Отечественной войны. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Шимохину О.А., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Истица, действительно обратилась в Администрацию г. Минусинска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В своем ответе от 01.03.12г. Администрация г. Минусинска указала, что заявительницей не представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренный законом для постановки граждан на такой учет. В частности, указано, что истица, как следует из представленных документов, относится к категории «Ветеран труда»; лицам данной категории мера социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не предусмотрена. Истице для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма необходимо представить ответчику документы, подтверждающие факт того, что истица является малоимущей, что будет давать основание для постановки на учет согласно статье 51 ЖК РФ, либо документ о том, что она является вдовой участника ВОВ, что будет давать основания для постановки на учет согласно Федеральному закону «О ветеранах». Поскольку истицей не представлено таких документов, Администрация г. Минусинска не имеет право принять истцу на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Учитывая изложенное, ответчик полагает заявленные требования необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Свидетель МСН показал, что его родителями являются Малышева Л.Ф. и умерший в 1983 году М; родители около 30 лет проживали совместно. Свидетель С показал, что проживал с Малышева Л.Ф. в одном доме в период с 1955 года по 1982 годы; Малышева Л.Ф. и умерший М все это время жили вместе одной семьей. Свидетель З показала, что длительное время работала вместе с Малышева Л.Ф.; Малышева Л.Ф. и умерший М все это время жили вместе одной семьей, имели двоих совместных детей. В суд представлены также следующие доказательства: заявления Малышева Л.Ф. от 31.01.12г.; копия паспорта и удостоверений истицы; свидетельство о смерти от 24.11.83г.; удостоверения и военный билет М; контрольный талон к ордеру № 220 от 12.01.89г.; выписка из финансово- лицевого счета от 21.11.11г.; справка БТИ от 28.11.11г.; ответ Росреестра от 21.11.11г.; ответ Администрации г. Минусинска от 01.03.12г.; ответ УСЗН Администрации г. Минусинска от 20.02.12г.; копия трудовой книжки Малышева Л.Ф.; решение № 6 от 10.01.89г и протокол заседания жилищной комиссии; свидетельство о рождении от 18.07.78г.; решение Минусинского городского суда от 05.12.11г.. Стороны не оспаривают изложенные истицей фактические обстоятельства, однако, дают этим обстоятельствам различную юридическую оценку. При этом, истица полагает, что имеет право на признание ее членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ответчики полагают, что такого права у истицы нет. Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего. Истица обосновала свои исковые требования положениями статьи 69 ЖК РФ, определяющей круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения. УСЗН Администрации г. Минусинска полагает требования истицы необоснованными, исходя из положений статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» и норм пенсионного законодательства. Суд полагает, что доводы ответчика основаны на правильном применении норм права, доводы истицы основаны на их неправильном толковании. Так, статья 69 ЖК РФ закрепляет правовой статус лиц, которые могут быть признаны членами семьи нанимателя, определяя круг прав и обязанностей таких лиц в отношениях с нанимателем жилого помещения, с наймодателем, с другими членами семьи нанимателя жилого помещения и, только по вопросам владения и пользования жилым помещением, в котором указанные лица проживают. В данном случае М к моменту рассмотрения настоящего дела умер, истица проживает в другом жилом помещении и претендует на меры социальной поддержки, установленные Федеральным Законом «О ветеранах». В связи с изложенным, к данным правоотношениям не применимы нормы статьи 69 ЖК РФ, а применимы нормы, установленные специальным законодательством РФ. Суд соглашается правовой позицией ответчика УСЗН Администрации г. Минусинска по следующим основаниям. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»: «Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.». В силу требований статьи 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших(погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. Права и обязанности супругов возникают лишь после регистрации брака, как акта гражданского состояния(статья 17 КоБС РСФСР, статья 10 СК РФ). Как следует из материалов гражданского дела и из пояснений самой истицы, брак между истицей и М, не заключался, истица не являлась супругой М. Таким образом, истица не являлась супругой умершего М, не получала, не получает и не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца после смерти М. Учитывая изложенное, истица не относится к членам семьи умершего участника Великой Отечественной войны М, имеющим право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. Таким образом, в удовлетворении требований истицы о признании ее членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и об обязании выдать ей удостоверение члена семьи участника Великой Отечественной войны следует отказать. Отказывая истице в постановке на учет, Администрация г. Минусинска указала в своем ответе, что истица не представила документов, подтверждающих факт того, что она является малоимущей, что будет давать основание для постановки ее на учет согласно статье 51 ЖК РФ, либо документов о том, что она является вдовой участника ВОВ, что будет давать основания для постановки на учет согласно Федеральному закону «О ветеранах». Поскольку истицей не представлено таких документов, отказ Администрации г. Минусинска в принятии истицы на учет является законным и обоснованным. Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования Малышева Л.Ф. не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Малышева Л.Ф. к Управлению социальной защиты Администрации г. Минусинска и Администрации г. Минусинска признании Малышева Л.Ф. членом семьи участника Великой Отечественной войны М, обязании Управления социальной защиты Администрации г. Минусинска выдать Малышева Л.Ф. удостоверение члена семьи участника Великой Отечественной войны и обязании Администрации г. Минусинска принять Малышева Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма- отказать. Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения. Председательствующий: