решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В.

при секретаре Эйснер М.А.,

с участием прокурора Кулагиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Белокопытовой Л.С. к МКДОУ «Тесинский детский сад», администрации Минусинского района о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ.

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Белокопытовой Л.С. обратился с исковыми требованиями о взыскании с МКДОУ «Тесинский детский сад» задолженности по невыплаченной заработной плате в сумме 10538,58 рублей, при недостаточности денежных средств – в субсидиарном порядке с муниципального образования Минусинский район в лице администрации за счет средств казны муниципального образования. Исковые требования мотивированы тем, что Белокопытова Л.С. состоит в трудовых отношениях с МКДОУ «Тесинский детский сад» заработная плата начисляется с учетом 30% районного коэффициента и 30% за работу в условиях, приравненных к северу. В соответствии с главой 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. С 01 декабря 2010 года по 31 декабря 2011 года на территории Красноярского края действовало «Региональное соглашение № 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае», согласно которому размер минимальной заработной платы для организаций, расположенных в муниципальных образованиях для края устанавливается в размере 5095 рублей. В связи с чем, заработная плата Белокопытовой Л.С. без учета районного коэффициента и северной надбавки должна быть не менее минимального размера оплаты труда. За период с октября 2011 года по декабрь 2011 года размер недоначисленной Белокопытовой Л.С. заработной платы составляет 10538,58 рублей.

В судебном заседании прокурор Калугина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив основания требований. Пояснила, что на основании ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Указанное постановление является действующим, не отменено и на основании ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяется постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

На основании изложенного считает, что заработная плата должна была быть работнику установлена не менее минимального размера оплаты труда и установленного «Региональным соглашением № 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае» размера минимальной заработной платы для организаций, расположенных в муниципальных образованиях в сумме 5095 рублей, на которую должны начисляться процентные надбавки за работу в неблагоприятных условиях.

Истец Белокопытова Л.С. исковые требования поддержала и пояснила, что заработная плата в октябре-декабре 2011 году с надбавками и доплатами составляла не менее 5095 рублей.

Представитель МКДОУ «Тесинский детский сад» в судебное заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 17, 18).

Представитель администрации Минусинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель администрации Минусинского района Валиулина Р.Ф. (доверенность л.д. 24) представила отзыв на исковое заявление (л.д. 23), в котором с исковыми требованиями Минусинского межрайонного прокурора не согласилась, сославшись на ч. 3 ст. 133 ТК РФ, которой установлено, что заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя выплаты компенсационного характера. Таким образом, трудовое законодательство допускает установление окладов как составных частей заработной платы, в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, при условии, что заработная плата, включающая в себя эти элементы, будет не меньше минимального размера оплаты труда. Региональным соглашением № 84 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» в размер минимальной заработной платы 5095 рублей включены компенсационные выплаты, в том числе за работу в особых климатических условиях. Законом Красноярского края № 13-6172 от 06.10.2011 года установлено, что региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями». В связи с этим не имеется оснований повторно начислять истцу компенсационные выплаты. В соответствии с перечнем районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 года № 12, Минусинский районе не содержится в перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Также представитель администрации Минусинского района указала о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности, просила применить последствия пропуска срока исковой давности и рассмотреть дело в её отсутствие,

Представитель третьего лица Управления образования администрации Минусинского района в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.

Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

С 01 декабря 2010 года на территории Красноярского края региональным соглашением № 84 от 30 ноября 2010 года минимальный размер заработной платы установлен 5095 рублей.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. (о расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера)". В указанном Перечне Минусинский район не значится.

На территории Минусинского района действует постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 24 сентября 1989г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких набавок на то время не была установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки (л.д. 10) установлено, что Белокопытова Л.С. с 25 мая 2010 года принята в МКДОУ «Тесинский детский сад» поваром, приказом от 26.07.2010 г. переведена на должность помощника воспитателя МКДОУ «Тесинский детский сад».

В соответствии с представленным Управлением образования администрации Минусинского района расчета заработной платы (л.д. 15) и расчетными листками (л.д. 12-14) помощнику воспитателя Белокопытовой Л.С. заработная плата за период с октября 2011 года по декабрь 2011 года рассчитывалась с учетом оклада за отработанное время в сумме 1995,25 руб., 12% сложности и напряженности в сумме 239,43 руб., 30% районного коэффициента в сумме 1056,21 руб., 30% районного коэффициента в сумме 1056,21 руб., 25,4 % персональной надбавки в сумме 567,61 руб., возмещения расходов воспитателя в сумме 718,4 руб., региональных выплат в суме 331 руб., а также с выплатами до установленного размера минимального размера оплаты труда, при этом ежемесячная заработная плата составляла не менее 5095 рублей.

Совокупность исследованных судом доказательств, с учетом вышеприведенных норм закона указывает на то, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Белокопытовой Л.С. в оспариваемый период превышал как Российский, так и установленный для г. Минусинска и Минусинского района минимальный размер оплаты труда, суд приходит к выводу, что нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы в указанный период ответчиком не допущено.

Исходя из действующего трудового законодательства, правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются.

Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в исковых требованиях является и довод представителя администрации Минусинского района о пропуске срока исковой давности.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как видно из входящего штемпеля на исковом заявлении прокурор обратился в суд 04 апреля 2012 года с требованиями о взыскании доплат по заработной плате за октябрь, ноябрь и декабрь 2011 года, то есть спустя три месяца после обжалуемого периода за октябрь и ноябрь 2011 года. Данных об уважительности пропуска срока для обращения в суд суду не представлено. Пропуск срока для обращения в суд для защиты индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Белокопытовой Л.С. к МКДОУ «Тесинский детский сад», администрации Минусинского района о взыскании заработной платы – отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Изготовлено 21 мая 2012 года