РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 мая 2012 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В. при секретаре Эйснер М.А., с участием прокурора Самандасюк Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Самандасюк Л.А. к МКДОУ «Восточенский детский сад», администрации Минусинского района о взыскании заработной платы, УСТАНОВИЛ. Минусинский межрайонный прокурор в интересах Самандасюк Л.А. обратился с исковыми требованиями о взыскании с МКДОУ «Восточенский детский сад» задолженности по невыплаченной заработной плате в сумме 5296,92 рублей, при недостаточности денежных средств – в субсидиарном порядке с муниципального образования Минусинский район в лице администрации за счет средств казны муниципального образования. Исковые требования мотивированы тем, что Самандасюк Л.А. состоит в трудовых отношениях с МКДОУ «Восточенский детский сад», заработная плата начисляется с учетом 30% районного коэффициента и 30% за работу в условиях, приравненных к Северу. В соответствии с главой 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. С 01 декабря 2010 года по 31 декабря 2011 года на территории Красноярского края действовало «Региональное соглашение № 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае», согласно которому размер минимальной заработной платы для организаций, расположенных в муниципальных образованиях для края устанавливается в размере 5095 рублей. В связи с чем, заработная плата Самандасюк Л.А. без учета районного коэффициента и северной надбавки должна быть не менее минимального размера оплаты труда. За период с октября 2011 года по декабрь 2011 года размер недоначисленной Самандасюк Л.А. заработной платы составляет 5296,92 рубля. В судебном заседании прокурор подал Уточнения искового заявления, в которых исковые требования поддержал, уточнив основания требований. Указал, что Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края. Указанное постановление является действующим, не отменено и на основании ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяется постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Решениями Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2006 года № ГКПИ05-1570 и от 27.12.2011 № КАС11-748 подтверждена законность применения процентной надбавки к заработной плате на территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На основании изложенного считает, что заработная плата Самандасюк Л.А. должна быть установлена не менее минимального размера оплаты труда и установленного «Региональным соглашением № 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае» размера минимальной заработной платы для организаций, расположенных в муниципальных образованиях в сумме 5095 рублей, на которую должны начисляться процентные надбавки за работу в неблагоприятных условиях. Истец Самандасюк Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 24, 26), представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 15). Представитель МКДОУ «Восточенский детский сад» в судебное заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 24, 25), 02 мая 2012 года заведующая МКДОУ «Восточенский детский сад» представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 20). Представитель администрации Минусинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель администрации Минусинского района Валиулина Р.Ф. (доверенность л.д. 28) представила отзыв на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями Минусинского межрайонного прокурора в интересах Самандасюк Л.А. не согласилась, сославшись на ч. 3 ст. 133 ТК РФ, которой установлено, что заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя выплаты компенсационного характера. Таким образом, трудовое законодательство допускает установление окладов как составных частей заработной платы, в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, при условии, что заработная плата, включающая в себя эти элементы, будет не меньше минимального размера оплаты труда. Региональным соглашением № 84 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» в размер минимальной заработной платы 5095 рублей включены компенсационные выплаты, в том числе за работу в особых климатических условиях. Законом Красноярского края № 13-6172 от 06.10.2011 года установлено, что региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями». В связи с этим не имеется оснований повторно начислять истцу компенсационные выплаты. В соответствии с перечнем районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 года № 12, Минусинский районе не содержится в перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Также представитель администрации Минусинского района указала о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности, просила применить последствия пропуска срока исковой давности и рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 27). Представитель третьего лица Управления образования администрации Минусинского района в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав. Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. С 01 декабря 2010 года на территории Красноярского края региональным соглашением № 84 от 30 ноября 2010 года минимальный размер заработной платы установлен 5095 рублей. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. (о расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера)". В указанном Перечне Минусинский район не значится. На территории Минусинского района действует постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 24 сентября 1989г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких набавок на то время не была установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки (л.д.9-10) установлено, что Самандасюк Л.А. с 01 ноября 1993 года принята в МКДОУ «Восточенский детский сад» на должность прачки на 0,25 ставки, приказом от 01 февраля 1995 года переведена на должность дворника, приказом от 01.12.2004 года переведена на должность помощника воспитателя. В соответствии с представленным Управлением образования администрации Минусинского района расчетом заработной платы (л.д. 12-13), заработная плата Самандасюк Л.А. за период с 01 октября 2011 года по декабрь 2011 года рассчитывалась с учетом оклада за отработанное время, дополнительной заработной платы, 12% сложности и напряженности, 30% районного коэффициента, 30% северного коэффициента, персональной надбавки, возмещения расходов воспитателям, с выплатами до установленного МРОТ и региональными выплатами, что составляет не менее установленного региональным соглашением минимального размера оплаты труда. Совокупность исследованных судом доказательств, с учетом вышеприведенных норм закона указывает на то, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Самандасюк Л.А. в оспариваемый период превышал как Российский, так и установленный для г. Минусинска и Минусинского района минимальный размер оплаты труда, суд приходит к выводу, что нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы в указанный период ответчиком не допущено. Исходя из действующего трудового законодательства, правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются. Ссылку прокурора на решения Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2006 года № ГКПИ05-1570 и от 27.12.2011 № КАС11-748 о подтверждении законности применения процентной надбавки к заработной плате на территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях суд расценивает неуместной, поскольку указанные решения к минимальному размеру оплаты труда отношения не имеют. Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в исковых требованиях является и довод представителя администрации Минусинского района о пропуске срока исковой давности. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как видно из входящего штемпеля на исковом заявлении прокурор обратился в суд 04 апреля 2012 года с требованиями о взыскании доплат по заработной плате за октябрь, ноябрь и декабрь 2011 года, то есть спустя три месяца после обжалуемого периода за октябрь и ноябрь 2011 года. Данных об уважительности пропуска срока для обращения в суд суду не представлено. Пропуск срока для обращения в суд для защиты индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Самандасюк Л.А. к МКДОУ «Восточенский детский сад», администрации Минусинского района о взыскании заработной платы – отказать. Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца. Председательствующий